Альтернатива не авангард

Добавлено 21 июня 2015 muzkarta

Максим Рысанов (альт), Евгений Румянцев (виолончель), Сергей Полтавский (альт), Юрий Башмет (альт, дирижер)

«На альте играют отставные генералы и беззубые духовники» — услышал от своего педагога студент второго курса Московской консерватории Вадим Борисовский, решивший сам, добровольно, изменить «царице оркестра» скрипке с альтом. На дворе стоял 1919 год…

Сейчас эта цитата воспринимается как исторический курьёз. Созданная во многом энтузиазмом профессора Вадима Васильевича Борисовского российская альтовая школа, среди множества замечательных музыкантов дала миру Юрия Башмета. Юрий Абрамович впервые поднял престиж концертного альтиста на высоту и ширину масс-медиа, вдохновил целую плеяду композиторов на создание произведений для альта. И пусть по-прежнему плачутся альтисты на скудость репертуара по сравнению со скрипкой или фортепиано, а даже продвинутые меломаны периодически путают альт то с женским голосом контральто, то с тёзкой-альтом из военно-духового оркестра, чувство вечной «вторичности», «срединности» альтистов по отношению к другим оркестровым собратьям постепенно уходит. Разве что анекдоты про альтистов «живее всех живых». Но умение посмеяться над собой не является ли знаком высшей мудрости?

Как «внучатая ученица» незабвенного В. В. Борисовского могу сказать: альтовому сообществу в прежние годы, 20–30 лет назад, была свойственна некая кастовость. Вернее, горделивое чувство собственного достоинства, как у самобытного малого народа. Внутри «альтовой семьи» практически все друг с другом были знакомы и дружны, но в различных внешних «тусовках» участия не принимали. И уж тем более избегали смежных жанров с элементами кроссовера, театральности, эпатажа и т. д. Попробуйте вспомнить даже в наступившем XXI веке наряду с модными босоногими скрипачками столь же экстравагантных альтисток, или фехтующих смычками отчаянных парней, как виолончелисты в популярном видео клипе.

Но вот выросло новое поколение — дерзкое, отважное. Названный западной прессой «Принцем альта» харизматичный Максим Рысанов, не стесняясь, отлично поёт контратенором, лицедействуя в кругу друзей, и эта запись собирает кучу просмотров в YouTube. Сергей Полтавский со товарищи пошли ещё дальше, организовав в Москве Первый альтовый мини-фестиваль альтернативной музыки «Viola is my life». Опережая: зачинщику и «главному виновнику» случившегося, заразившего своей слегка безумной идеей друзей и устроителей действа, — низкий поклон. Сергей Полтавский проявил себя не только разносторонним музыкантом, но лидером, привлекающим и коллег-ценителей, и рядовых слушателей.

Признаюсь, словосочетание «альтернативная музыка» поначалу не вдохновило. Сразу возникли ассоциации с атональными или вовсе шумовыми опусами, бойко выходящими из-под пера молодых композиторов. Каково будет слушать «наболевшие эмоции живого существа», как в старом кукольном «Необыкновенном концерте» именовались кошачьи вопли, извлекаемые из самого вокального, благородного, и когда-то родного инструмента?

Место действия фестиваля — московский Культурный центр ДОМ, известное клубное заведение с небольшим уютным залом. Обстановка там всегда демократичная, неформальная, открытая для экспериментов. Спасибо друзьям-музыкантам, придавшем храбрости: «Не волнуйся, участники все — мастера, с хорошим вкусом. Просто настройся на креативный, чуть с иронией замысел вечера».

В кромешной тьме, без объявления, явились на сцене Он — Сергей Полтавский, и Она — Ирина Сопова. На лицах — штрихи фосфорной светящейся краски. Майкл Догерти. «Viola Zombie» — экспрессивный дуэт-поединок, предельно техничный, но остающийся музыкой. Луч постепенно высвечивал чёрные одежды, рыжую гриву девушки, и…босые ноги обоих, почти танцевавшие в ритм музыке! «Зомби» заворожили, обожгли нервы, как глоток крепкого напитка.

И дальше впечатление от вечера пошло по нарастающей. «Альтернативная музыка — это не авангард. Мы тоже любим, чтобы было красиво и мелодично!« — примерно так сказал ещё запыхавшийся после зомби-балета Сергей Полтавский, оказавшийся вдобавок обаятельным соведущим вечера. И словно в доказательство добротных «корней» участников следом была представлена видео запись обращения к гостям фестиваля Александра Акимова. Не сумевший участвовать «живьём» в концерте Александр исполнил записанную на студии «Чистая музыка» Сонату № 1 Пауля Хиндемита, 3–4 части. Глубокий звук, академичная интерпретация. Разве что сочетание портретов — фона в студии, с подковыркой: Людвиг ван Бетховен и Фредди Мекркьюри рядом — вот уж, неисповедимы пути твои!

«Буколики» для альта и контрабаса Витольда Лютославского показались утешительными для слуха. Название неслучайно: польского классика вдохновляли сюжеты античной поэзии. Сергей Полтавский и Григорий Кротенко подчеркнули прозрачность, ажурность музыкальной фактуры.

Почему фестиваль назван «Альтернатива» и проходит не в Рахманиновском или Малом зале Московской консерватории, alma mater большинства участников, стало понятно в следующем номере. Ну не порядок альтисту всю пьесу играть без смычка, пиццикато, соревнуясь в этом приёме с арфой. Присутствовавший в зале автор, Павел Карманов, посвятил прелестную «Funny Valentine» арфистке Валентине Борисовой — медноволосой, тоненькой, действительно похожей на исполняемую капельно-свежую музыку. Серьёзный, чуть суховатый Максим Новиков предупредил, что задние ряды могут его пиццикато не услышать. Думаю, кокетничал. Отлично всё неслось! Умение владеть и смычком тоже Максим Новиков показал в «Каприсе № 17» для альта соло известного латышского композитора Георгия Пелециса.

А вот завершение первого отделения перевернуло все представления о возможностях если не альта, то альтистов. Фредерик Ржевский, Квартет «Fortune» для четырёх говорящих альтистов. «В начале было слово…» — Сонет № 29 Шекспира: When in disgrace with Fortune and men’s eyes// Когда, в немилости Фортуны и опозоренный в глазах толпы… Надеясь на учёность аудитории, русский перевод нам не дали. И не страшно! Староанглийский Шекспира, даже в небезупречном произношении московских музыкантов, звучит значительно и магически. Но как же трудно одновременно произносить слова, фразы на чужом языке, и играть, пусть и по нотам. Видимые в тексте «до-ре-ми, си-ре, соль-диез» они и в голове у большинства музыкантов проговариваются! Четыре альтиста: Сергей Полтавский, Ирина Сопова, Дарья Филиппенко, Михаил Ковальков показали себя не только ансамблистами, владеющими «бесконечным легато», кантиленой, перетекающей от одного к другому, от фразы к фразе, но настоящими актёрами психологического театра. В постановке номера им помогал режиссер Михаил Станкевич. У каждого — свой образ, свой Шекспир. Текст не просто выучен, а прочувствован и подан с предельной для непрофессионалов речевого жанра выразительностью, дефиле на сцене пластично. Пришпиленные к спинам ноты, когда альтисты выстроились в какой-то момент в затылок друг другу, были обыграны такой постановочной находкой! Замирают последние звуки, и вдруг ловишь себя на мысли, что настрой «капустника» диаметрально поменялся — на грани катарсиса. Ай да молодцы!

Не дав увязнуть в глубокомыслии, остроумцы начали второе отделение снова «без объявления войны». Позади зрительских стульев, у барной стойки Ирина Сопова и контрабасист Григорий Кротенко исполнили «Waiting tango» Джона Хоукинса. Опять почти танцевальный номер: сдержанный и меланхоличный Кротенко, в чьём владении контрабасом невозможно узнать остро саркастичного музыкального журналиста и блоггера, и брызжущая темпераментом огненноволосая точёная красавица Сопова, чей артистизм покоряет и подзаряжает публику, пожалуй, сильнее многих поп-звёзд. И опять пошло чередование традиционных, уместных и «в консерватории», и провокационных произведений. Вообще, составившему такую программу, и что не мало важно — её порядок, особый респект!

