Ансамбль народных инструментов «Карусель» представил «Воспоминание о романсе»

Добавлено 18 декабря 2016 muzkarta

Алексей Набиулин (фортепиано), Амурская филармония

В Амурской областной филармонии выступил ансамбль народных инструментов «Карусель». Вместе с музыкантами выступили ещё одни любимцы амурской публики — лауреат Всероссийского конкурса исполнителей русского романса, руководитель камерного хора «Возрождение» Елена Беляева и солист Павел Кипаридзе.

Послушать программу «Воспоминание о романсе» собрались сотни благовещенцев. В программе прозвучали такие известные романсы, как «Гори, гори, моя звезда», «Белая акация», «Колокольчик» и другие. В программе прозвучал и «амурский блок». «Карусель» и Павел Кипаридзе исполнили романс «Уронила листья рощица», автором которого является журналист Абрам Григорьевич Ривлин. Он работал в газете «Амурская правда» в 60-х годах и был руководителем отдела культуры.

В 1963 году благовещенский секстет русских народных инструментов, которым руководил Виктор Иосифович Гора, совершил большую поездку по Приамурью и Читинской области. В музыкальной программе тогда были и песни благовещенского композитора, заслуженного работника культуры РСФСР Абрама Ривлина, к которым Виктор Гора сделал аранжировки. Первым исполнителем «Рощицы» был солист Амурской филармонии Владимир Черненко, узнаваема она публикой и сегодня.

После концерта художественный руководитель Виктор Иосифович Гора дал небольшое интервью автору рубрики «Культпросвет» Наталье Шлямовой.

www.amur.info

Виктор Гора: От 2017 года я жду много концертов для «Карусели»

«Воспоминание о романсе» — это одна из программ, которая имеется в репертуаре ансамбля народных инструментов «Карусель». Впервые она была представлена на малой сцене, в Амурской областной библиотеке ровно год назад. Но репертуар оказался настолько интересен, что художественный руководитель Виктор Иосифович Гора решил показать «романсиаду» и в большом зале, в Амурской областной филармонии. Вместе с музыкантами выступили ещё одни любимцы амурской публики — лауреат Всероссийского конкурса исполнителей русского романса, руководитель камерного хора «Возрождение» Елена Беляева и солист Павел Кипаридзе. Послушать «Воспоминание о романсе» собрались сотни благовещенцев.

«Воспоминание о романсе» — это лирическая программа, в которую вошли романсы, песни и пьесы. В общей сложности было анонсировано 18 произведений.

В программе прозвучали такие известные романсы, как «Гори, гори, моя звезда», «Белая акация», «Колокольчик» и другие. Сама «Карусель» в этот вечер была хороша. Яркое, эмоциональное исполнение и задор в глазах заставляли зрителей притопывать ногой в такт музыке. Ансамбль был явно на кураже. К примеру, свою композицию «Крутится, вертится шар голубой», аранжированную Виктором Горой, баянист Михаил Косицын сопровождал ритмичным постукиванием по инструменту. А весь остальной коллектив — Ульяна Шальнева (домра) и Владимир Сердюк (контрабас) дружно вторил раскатистыми «Эх!» и «Эх-ха!». Зрители, поймав волну, отозвались в конце восторженным «браво!».

В программе прозвучал и «амурский блок». «Карусель» и Павел Кипаридзе исполнили романс «Уронила листья рощица», автором которого является журналист Абрам Григорьевич Ривлин. Он работал в газете «Амурская правда» в 60-х годах и был руководителем отдела культуры. В 1963 году благовещенский секстет русских народных инструментов, которым руководил Виктор Иосифович Гора, совершил большую поездку по Приамурью и Читинской области. В музыкальной программе тогда были и песни благовещенского композитора, заслуженного работника культуры РСФСР Абрама Ривлина, к которым Виктор Гора сделал аранжировки. Первым исполнителем «рощицы» был солист Амурской филармонии Владимир Черненко, узнаваема она публикой и сегодня.

С другой композицией — «Воспоминание о старинном романсе» — у Виктора Горы связана встреча с Александром Прибыловым, он тогда преподавал в Улан-Удэ. Композитор был среди членов жюри на конкурсах музыкальных коллективов Сибири и Дальнего Востока им. Н. Будашкина, которые проводились в Чите. В 1997 году Александр Прибылов подарил Виктору Иосифовичу свой сборник избранных произведений. Среди них было «Воспоминание…», к которому была сделана аранжировка. И вот уже более 10 лет произведение исполняется «Каруселью». Зрители услышали в нём мотивы известного романса «Я встретил вас, и всё былое…», но лирическая и размеренная музыка в нём то и дело сменялась бойкой и радостной. Подумалось даже, что это неплохая музыкальная основа для театрального спектакля.

