Омский орган предстанет в новом свете
Накануне и во время новогодних праздников омские органисты представят публике премьеры проектов, в которых значительное место отводится световым эффектам. Кирилл Янковский выступит с программой «Орган в новом свете» 29 декабря. Оксана Кулешова примет участие в концерте «Сюита для органа, ударных и света» 8 января. Каждый из солистов в своем выходе на сцену раскроет новые звуковые возможности инструмента.Величественная органная музыка и яркие цветные лучи – подобные проекты не редкость на концертных сценах и в храмах. Но в нашем городе такое сценическое действо состоится впервые. Новое световое решение, используемое в органном концерте, позволит слушателям воспринимать музыку не только на слух, но и представить ее в зрительных образах. Световые волны создадут незабываемое впечатление и ощущение космической реальности. Для воплощения светомузыкального шоу с органом будет использовано современное техническое оборудование Концертного зала филармонии.
В концертной программе «Орган в новом свете», которая состоится 29 декабря, Кирилл Янковский исполнит немецкую, английскую и голландскую музыку: сочинения И.С. Баха и М. Регера, английских и голландских мастеров – Ф. Бриджа, и Х. Андриессена. В свое предстоящее выступление музыкант включил органные импровизации. Кроме того, Янковский в этот вечер впервые предстанет в новом амплуа – пианиста. За роялем, клавиатуру которого будет украшена светом, артист исполнит импровизационные темы, а также собственное сочинение «Призрачная мелодия», написанное в уходящем году.
Концертная программа «Сюита для органа, ударных и света» знакомит слушателей с новым инструментальным ансамблем: медитативной музыкой органа и энергией ударных инструментов. Подобные дуэты только получают развитие и пока встречаются крайне редко. В Омске в такой ансамбль объединились хорошо известные публике артисты – Оксана Кулешова (орган) и солист Омского академического симфонического оркестра Сергей Маер (ударные). Благодаря собственным аранжировкам, они исполняют шедевры старинной классики и современные композиции.
«Розовая пантера» вернется на сцену Органного зала
«Розовая пантера» – известный американский фильм. Огромную роль в нем играет музыка, написанная знаменитым кинокомпозитором Генри Манчини. Созданный им саундтрек «оживил» мультипли-кационного персонажа: на экране анимационная розовая пантера двигается точно в такт музыке. Омских артистов саундтрек «Розовая пантера» вдохновил на творческие поиски, сценические эксперименты и создание одноименной концертной программы. 4 января музыканты выступят с ней на сцене Органного зала филармонии. Непременным атрибутом сценического действа станут алые банданы и галстуки, украшающие артистов. Начало концерта в 17.00.«Розовая пантера»
– сольная программа Олега Романова (кларнет, саксофон). Ее название созвучно изящному, гибкому, свободному и неповторимому джазу, составляющего основу данного концерта. В программе «Розовая пантера», премьера которой состоялась три года назад, звучат саундтреки Г. Манчини к фильмам «Розовая пантера», «Лунная река», «Дни вина и роз», популярные джазовые стандарты Дж. Гершвина,
Ч. Паркера, С. Джоплина.
«Розовая пантера-2», по задумке ее вдохновителя Олега Романова, наполнена множеством неожиданных сюрпризов и приобрела новых исполнителей. Каждый артист, который выйдет в этот вечер на сцену Органного зала, наделен своеобразным амплуа. Например, самая молодая певица Омской филармонии Дарья Арсененкова в этой концертной программе воплощает голос далекой Америки в заснеженной Сибири, а басист Фаргат Миргалеев предстанет как задумчивый и глубокий философ в жизни и музыке.
Голоса библейской истории
Музыканты, выступающие за омским органом, в равной мере чтят православную и западноевропейскую рождественские традиции. Торжественные органные гимны и песнопения прославляют светлый духовный праздник, общий для всех христиан. 5 января в программе Оксаны Кулешовой «Свет Рождественской звезды» прозвучат хоралы и арии, которые воспевают Деву Марию и младенца Иисуса Христа. Начало программы в 17.00.В концерте «Свет Рождественской звезды» прозвучат хорошо известные инструментальные композиции Баха, Брунса, Букстехуде, Мендельсона, Пахельбеля и Перселла. Для исполнения вокальных сочинений органистка пригласила молодых омских певиц – студенток Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского: Екатерину Солуня (сопрано), Веронику Матюшину (сопрано) и Алину Черташ (меццо-сопрано). В исполняемых ими вокальных партиях оживают образы библейской истории. Одним из ключевых произведений предстоящей концертной программы станет заключительный премьерный номер – «Аталия» Мендельсона – музыка, созданная к одноименной трагедии Расина. По замыслу композитора в ее воплощении участвуют женские голоса.
