«Авокадо» года

Добавлено 20 января 2015 muzkarta

Михаил Мордвинов (фортепиано), Московский ансамбль современной музыки, Максим Емельянычев (фортепиано, дирижер, клавесин)

Прошел фестиваль «Трудности перевода»

Четвертый фестиваль современной академической музыки «Трудности перевода» снова нашел лучшее новое сочинение года и выполнил программную задачу по преодолению незримого барьера между аудиторией новой музыки и ее авторами. Сделать это удалось и ЮЛИИ КОРЕШКОВОЙ.

Александр Чернышков. Фото: facebook.com/ Фестиваль современной академической музыки Трудности перевода
Демократичная обстановка камерного зала театра-клуба «Мастерская» рифмуется с живой атмосферой новогодних праздников, к которым традиционно привязан фестиваль «Трудности перевода», и располагает к отсутствию напускной строгости филармонических концертов.

о проект, соавторами которого четвертый год выступают «Мастерская», композитор Сергей Невский и Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), при этом поддерживает филармонический уровень сочинений и исполнителей. Большую часть музыки неизменно играет МАСМ, но каждый год организаторы приглашают прикоснуться к замысловатым партитурам ХХ и ХХI веков кого-нибудь из звезд концертного олимпа, в этом году — Михаила Мордвинова, исполнившего масштабную виртуозную пьесу британского композитора Корнелиуса Кардью «Thalmann Variations».

Но все же главное в программе — самая новая музыка современников и соотечественников. Причем композиторам, как всегда, во время «Трудностей» не только довелось услышать собственную музыку, но пришлось и поговорить о ней, так как даже те пьесы, что радовали душу благозвучием, озадачивали ум интеллектуальными ребусами. Их разъяснение и есть тот перевод, с трудностями которого фестиваль призван справиться. Когда перед тобой аудитория не только профессионалов, но и неофитов, задающих простые вопросы, невозможно спрятаться за высокопарными абстракциями «обо всем и ни о чем». В одновременно доверительной и требовательной обстановке камерного зала произнесенные не к месту «духовность» или «концепция» не выручают, а, наоборот, разоблачают автора не слишком удачного сочинения. Интеллектуальная коллаборация композитора и слушателя — главная пружина фестиваля, который освоил формат, промежуточный между концертом и фокус-группой.

Программа фестиваля снова состояла преимущественно из самых свежих сочинений — от пьес молодых авторов, студентов или недавних консерваторских выпускников (Кирилл Широков, Денис Хоров, Марк Булошников, Даниил Пильчен, Александр Чернышков) до уже хорошо известных публике композиторов (Сергей Невский, Владимир Раннев). В программе нашлось место и импровизационным сетам (Алексей Сысоев, Владимир Горлинский, Марина Полеухина), и жанру piano recital под занавес второго дня, где композиторы исполняли музыку своих любимых авторов — от Куперена до Сильвестрова. Кроме того, были и две специальные программы — «Украинский спектр» с новой украинской музыкой, отобранной и представленной киевским композитором Алексеем Шмураком, и «Утопия. Музыка против войны» — в ней организаторы фестиваля попытались воплотить утопическую концепцию Платона об идеальном государстве, в котором музыка способна облагораживать политический и социальный уклад.

Осмысленная калейдоскопичность фестиваля, где даже after party (официальная часть одной из фестивальных программ) превращается в событие, достойное называться украшением сезона (Михаил Мордвинов и Максим Емельянычев как-то неожиданно для самих себя провели за инструментом едва ли меньше времени, чем на сольных выступлениях), объясняет аншлаг на всех концертах «Трудностей перевода» и неравнодушную реакцию публики после каждого исполненного сочинения. Свидетельство такого неравнодушия и переводческих способностей фестиваля — ежегодный выбор лучшего прозвучавшего сочинения. На правах победителя в представительном соревновании и по календарным обстоятельствам фестиваля оно само собой входит в список лучших новинок года. Выбор делается общим тайным голосованием всех присутствующих — авторов, исполнителей и слушателей. На четвертых «Трудностях» пьеса «Авокадо» Александра Чернышкова уверенно переиграла как авторитетных конкурентов, так и дебютантов.

kommersant.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору