Концерты с таким названием 15 и 16 июня завершили интересный, разнообразный и насыщенный сезон в Органном зале Белгородской государственной филармонии.

Подготовленная лауреатом международных конкурсов Тимуром Халиуллиным с участием опытных и молодых филармонических исполнителей, новая программа стала украшением и достойным завершением серии тематических концертов текущего органного сезона в Белгороде.
В программу вошли сочинения для органа соло; для органа и женского голоса, также с хором; органа и скрипки; органа и виолончели; органа и трубы; для хора а капелла; композиции с участием ансамбля исполнителей.
Орган звучал с голосами заслуженных артисток РФ Нины Стрижовой и Светланы Ломоносовой, солистки филармонии Галины Зольниковой и дипломанта международного конкурса Ирины Колодяжной. Орган соединялся с виолончелью (Олег Шейна), скрипкой (Наталья Борисова), флейтой (Анжела Осипова), трубой (Андрей Андрейкин).
Построенная вокруг знаменитого католического гимна, существующего с ХI века, программа представила его отражение в европейской музыке от XVI до XXI века. Причём построение программы в каждом из двух отделений включало в себя как знаменитые хиты Баха, Шуберта, Каччини, так и хорошо известные пьесы и совершенные новинки, такие как, например, Аве Мария для хора и органа современного итальянского композитора Тициано Бедетти, и отличалось характерной для программ Тимура Халиуллина ясностью, стройностью и разнообразием выбора музыкальных воплощений молитвы.

Концерт начался и закончился храмово-молитвенным и, одновременно, излюбленно-концертными вариантами Аве Марии (Бах и Каччини), где голос Нины Стижовой, словно воплощавший блоковские стихи («так пел её голос, летящий в купол») и поддержанный органом, хором и — в Каччини — трубой, создавал особый возвышенный камертон программы всего концерта.

Камерный хор Елены Алексеевой словно подхватил эту высокую ноту ангельского приветствия архангела Гавриила деве Марии в а-капелльном хоре испанского католического церковного композитора эпохи Контрреформации Томаса Луиса Виктория (1548–1611).
Кажется, белгородцы впервые знакомились с музыкой умершего почти в безвестности великого испанца, творчество которого высоко ценили Мануэль де Фалья и Игорь Стравинский. Музыка, исполненная возвышенного покоя и мистической отрешённости от мира, прозвучала в прекрасном исполнении хора мягко, прозрачно и очень стильно.

Романтическая традиция Аве Мария в первом отделении была представлена сочинениями Доницетти (Тимур Халиуллин — Галина Зольникова), Брукнера (орган соло), Сен-Санса (Тимур Халиуллин — Наталья Борисова) и М. Бруха (Тимур Халиуллин — Олег Шейна). Дуэт органа и виолончели в пьесе Макса Бруха ор. 61 по темам его же драматической кантаты «Огненный крест» (1899) вообще нужно отметить как один из лучших номеров программы.

Медитативность, проникновенность, благоговейность основного настроения; мелодическая ясность и богатое романтическое развитие были переданы молодыми белгородскими исполнителями с покорившей слушателей эмоциональной выразительностью и глубиной.

Прозвучавшие в обоих отделениях две пьесы (Лунный свет и Вечерняя звезда) французского композитора, органиста и педагога Луи Вьерна (1870–1937) нисколько не диссонировали с основной молитвенной темой, напротив. Органист Собора Парижской Богоматери, которую он занял по конкурсу в 1900 г., Вьерн до конца своих дней проработал в главном соборе Парижа и умер от сердечного приступа во время своего 1750-го концерта.
Л. Вьерн оставил много очень любимых современными органистами программных органных пьес (цикл «24 фантастические пьесы для органа» 1913–1914 гг.), отмеченных поисками новых органных красок и новых выразительных гармоний, которыми Тимур Халиуллин заставил любоваться слушателей двух великолепных импрессионистических звуковых пейзажей.

Второе отделение было отдано итальянским авторам (за исключением Ш. Гуно). Здесь Аве Мария началась с её оперного отражения: у Верди в 4-м действии «Отелло»; Масканьи – 2-я сцена «Сельской чести» и начальная сцена одноактной оперы Пуччини «Сестра Анжелика» — все музыкальные фрагменты, отмеченные замечательной живописной картинностью и тонкой передачей психологических состояний.

В последних номерах программы (романтиков Луиджи Луцци и Шарля Гуно, современного композитора Тициана Бедетти и знаменитом шлягере Возрождения Дж. Каччини) вновь нельзя было не восхититься звучанием хора — ярким, открытым, эмоциональным, который звучал совершенно иначе, чем в а-капелльной пьесе композитора Возрождения.
На бис в исполнении Тимура Халиуллина с воодушевлением прозвучала эмблема его органных выступлений — Токката и фуга ре-минор И. С. Баха.

Специально для А-фишки,
муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Дата публикации: 17.06.2013
afishka31.ru