Бакинская филармония – это островок отдохновения посередине бурной жизни мегаполиса, место, где можно расслабиться и окунуться в прекрасное, оказаться в другом измерении.
К сожалению, многие из нас так часто обходят этот островок стороной. А зря. В этом я еще раз убедилась, побывав минувшим вечером на замечательном концерте в Азербайджанской государственной филармонии, посвященном памяти величайшего азербайджанского композитора Кара Караева, которому 5 февраля исполнилось бы 96 лет.
СПРАВКА: Кара Караев родился 5 февраля 1918 года в Баку в семье известного врача-педиатра, знавшего и любившего народную музыку. После окончания начальной музыкальной школы обучался игре на фортепиано на рабфаке Бакинской консерватории, с 1935 года учился в той же консерватории по классам композиции у Л.М. Рудольфа и основам народной музыки — у У. Гаджибекова. К этому времени относятся первые композиторские опыты Караева, в которых заметно сильное влияние азербайджанского народного искусства. Творческое наследие Караева охватывает практически все жанры музыкального искусства. Ряд сочинений конца 1940-х — начала 1950-х годов испытывает влияние выдающегося азербайджанского поэта Низами — симфоническая поэма "Лейли и Меджнун", симфоническая сюита "Семь красавиц", балет на одноименную тему, ставший вершиной творчества композитора.
Когда переступаешь порог филармонии, сразу попадаешь в другой мир. Это мир искусства, поражающий своим убранством. Что-то волшебное таится в самой атмосфере этого места. Тут чувствуется соприкосновение с искусством, мастерством тех, кто многие десятилетия выступал на этой сцене и чья музыка звучала под этими сводами.
Пришедшие в филармонию гости были особо торжественны. Наверное, потому что вечер должен был быть посвящен великому Кара Караеву. Нет азербайджанца, да и меломана вообще, кто не знал бы его произведений и не любил их. Это уникальный композитор, сумевший создать произведения, вобравшие в себя дух и европейской, и восточной музыки, конкретность и жесткость Запада, тонкость и загадочность Востока. Кроме того, в этот вечер дарить нам радость встречи с музыкой Кара Караева будет Государственный камерный оркестр под руководством Теймура Гёйчаева. И этим все сказано.
Я заметила, что буквально все пришедшие на концерт чувствуют себя единомышленниками. Это какая-то особенность классических концертов, которую не встретишь на других мероприятиях. Поэтому чувствуешь себя особенно уютно. Да и вся обстановка позволяла разыграться воображению, которое рисовало себе картину из романов прошлого, казалось, что на бал собираются гости и скоро объявят первый вальс и дирижер взмахнет своей "волшебной палочкой"…
До начала оставались считанные секунды. Музыканты заняли свои места и сосредоточенно настраивали инструменты. Женщины в бархатных строгих платьях, мужчины во фраках. Даже эта обязательная процедура привлекла внимание зрителей, словно была частью самого концерта.
Надо сказать, что в этот вечер почти все места в зале были заняты, что, к сожалению, случается на классических концертах не так часто.
К моему удивлению, уже к самому началу программы в зал вошла группа подростков. Мальчишки заторопились к своим местам. Рассевшись, серьезно уставились на сцену, а не склонились к своим мобильникам, чего, честно говоря, я ожидала. Ребята сидели в первых рядах и прослушали весь концерт совсем как взрослые, наблюдали за дирижером, за движением его рук, эмоциями. Быть может, для кого-то из них этот концерт станет отправной точкой, подтолкнет к творчеству, научит, что на этом свете есть что-то важнее телефонов, интернета и т.д.
Концерт начался. Слушатели с жадностью ловили каждую ноту, одни слушали, закрыв глаза, другие, наоборот, невольно сопровождали музыку легкими взмахами руки, словно сами дирижировали оркестром.
На концерте прозвучали фрагменты из знаменитого балета Кара Караева "Тропою грома".
СПРАВКА: В 1950 году известный ленинградский балетовед, драматург-сценарист и либреттист Ю. Слонимский предложил идею создания балета по роману южноафриканского писателя П. Абрахамса "Тропою грома", посвященного расовым проблемам Южноафриканской республики. В 1952 году первый вариант либретто был представлен в театр. Музыку предложили писать Кара Караеву. Композитора либретто заинтересовало. Клавир балета был завершен Караевым летом 1956 года. Через год в театр была представлена партитура и начались репетиции. Премьера "Тропою грома" состоялась на сцене Ленинградского театра оперы и балета 4 января 1958 года и имела большой успех. Вскоре новый балет Караева появился в филиале Большого театра в Москве, на сценах других городов СССР и за рубежом.Были исполнены также "Три симфонии (памяти героев Великой отечественной Войны)", прелюдия "Ля минор", концерт Гроссо, сонатина К.Караев - Ф. Караева. Затем дирижер пригласил на сцену певицу
Наргиз Керимову, которая исполнила романсы Кара Караева "Я вас любил" и "На холмах Грузии" на стихи А.С.Пушкина.
На концерте прозвучали также прелюдия ре-бемоль-мажор №15 Шостаковича, 7-я симфония М. Мирзоева для струнного оркестра.
В целом вечер прошел по всем правилам "концертной жизни".
Радует тот факт, что посредством таких мероприятий мы приближаемся к высокому, на какое-то время становимся современниками великих мастеров.
Но все хорошее, к сожалению, когда-то заканчивается. Отзвучала музыка, отгремели аплодисменты… Зрители расходились с некоторой грустью. И не удивительно, ведь так хочется, чтобы такие прекрасные мгновения длились как можно дольше.
http://news.day.az