Среди потенциальных покупателей фортепиано немало тех, кто смотрит на этот инструмент с точки зрения любителя музыки, не являясь профессиональным пианистом. Поэтому вопрос выбора зачастую представляет собой препятствие на пути к приобретению желанного пианино или рояля. Для того чтобы облегчить эту задачу, мы обратились за консультацией к
профессиональной пианистке, лауреату международных конкурсов и преподавателю Санкт-Петербургской Консерватории Анне Шелудько.Встреча с Анной состоялась в нашем
салоне C.Bechstein, который располагается как раз напротив здания Санкт-Петербургской Консерватории, за три недели до ее концерта в Малом зале им. А. К. Глазунова. Мы попросили Анну поделиться с посетителями сайта glinki.ru своим видением — каким образом, с точки зрения профессионального концертирующего музыканта, должен протекать процесс выбора фортепиано.
- Анна, расскажите, пожалуйста, для начала о своем домашнем инструменте — на чем Вы занимаетесь каждый день при подготовке к концертам, конкурсам?- У меня дома стоит рояль
Petrof примерно 40-летнего возраста. Мы с мужем (
Евгением Изотовым.) оба — концертирующие пианисты, поэтому выбор между пианино и роялем для нас даже не стоит. Готовиться к сценическим выступлениям нужно на инструменте, который будет подобен концертным роялям
как по звуку, так и по прикосновению. Поэтому наш однозначный выбор — рояль. Мне симпатичен его певучий, бархатный тембр. Также мне нравится его клавиатура, которая имеет некоторое сопротивление. Это позволяет поддерживать активность пальцев в форме, чтобы на другом инструменте с более легкой клавиатурой чувствовать себя комфортно и не прикладывать лишних усилий.
Не забывайте также, что наш инструмент вынужден выдерживать огромные нагрузки, поэтому особенное требование к нему —
выносливость. Такие вещи, конечно, проявляются с годами, и на первый взгляд не скажешь, как инструмент поведет себя через несколько лет эксплуатации.
Я не хочу сказать, однако, что всем пианистам дома обязательно нужен рояль — многие достигают высокого уровня игры, занимаясь и на пианино.
- Получается, что у каждого пианиста — свои особенные требования к инструменту. А каковы Ваши ожидания от фортепиано? Каким оно должно быть в идеале?- Во-первых, не стоит думать о фортепиано, что одни хорошие, а другие — плохие. Каждый инструмент — я убеждена — найдет своего хозяина, так же, как и музыкант — свой инструмент. Так что я бы относилась к ним так: одни подходят для вас, другие — не очень. С этих позиций подбирать фортепиано проще и правильнее.
Если говорить об ожиданиях от концертных инструментов, то здесь нам выбирать не приходится. Что в зале предложили — на том и играешь. На предстоящем концерте 27 февраля, в Малом зале им. А.К. Глазунова в Консерватории это будет Steinway, а около года назад — 22 октября 2011 года — я играла концерт с оркестром в Белом зале Политехнического университета на рояле
C. Bechstein. Сравнивать инструменты между собой не нужно, рояли замечательные. Пожалуй, та модель Bechstein немного маловата по длине для такого объемного зала, как в Политехническом университете, но это уже вопрос не к инструменту. В остальном же я осталась довольна и звучанием рояля, и нашим с ним знакомством, которое продолжится в апреле 2013 года на моем сольном концерте.
- Знаю, что Ваше исполнение Концерта №2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова было очень тепло встречено публикой. А какой инструмент Вы предпочли бы для занятий дома? В чем его отличие от концертного?- Что касается домашнего инструмента, на котором приходится заниматься каждый день, — то мой выбор — рояль с мягким, приглушенным тембром. Бывают инструменты с более звонким, как бы стеклянным звуком — мне это не по вкусу. Хорошее сочетание, когда верх — яркий, журчащий, а басы не слишком мощные. Клавиатура, на мой взгляд, должна сопротивляться, обладать упругостью — это обеспечивает дополнительный тренинг и помогает добиваться динамической яркости, контрастности в игре.
- Существуют ли какие-то опасности, если инструмент для обучения подобран неправильно? Каких особенностей фортепиано следует избегать?- Первое, на что я бы обратила внимание, — это звук. Если он не нравится с самого начала, раздражает или нервирует, то такой инструмент не стоит рассматривать вообще. Поэтому имеет смысл знакомиться с фортепиано именно тому,
кто будет на нем играть. Даже если этому человеку совсем немного лет, и он только начинает заниматься.
Для ребенка
не всегда подходит тяжелая механика. Если по своим физическим данным он пока не готов справиться с вязкой клавиатурой, и ему приходится «пробивать» ее руками, толкать, чтобы извлечь настоящий, «взрослый» звук, — то у него может появиться мышечный зажим, который не так легко потом исправить. Ведь заниматься приходится по нескольку часов в день — руки будут уставать, и это может негативно отразиться на всем процессе занятий.
- Последний вопрос, прежде чем мы рассмотрим конкретные инструменты, представленные в салоне C. Bechstein. Что бы Вы напоследок посоветовали нашим возможным покупателям?- Покупая инструмент, необходимо проконсультироваться с профессиональным консультантом или настройщиком, которые в доступной форме расскажут о достоинствах, обязательных характеристиках и возможных уязвимых местах, присущих конкретной линии инструментов.
Также надо помнить, что ты
приобретаешь себе друга, с которым предстоит расти и развиваться. Обучение игре на фортепиано — это тяжелый ежедневный труд, для которого нет плохой погоды, подходящего настроения или особых случаев. И сам по себе инструмент играть не будет: чтобы он зазвучал, необходимо терпение и желание с ним подружиться. Музыкальное обучение – это процесс, который тесно связан с эмоциональным восприятием мира. И, возможно, именно сердцем вы почувствуете и найдете
свой инструмент.
Фото
Полина Чернышева, Даниил Рабовскийhttp://www.glinki.ru