Три каприса для скрипки и альта уже знакомого Георгия Пелециса — выход впервые за вечер вечного альтового соперника. Скрипач Карэн Шахгалдян пытался рискованно шутить про «альтовую мафию», но игра его в дуэте с Максимом Новиковым была выше любых дежурных острот. Чётко, стильно, с видимым удовольствием от процесса. Жаль, что так мало.

А дальше настал черёд, пожалуй, самого «хулиганского» номера. Американец Билл Альвз вздумал сочетать рэп-нарезку из речей президента США Джорджа Буша с соло «расстроенного альта». «Mass Destruction» (Массовое уничтожение) — весёленький заголовок, нечего сказать! Михаил Ковальков, на вид самый юный участник, вышел в футболке в стиле сафари-камуфляжа, белых брюках и нежных беленьких носочках. Огромные наушники на голове, звукосниматель на деке. За «электроникой», то есть компьютером, верный Сергей Полтавский. Насчёт антимилитаристкого посыла пьесы можно спорить. Но это был такой виртуозный сольный альтовый «чёс» и драйв, столько молодой энергии вкладывал Ковальков в скорее темпоритм, усиленный динамиками, а не музыку в привычном понимании, что вещь, задуманная как очередной «фокус», захватила и запомнилась.

Чтобы дать выдохнуть, милая ведущая вечера Мария Чиркова рассказала вроде бы отвлечённую историю 100-летней давности. Как некий француз сконструировал летательный аппарат, похожий на альбатроса, и упорно, вопреки неудачам, хотел его запустить. Пьеса Стивена Сноудена названа «Under the Radar». В ней, следуя программному содержанию, планер «Альбатрос» всё-таки взлетает. Опять вышел квартет альтов, в несколько ином составе: Ирина Сопова, Михаил Ковальков, Дарья Филиппенко, Анна Журавлёва. Ощущение театральности так проникло в сознание публики, что когда вслед за задуманным улетанием нот на пол (как белые крылья!) у одних, за компанию соскользнула и нужная партия, создав неудобство для альтистки, из зала спокойно вышел и поднял ноты коллега. Думалось — режиссура, оказалось — полезная импровизация!

В пьесе Гэвина Брайерса «Lauda» для альта с сурдиной, рояля и электрогитары, неожиданным стало новое амплуа известного виолончелиста Евгения Румянцева, взявшего в руки электрогитару. Оригинально сочетались грудной сочный тембр инструмента Сергея Полтавского, интеллигентное туше пианиста Павла Домбровского с терпкой электрогитарой в архаичной мелодике, идущей от католической молитвы Laudate Dominum — «Хвалите Господа»!

Завершение вечера было ярким, праздничным. Сочинение американки Катрины Рид «Violas on a Roll» для ансамбля альтистов, где каждый может поимпровизировать в соло и показать свои «козыри». Восемь участников не дали скучать. К уже упомянутым присоединились Сергей Тищенко и Ксения Жулёва, до того читавшая целиком Сонет № 29 Шекспира. На сей раз Ксения спела свой сольный фрагмент приятным сопрано, вызвав бурное одобрение коллег и публики. Замечу, многие музыканты учили новые сложные произведения сверх занятости на основной оркестровой работе в РНО, Большом театре, других коллективах.

Реакция маленького, переполненного зала была практически на каждый номер горячей и шумной, кроме аплодисментов и криков «браво» раздавались свисты, притопывания, смех и выкрики. Но вот удивительно, даже немногих представителей среднего поколения, к коим отношу и себя, такой «неформат» бодрил. Словно лет 25–30 долой, и вспоминаются свои скромные попытки на альте в смежных жанрах, тогда возможные только в рамках курсового «капустника». В последнем слове, кстати, ничего обидного, зародилось то оно в Первом МХТ, при Станиславском! А теперь убедилась, самый вокальный струнный инструмент, оказывается, в руках свободных весёлых молодых музыкантов может стать альтовым Театром, а музицирование на нём превращает каждодневный труд до мозолей на подушечках пальцев в источник радости не только для узкого круга посвящённых.

Татьяна Елагина
/фото Ирина Шымчак, Светлана Селезнева/
www.muzcentrum.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору