Уральский композитор Олег Пайбердин уже давно занял прочное место на карте современной поисковой музыки своими инструментальными экспериментами и работой с классической традицией. 21 декабря в Большом зале республиканской филармонии состоится выступление московского ансамбля "Галерея актуальной музыки«/ГАМ-ансамбля. В преддверии концерта мы говорим с художественным руководителем и дирижером ГАМ-ансамбля Олегом Пайбердиным.
ЭЛЕКТРОНИКА БУДЕТ! Ансамбль «Галерея актуальной музыки» создан в 2010 году. Почему у вас возникла идея такого «детища»? Захотелось быть независимым в реализации своих замыслов, формировать собственные концертные программы. Первый крупный проект ГАМ-Ансамбля состоялся на IIМеждународном фестиваля актуальной музыки «Другое пространство». Именно, желание представить совершенно новую программу, где были бы одни премьерные произведения молодых композиторов, созданные специально для ГАМ-ансамбля и фестиваля, явилось отправной точкой создания нового ансамбля.
Насколько я поняла, у ГАМ-ансамбля не только «живое» звучание...-Мы стремимся использовать в своих программах, по возможности, электронику, мультимедиа в сочетании с «живыми» инструментами. Если будет техническая возможность, то на концерте 21 декабря в Абаканской филармонии обязательно что-нибудь с электроникой исполним.
Какие достижения ансамбля вам особо дороги и какие гастроли особо памятны? Запомнились гастроли в Сибири, где участвовали в фестивале «Сибирские сезоны» в Новосибирске и Барнауле, фестивале имени Эдисона Денисова в Томске, фестивале «Тезисы» в Кемерово, фестивале «Opus 52» в Нижнем Новгороде. Запомнилась поездка во Францию, где участвовали в проекте «То, что мы слышим, то, что смотрит на нас». Всегда с радостью участвуем в проектах галереи «Стерх» в Сургуте.
О ВДОХНОВЕНИИ Музыка в вашей жизни. Мне интересно, когда вы потянулись к музыке и почему? Музыка занимает большую часть моей жизни. Даже далекие организационные дела так или иначе связаны с музыкой. Естественно, с самого детства музыка была рядом.
В музыкальной школе учился у своего отца по классу баяна. Мой отец собирал нотную библиотеку: регулярно выписывал ноты, книги о музыке. У него всегда было какое-то особенное чувство предвкушения перед получением новых партитур. Это и мне передалось. Особенный запах типографской краски новых изданий до сих пор сохранился в памяти.
Все-таки генетика... Да, я как-то само собой воспринял мысль о том, что в будущем стану композитором. Отец мне эту мысль заронил между делом. У него всегда был пиетет перед профессией композитора. В то время появились мои первые попытки сочинять и записыватьмузыку на бумагу.
Что может послужить импульсом к вдохновению? И важно ли вам быть вдохновленным? Импульсом к началу работы могут быть разные поводы. Как правило, известен более-менее определенный состав инструментов. Это исходит из конкретного концерта, к которому собираешься написать новое сочинение. Вдохновение же я бы назвал это особым стремлением сочинять приходит во время непосредственной работы над произведением.
КУПИТЬ ЭТО НЕЛЬЗЯ Почему сочинение серьезной музыки считается сегодня безнадежным делом? Безнадежнымлишь с позиции получения дохода с сочинения музыки. К сожалению, часто только с такой позицииоценивают деятельность композитора. Все измеряется в наше время через получение прибыли.
Да, действительно, сочинение крупных форм (симфоний, опер, балетов, камерной музыки) это, за редким исключением, безнадежно неприбыльное занятие. Удовольствие заниматься композицией, умение это делать, иметь на это время только аристократ по жизни может себе такое позволить. Это не измеряется материальными ценностями, это нельзя купить, это можно только воспитать в себе за долгие годы учебы и профессиональной деятельности.
Работа композитора, сочинение музыки -это время с инструментом, за компьютером или часы раздумий с карандашом в руке? Пожалуй, карандаш и нотная бумага ушли из процесса. Теперь их заменил компьютер с нотной графической программой. Любые наброски, мысли сразу записываю в компьютере. Еще ничего нет, а потом мгновенно уже что-то появляется, за что хочется зацепиться и «раскручивать клубок».
Очень важный этап игра на фортепиано. Тактильный контакт с инструментом очень важен!
Есть ли в исполнении законченного произведения место импровизации? Нет, импровизации в общепринятом понимании нет. Но всегда есть допуск интерпретации написанного. Это даже приветствуется. Обязательно должен быть как бы зазор между нотным текстом и его воплощением.
ПЕРВОЕ СОЧИНЕНИЕ Расскажите о своей учебе в Уральской консерватории. Ваши наставники, ваши открытия... Я учился на кафедре композиции и инструментовки у профессора Анатолия Николаевича Нименского. Он до сих пор преподает и является зав. кафедрой композиции Уральской консерватории. Большое влияние на формирование моего понимания техники композиции, оркестрового письма оказали уроки мелопеи (авторского специального курса по развитию мелодического письма) Владимира Кобекина и занятия по оркестровому письму уАветаТертеряна.
Тертерян открыл для меня оркестр, у меняушла боязнь перед этим огромным «инструментом». В тот же год я очень быстро написал свое первое оркестровое сочинение «Симфоническое движение» для большого симфонического оркестра.
Читала, что в Уральской консерватории в одной из первых в стране появилась студия электронной музыки. Расскажите об учебе на этой кафедре. Как ценителю электронной музыки, мне крайне интересно, что вы изучали, что вам было интересно. Да, было дело. В консерватории появился специальный предмет на кафедре композиции. Изучали самые элементарные вещи, необходимые для работы с электроникой: коммутация оборудования, микшерский пульт, синтезаторы, секвенсорные программы, теоретические знания о звуке, акустике, звукорежиссуре.
Для меня это было не просто получением знаний, это было открытием совершенного новой области музыки! Появилась возможность услышать электронные композиции со всего мира. По техническим возможностям, если сравнивать с сегодняшним днем, мы в то время почти ничего не имели. Были ограничения во всем: память компьютера, программное обеспечение, возможности записи, электронные носители информации, -везде были жесткие ограничения.
Мне кажется, что именно такие ограничения в чем-то повлияли на мою композиторскую работу в целом. Стараюсь всегда использовать только то, что необходимо. От избыточности отказываюсь. Такой специфический минимализм, что ли.
Автор: Лика КраскоИсточник: газета «ШАНС», № 50 (1333) 1521 декабря 2016 г.shans.online