Ещё один романс — «Гори, гори, моя звезда» в обработке Александра Шалова появился в репертуаре ансамбля три года назад. Но у этого пополнения более чем 40-летняя история.

— В 1971 году я был направлен на месячную стажировку в Ленинградскую консерваторию на факультет народной музыки, — вспоминал как-то Виктор Гора. — Мои наставники — замечательные музыканты Иван Иванович Шитенков (домра) и Александр Шалов (балалайка) — прежде играли в оркестре В. В. Андреева. Два года назад в Благовещенске состоялся концерт домристки Дальневосточной Академии Э. Ларионовой. Понравился романс «Гори, гори, моя звезда». Она любезно предложила ноты для домры и фортепиано. Оказалось, что эта инструментальная пьеса в обработке Александра Шалова, и посвящена она памяти Ивана Шитенкова! Вот так встреча через 50 лет! Я быстро сделал аранжировку для «Карусели» в память о великих музыкантах из Питера.

Этот известный романс завершал «романсиаду» «Карусели», и, как только стихла музыка, зал встал и зааплодировал. Некоторые зрители отдельно подходили и благодарили музыкантов, делали с ними фото на память.

Также на концерте было сделано важное объявление для зрителей, посещающих «Музыкальный абонемент» в Амурской филармонии. Фортепианный концерт Алексея Набиулина, которого называют одним из самых выдающихся пианистов современности, состоится не 15, а 12 февраля.

После концерта художественный руководитель Виктор Иосифович Гора дал небольшое интервью.

— Конец года — это время подводить некие итоги, каким выдался год для «Карусели»?

— Мы, музыканты, готовы творить и радовать публику. Что мы и делаем. Постоянно приходят какие-то новые идеи, хочется пополнять репертуар и рассказывать, рассказывать слушателям о прекрасной классической музыке, какая только есть в мире. Но меня тревожит, что люди перестали ходить на концерты. К тому же, уходит то поколение, которое ходило на классику всегда. Мы старались — в прошлом году отыграли пять программ, считайте по 20 произведений. Это ого-го для музыканта выучить! И при этом жанры были очень разные.

— Беспокойство вполне обоснованное. Как думаете, что происходит с теми людьми, которые лишают себя классической музыки?

— Они же говорят: «Подавайте нам шоу», где подрыгаться, покричать, удивить надо, шокировать. А им «до лампочки», что музыку надо слушать, а особенно серьёзную музыку. У «Карусели», я считаю, она есть, и это исключительно живое исполнение. Без серьёзной музыки происходит обеднение духа, приходит примитивизм. Он ползучий, и постепенно охватит многое. Это как важная часть культурной мозаики — одна выпала, и всё постепенно рассыпется. Самое страшное — когда этим охвачено общество, а также более молодое поколение. Без серьёзной музыки никак нельзя, это доказано историей и личностями.

— Позади — очередной концерт. Что нового готовит «Карусель» для любителей классики?

— Мы работаем над целым рядом новых произведений. Например, такое большое и редко исполняемое, как «Вторая венгерская рапсодия» Листа — продолжительностью в 9 минут! Изначально она была написана для фортепиано, а потом переложена для бабалайки и других инструментов. Она почти у нас готова. Также готовим румынский танец, и три произведения композитора Андрея Бызова, он преподает в Уральской консерватории на кафедре народных инструментов. Это пьесы по мотивам произведений Джека Лондона: «Золотая лихорадка», «Мисс Джой» и «Покорители Аляски». Есть ещё одна, его же — «Прогулка под дождём». Также у меня, как у инструментовщика получился вальс Макса Кюсса «Разбитая жизнь» — это тот композитор, напомню, который написал «Амурские волны». Мы его исполняли в музыкальных школах, на большой сцене тоже планируем.

— Чего, как руководитель ансамбля «Карусель» вы ждёте от нового года?

— Сегодня, конечно, много тревожного в связи со сложной экономической ситуацией вообще. Следим вот за формированием бюджета даже, чтобы на культуру денег выделили. А иначе как — зарплата, инструменты, поездки — всё нужно. И это нужно людям, прежде всего. Но главное моё желание — побольше концертов чтобы было у «Карусели» в новом году!

Наталья Шлямова

www.amur.info

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору