Денис Мацуев о Конкурсе Чайковского, поколении виртуозов и магии имен
Пианист Денис Мацуев
В разгар Конкурса Чайковского вдруг обнаружилось, что энергичный «мотор» отечественной молодой музыкальной жизни, основатель и патрон международных молодежных фестивалей и проектов, победитель XI Конкурса Чайковского и член жюри нынешнего, пианист и общественный деятель Денис Мацуев отмечает 40-летие. Юбилейный концерт «Денис Мацуев собирает друзей» пройдет 23 июня во Дворце съездов в Кремле. Но темой, чрезвычайно волнующей пианиста, оказался не этот праздник, а Конкурс Чайковского, одним из продюсеров которого он, по сути, стал.
Денис Мацуев: Исходя из опыта своего конкурса молодых пианистов в Астане, отражающего все, что потом происходит на конкурсе Чайковского, могу сказать: технический уровень взлетел на такую беспрецедентную высоту, какая не снилась не то что сорок, но даже пятнадцать-двадцать лет назад. В 12 лет сейчас играют «Мефисто-вальс» Листа или Третий концерт Прокофьева и исполняют их не как «цирковые» номера, а серьезно, вдумчиво, глубоко. И это явно не случаи «вундеркиндства», когда в 8–9 лет играют, а в 14–15 исчезают навсегда. Четко виден контур нового поколения молодых пианистов. И я думаю, следующий, XVI конкурс будет совершенно удивительным. Хотя и сейчас уже на первом туре мы видим, что средний уровень исполнителей по сравнению с XIV конкурсом значительно вырос.
Начался конкурс Чайковского, его ждали четыре года. Что нового проявилось за эти годы в мире пианизма?Это и результат работы отборочного жюри?Денис Мацуев: И это тоже. Хотя если кто-то и не прошел отбор, это вовсе не значит, что он плохо играет. Просто в этот момент не сложилось. В отборочном жюри сидели очень разные по индивидуальности музыканты — можно сказать, «антиподы». Так и было задумано: Александр Торадзе, Барри Дуглас, Питер Донохоу, Борис Березовский, и они судили — как слышали. Но судить — это как по живому резать. Конкурсная несправедливость в том и состоит, что кто-то из очень талантливых всегда остается за бортом. Но раз уж мы играем в эту игру, надо принимать ее условия. На конкурсах все субъективно. Конечно, если только не появится второй Ван Клиберн, который вышел тогда на сцену — и всем все сразу стало ясно, и Рихтеру, и Гилельсу, и Нейгаузу, и Шостаковичу. Он играл гениально, в рахманиновской манере пения инструмента. Клиберн был учеником Розины Левиной, выпускницы Московской консерватории. И он был настолько очарователен, что просто влюбил в себя русскую публику. А это ведь происходило в разгар «холодной войны»! Я вполне допускаю, что его победа на конкурсе послужила началом угасания этой войны. И сегодня, мне кажется, Конкурс Чайковского тоже служит источником позитивных новостей из России.
Почему, думаете, несмотря на политическую атмосферу, музыканты все-таки приехали на конкурс?Денис Мацуев: Более того, количество заявок было беспрецедентным. Здесь много причин, в том числе — хорошие условия для музыкантов, большой призовой фонд: 100 000 долларов — Гран-при, 30 000 — первая премия. Но главное — перспективы для лауреатов. Только что, например, мне позвонил Юрий Темирканов и сказал, что обязательно возьмет лауреата первой премии в тур по Японии в мае будущего года. А мой немецкий импресарио дал мне две даты: 2 и 3 ноября — для концертов наших лауреатов в Берлине. И так — каждый день: заявки на фестивали, концерты в Швейцарии, во Франции, в Германии, в Австрии.