Содержание этого полотна, появление которого на концертной сцене – большая редкость, рассказывает о воле божественных сил и переносит слушателей в ветхозаветную эпоху – древнюю Иудею. В стремлении захватить власть жестокая Аталия начинает творить злодейства, истребляя младенцев – царских потомков. Но и сама не избегает трагической гибели.
Орган разделит партию с ударными
Новогодние концертные программы создают праздничное настроение, дарят премьеры, дают рождение необычным проектам и творческим альянсам. Уникальный ансамбль «орган и ударные инструменты» своим появлением обязан именно Новому году. За первый год существования этот дуэт окреп, обогатился разнообразным репертуаром. 8 января в Органном зале филармонии его участники продемонстрируют публике оригинальные задумки в программе «Сюита для органа, ударных и света». Начало программы в 19.00.Медитативная музыка органа и энергия ударных инструментов – такой инструментальный ансамбль встречается крайне редко. Подобные дуэты распространены в Европе и, как правило, они исполняют современную музыку, созданную специально для такого состава. Но хорошо знакомые публике омские артисты – Оксана Кулешова (орган) и Сергей Маер (ударные) – предприняли своеобразный эксперимент: дуэтом они исполняют старинные произведения, изначально написанные для органа и не предполагающие перкуссию.
Творческий альянс Кулешовой и Маера возник год назад: солисты встретились на одной сцене во время детского новогоднего утренника. Совместную концертную практику они решили продолжить и подготовили масштабную программу «Орган & ударные инструменты». Ее премьера с успехом состоялась полгода назад. «Сюита для органа, ударных и света» станет ее логическим развитием и получит новое художественное наполнение.
В основу предстоящего концерта легли хорошо известные публике произведения: Ария из Сюиты № 3 и Хоральная фуга фа минор Баха, Концерт для двух скрипок с оркестром Вивальди, Готическая сюита Бёльмана,AveMariaГуно, Болеро Равеля. Все они при этом наполнятся неожиданными тембровыми красками. Наряду с органом, в интерпретации западноевропейских шедевров участвуют такие ударные инструменты, как колокола, ксилофон, там-там, тарелки и малый барабан. Большинство партий отдано вибрафону – обладающему наиболее красивым звуком из этого набора.
«Сюита для органа, ударных и света» не обходится без премьерных номеров, в числе которых старинное немецкое сочинение Канон и Жига ре мажор Пахельбеля и современная ирландская композиция «Last оf the Starrs» («Последние из звезд») Финнегана. Новым компонентом предстоящего концерта станут световые эффекты. Для их создания будет использовано новейшее световое оборудование, которое перенесут в Органный зал филармонии из Концертного зала.
Немецкая классика в камерном жанре
Л. ван Бетховен и И. Брамс – параллели между этими двумя немецкими композиторами проводят невероятно часто. Музыковеды утверждают: «Тень Бетховена витает над всеми крупными сочинениями Брамса. И только в малых формах – интермеццо, вальсах, песнях – ему удается забыть про своего великого современника. В концертной программе «Немецкий вечер», которая состоится 10 января в Органном зале филармонии, артисты раскроют своеобразие творческой манеры каждого композитора. Начало программы в 19.00.В концерте прозвучит Трио Брамса, а также Романс и Соната № 5 Бетховена. На сцене в этот вечер выступят хорошо известные публике артисты: Татьяна Калараш (скрипка), Галина Мик (виолончель), Владимир Симонов (фортепиано) и музыковед Лариса Ливинская. Инициатор программы – одна из ведущих ведущая скрипачек Омского академического симфонического оркестра Татьяна Калараш.
