После Моцарта и Сибелиуса псковских меломанов ждут Бах и Вивальди
24 февраля на сцене Большого концертного зала филармонии состоялось выступление Псковского симфонического оркестра с программой «Звук создан Богом». В программе — сочинения Вольфганга Амадея Моцарта и Яна Сибелиуса. Дирижировал оркестром художественный руководитель Камерной капеллы «Русская консерватория» Николай Хондзинский; на скрипке солировала лауреат международных конкурсов Аяко Танабе из Японии. А уже 30 марта Аяко Танабе совместно с известным гобоистом из Москвы Эмилем Мирославским представит музыку Баха и знаменитые «Времена года» Антонио Вивальди. Наш корреспондент встретился с талантливой скрипачкой и задал ей несколько вопросов.
— Аяко, как получилось, что вы приехали в Псков?— Все очень просто. Я живу в Москве последние 14 лет, много гастролирую и концертирую по России и миру, и выступить в Пскове меня пригласил дирижер Николай Хондзинский, с которым я давно сотрудничаю как музыкант. Когда он решил делать программу с симфоническим оркестром Псковской филармонии, то позвал меня в качестве солистки, и я с радостью согласилась.
Нам хотелось, чтобы стереотипы об этой музыке ломались в головах слушателей
— Тогда другой вопрос. Как вы вообще оказались в России?— Когда мне было 14 лет, у меня был знакомый педагог, который преподавал в Турции, но сам он был родом из Баку, то есть из СССР, и учился в Московской консерватории. И вот он-то и порекомендовал мне ехать в Москву. И не только рекомендовал, но и помогал готовиться к поступлению. Так сначала поступила и закончила Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени И. Чайковского, а после школы — и консерваторию. У меня не было мысли после школы менять страну и ехать куда-то в Европу.
— Почему?— Потому что не было смысла менять педагога. Я в школе училась у профессора Кравченко и продолжила обучение у него же в консерватории. С Николаем Хондзинским я сотрудничаю уже больше 10 лет. Он мой творческий руководитель. Я ему доверяю полностью. Выбор репертуара, понимание музыки, интерпретация отдельных произведений. Взгляд на искусство в целом. Наши взгляды на музыку, отношение к работе во многом совпадают. Так что мой приезд сюда, в Псков, по его приглашению совершенно логичен. И я очень рада, что нас здесь приняли.
— Расскажите о своих псковских выступлениях — февральском и мартовском.— Музыку Моцарта все знают: сороковая симфония очень известная, но именно поэтому очень интересно взглянуть на нее по-новому, услышать будто в первый раз. Нам хотелось, чтобы стереотипы об этой музыке ломались в головах слушателей. Музыка Моцарта — абсолютно не банальная, трепетная и свежая. А Сибелиус — это… Сибелиус!
— Это ваш любимый композитор?— Да, один из любимейших. Я считаю, что его масштаб до конца еще не постигла. Необыкновенно глубокий композитор. Его музыка бездонна. Этим он мне невероятно интересен. С первого такта будто вглядываешься в Бесконечность. Все наши мелкие бытовые переживания сразу же исчезают. Зритель погружается в это состояние и словно смотрит вверх, устремляется к Богу. Такова сила музыки Сибелиуса.
— Поэтому и такое название?
— «Звук создан Богом»? Да, это Николай так назвал программу. А 30 марта мы целиком сыграем «Времена года» Вивальди, все четыре части.
И, конечно, особенно интересным будет концерт Баха, потому что Эмиль Мирославский — очень талантливый гобоист. Его гобой звучит как настоящий голос. Красивый, крупный звук. Я очень рада, что любители музыки в Пскове услышат выступление Эмиля.
— Какое впечатление на вас произвел Псковский симфонический оркестр?— Очень хорошее! Музыканты открытые и радушные.
— А город Псков? Успели погулять, посмотреть достопримечательности?— Да, вчера гуляли по Пскову, по реке Великой, до Кремля. Очень приятные впечатления. Уникальный город. Тихий, спокойный. Люди на лыжах по реке ходят. Красивые виды открываются на берега и церкви.
— Как вам показался Большой концертный зал Псковской филармонии?— Хороший зал, неплохая акустика. Я вообще не привязана к какой-то конкретной сцене. Однажды (это случилось несколько лет назад) я застряла на три дня в Венеции. Были билеты на самолет, места в гостинице, а вот деньги кончились. А жить еще три дня. И мы попробовали себя в роли уличных музыкантов. Ночью встали на площади Сан-Марко и сыграли Моцарта. Так здорово! И тогда впервые я поняла, что сцена — это не зал, не здание. Сцену ты создаешь для себя сам. Это особое общение, контакт со зрителем, который может происходить где угодно. Концерт — это взаимное действие, сотворчество музыканта и слушателя. Люди нас слушали, благодарили. Это был очень интересный опыт. Что любопытно: простые, случайные зрители предпочитают классический репертуар — Баха, Моцарта, Генделя. Пока играешь классику, люди собираются вокруг. Как только переходишь на популярные песни, народ расходится.
— Заработали тогда денег?— Да. На еду хватило. А еда в Венеции дорогая.
Беседовал Александр Донецкий
pln-pskov.ru