А что случилось? Еще несколько лет и речи не шло, чтобы лауреаты Конкурса Чайковского были в мире нарасхват.С другой стороны, конкурсы изнашивают молодых музыкантов, растрачивающих силы на бесконечные попытки где-то победить, заработать призовые деньги, они играют одни и те же программы, не развиваются вглубь.Денис Мацуев: Когда я победил на конкурсе в 1998 году, мне организовали только один концерт в Японии — а дальше я пробивался сам. Но сегодня, мне кажется, ситуация другая: классическая сцена испытывает дефицит в новых именах. Легенды заканчивают играть, уходят из жизни. Таких магических имен пианистов осталось на сцене где-то пять-семь. Например, Марта Аргерих, к которой я готов, если есть несколько свободных часов, мчаться на концерт в любую точку мира, потому что каждый ее концерт — событие. Я знаю огромное количество хороших пианистов, но могу предсказать их игру на десять ходов вперед, а Марта Аргерих, выступающая на сцене уже несколько десятилетий, поражает до сих пор. Конечно, легендой можно стать и в 20 лет, и в 16, как Женя Кисин: он сыграл с Караяном — и о нем узнал весь мир. Но это исключительные случаи. А атмосфера Конкурса Чайковского, весь этот ажиотаж, наэлектризованность как раз связаны с ожиданием: вдруг кто-то появится?
Денис Мацуев: Это нужно признать как факт, потому что другого способа заявить о себе сегодня нет. Но при современных технологиях ситуация может кардинально измениться. На международной сцене уже появились несколько имен, которых узнали не по конкурсам, а благодаря Интернету. Это сегодня уникальная возможность заявить о себе. Но Конкурс Чайковского абсолютно уникален: он устроен так, что открывает будущим победителям перспективы на ближайшие два-три года. И даже если кто-то из талантливых музыкантов не проходит в финал, он все равно выигрывает: благодаря трансляциям о наших конкурсантах узнают во всем мире. Как показал прошлый опыт, их приглашают, у них есть гастрольный концертный график. Сейчас мы с Валерием Гергиевым и Клайвом Гиллинсоном, директором Карнеги-холла, обсуждали будущее наших лауреатов. И из Вербье Мартина Энгстрёма в жюри пианистов позвали специально. Это очень правильно — приглашать в жюри крупных концертных менеджеров, продюсеров, директоров.
Даже если талантливый конкурсант не пройдет в финал — он выиграет: благодаря интернету о нем узнает весь мир
Вы тоже входите в состав жюри, но до третьего тура не планируете слушать конкурсантов. Как так?Денис Мацуев: У меня концертный график, который расписывался еще в 2009 году. И я не могу сказать своей публике «нет» даже ради Конкурса Чайковского. Я никогда не отменяю своих концертов, если здоров. Потому что для меня концерт — главное в жизни. Это самое счастливое время дня. И если вечером есть концерт (а у меня их в этому году 232), то этот день для меня — счастье. Я буду сидеть в жюри только в финале. Но из того, что я уже слышал онлайн, понимаю, какая тяжелейшая задача будет у жюри: уровень конкурсантов высочайший. Многие из них уже имеют карьеру, это сложившиеся музыканты с именем. Но и судьи у нас — играющие музыканты и легендарные педагоги: Сергей Доренский, Дмитрий Башкиров. Они смогут принять решение. Сейчас они будут выбирать из 30 человек на первом туре, а я вспоминаю, как в 1998 году, когда я играл на Конкурсе Чайковского, я вытянул 90-й номер. У нас тогда было 120 человек на первом туре.
Вы решили судить по простой системе «да-нет». И победителей так определять будете?Это факт, что вы уже многие годы осуществляете проекты с молодыми российскими музыкантами, проводите фестивали Crescendo, «Звезды на Байкале», Astana Piano Passion, в Анси. И лауреатами Чайковского тоже планируете заниматься?Денис Мацуев: Это я и предложил систему «да-нет»: испробованная в Астане, она ни разу не давала поводов для разногласий и скандалов. Это честная система. А что касается финала, то, скорее всего, каждый член жюри составит свой список — а потом мы все соединим. Главное, чтобы те, кто не пройдет, не расстраивались. У меня был такой опыт в жизни. В 1998 году за пять месяцев до Конкурса Чайковского я участвовал в конкурсе в Хамамацу в Японии, и меня скинули с финала, хотя до этого я шел первым номером. Я привез запись выступления своему педагогу Сергею Доренскому — Третья соната Бетховена, соната Шуберта, Седьмая соната Прокофьева — и, честно говоря, он тоже не понял, почему так случилось. Ну не понравился. И никакой трагедии из этого я не устраивал, наоборот, серьезно настроился на Конкурс Чайковского. Тогда, думаю, был самый сильный конкурс у пианистов за всю историю. Как и сейчас.
Денис Мацуев: Конечно! Если кто-то из продюсеров не сможет приехать на конкурс, я буду лично их обзванивать, чтобы они посмотрели трансляции или архив «Медичи». Я всегда любил помогать молодым, а здесь такая возможность! Думаю, ни на одном конкурсе нет таких двух заинтересованных импресарио, как Гергиев и Мацуев. Ко мне в Анси на фестиваль уже приезжал целый состав лауреатов предыдущего Конкурса Чайковского.
23 июня в Государственном Кремлевском дворце — концерт. Что за новый формат для пианиста Мацуева?Денис Мацуев: 11 июня мне исполнилось 40 лет. И так совпало, что в этот день мы с Юрием Темиркановым выступали в Токио. Говорят, что сорок лет не отмечают, что это плохая дата. Но я все равно решил собрать друзей. А поскольку в Москве идет Конкурс Чайковского и все залы заняты, то я скромно взял Кремлевский дворец. Между прочим, я буду вторым пианистом, который играет там концерт. Первым был Ван Клиберн, который выступал там с сольной программой сразу после конкурса. Я привезу с собой команду немецких звукорежиссеров, которые сделают из Кремлевского зала Карнеги-холл по акустике. Там будет большое действо с участием Александра Сладковского, Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Хиблы Герзмавы, Жени Миронова, Сережи Безрукова. Кстати, с Сергеем Безруковым я снялся несколько месяцев назад в фильме «Млечный путь», который выйдет под Новый год. Там я сыграл самого себя, но пока не буду раскрывать секретов. Я приглашаю на свой концерт и буду рад всем, потому что публика для меня — это главное: как ни крути, а мы играем для нее. И каждый раз, когда ты выходишь на сцену, ты должен завоевывать ее, как в первый раз. Поэтому каждый концерт для меня — это бой. Даже с самыми любимыми своими зрителями.
Денис Мацуев: Абсолютно так. Мы все — проводники любви во времени: между композитором, который музыку написал, и публикой, которая пришла слушать музыку в зал. Именно поэтому я играю ту музыку, которую люблю. И именно поэтому я так счастлив, когда играю.
А Ван Клиберн считал, что публике надо передавать свою любовь.Справка «РГ»Денис Мацуев, народный артист РФ, всемирно известный пианист-виртуоз, исполняющий десятки сольных программ, 48 фортепианных концертов с оркестром, джаз. Солист Московской филармонии. Выступает со всеми выдающимися оркестрами и музыкантами современности, в том числе с Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым, Марисом Янсонсом, Михаилом Плетневым, Владимиром Федосеевым, Владимиром Спиваковым, Пааво Ярви, Куртом Мазуром и др. Руководит фестивалями Crescendo, «Звезды на Байкале», Astana Piano Passion, Международным фестивалем искусств в Анси. Сотрудничает с благотворительным фондом «Новые имена».
XV Конкурс им. Чайковского. Первый тур, фортепиано
Текст:
Ирина Муравьева«Российская газета» — Федеральный выпуск № 6703 (132)rg.ru