Татьяна Калараш – выпускница Омского музыкального училища
им. Шебалина и Новосибирской государственной консерватории им. Глинки. Завершив образование, она начала работать в составе Омского симфонического оркестра. Параллельно с этим, на протяжении двадцати лет, артистка играла в составе Омского камерного оркестра. Последние несколько сезонов Татьяна Калараш часто выступает с камерными концертами на сцене Органного зала, привлекая к участию в них различных исполнителей и создавая многообразные инструментальные ансамбли.Мелодии-цветки из разных уголков Земного шара
Только один раз в году дирижерская палочка становится волшебной, а сам маэстро – чародеем. Эти чудесные перевоплощения происходят в уже ставшей традиционной концертной программе Омского академического симфонического оркестра под управлением его художественного руководителя и главного дирижера Дмитрия Васильева «Старый Новый год с Большим оркестром». 12 и 13 января в Концертном зале филармонии артисты в очередной раз порадуют зрителей потрясающими музыкальными произведениями, а также праздничными викторинами и конкурсами. Начало концертов в 17.00 и 19.00.«Старый Новый год с Большим оркестром» – первая концертная программа Омского академического симфонического оркестра в новом году. И она всегда яркая, праздничная и волшебная. Каждый раз «Старый Новый год с Большим оркестром» получает неожиданное художественное наполнение. В 2011-м году данный проект был посвящен музыке Evergreens
– «вечнозеленой
» классике. В 2012-м – музыканты со сцены озвучивали анимационные фильмы, демонстрируемые на большом видеоэкране, воплощая идею симфонического кинотеатра. В 2013-м – артисты продолжают развивать тему синтеза искусств, соединив симфоническую музыку, хоровое пение, хореографию и драматическое искусство. «Старый Новый год с Большим оркестром»-2014 предлагает публике окунуться в мир популярных мелодий из репертуара Оркестра Поля Мориа. Поль Мориа (1925-2006) – знаменитый французский композитор, аранжировщик и дирижер, легенда жанра «easy listening» (легкой эстрадно-симфонической музыки).
Свежая современная манера оркестровки, выбор верных звуковых красок, поиск фантастического звучания, широчайший репертуарный охват – от фольклора через эстраду к классике – вот что отличало творчество этого автора. «
Его прекрасные мелодии-цветки словно сорваны во многих уголках Земного шара», – писали российские критики. Музыка Оркестра Поля Мориа очень часто используется в радио- и телепрограммах, рекламных роликах. Эти ностальгические и романтические мелодии всегда настраивают на оптимистический лад. В концертной программе «Старый Новый год с Большим оркестром» прозвучат авторские композиции и аранжировки Мориа: «Вкус меда», «Полет кондора», «Мужчина и женщина», Токката, Менуэт, «Жаворонок», «Эль Бимбо», «Под музыку Вивальди», а также «Loveisblue» («Любовь ушла»), принесшая композитору широкое международное признание. В общей сложности публику ожидает 18 концертных номеров.
«Старый Новый год с Большим оркестром»-2014 станет первой концертной программой, которую омский академический симфонический оркестр исполнит, вернувшись из гастрольной поездки по городам Италии.
Романс находит новых мастеров
«О чем поет мама», «AveMaria», «Два сердца бьются в унисон», «Кристаллы гармонии», «Эффект Моцарта», «Музы и музыканты» –
названия этих концертных программ хорошо знакомы омскому слушателю. Их объединяет цикл дневных воскресных концертов «В ожидании чуда», который адресован будущим мамам и всей семье. Третий сезон этот проект успешно реализуется на сцене Органного зала. 12 января концертной программой «Романс с романсом» цикл «В ожидании чуда» продолжит свое развитие. Начало концерта в 15.30.В романсах представлена вся гамма чувств: порывистые мечты сменяются грустью, грусть вновь уступает место мечтам, звонкому счастью. В предстоящей программе прозвучат старинные и современные русские и зарубежные романсы. В их числе
– произведения П.И. Чайковского («Нет только тот, кто знал»), С.В. Рахманинова («О. не грусти», «Сирень», «Не пой красавица при мне»), А.С. Даргомыжского («Песня Ольги», «Юноша и дева»), Ф. Шуберта (Серенада, Баркарола), Ф. Шопена («Желание»), А. Петрова («Романс Настеньки»), а также современного омского композитора и пианиста Владимира Симонова («Ах, люби меня», «Не говори: «Любовь пройдет»), которого публика увидит за роялем. На сцене в этот день выступят известные омские певицы Татьяна Харечко (сопрано) и Яна Егиазарян (меццо-сопрано) и молодой артист Олег Митраков (баритон). Митраков – студент Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. В нынешнем концертном сезоне он начал сотрудничество с Омской филармонией, выступая в различных проектах.