В краевой филармонии состоялась премьера хореографического спектакля «Петрушка» — одного из самых ярких балетов Игоря Стравинского. Этот проект, поддержанный Министерством культуры РФ, стал возможен благодаря участию двух филармонических коллективов — ансамбля русского танца «Огоньки» и ансамбля народной песни «Вечерки».
Для краевой филармонии это уже не первый экспериментальный проект, в котором задействованы филармонические коллективы. Так, в прошлом году на этой сцене при федеральной поддержке был поставлен спектакль на музыку Родиона Щедрина «Конёк-Горбунок», который по сей день идет на филармонической сцене с небывалым успехом. Кстати, обе эти постановки были воплощены при участии питерского балетмейстера Надежды Калининой (лауреата Международного форума «Золотой Витязь», серебряного призера театрального фестиваля «Золотой Олимп»), которая в барнаульском коллективе видит большой потенциал и небывалые творческие возможности.
Как считают в филармонии, эта версия
«Петрушки» — безусловно, событие для алтайской сцены. Участие в нем — это в первую очередь настоящая школа для артистов ансамбля русского танца «Огоньки», которым во многом пришлось преодолевать себя для воплощения сценических образов этого спектакля. Ведь они в очередной раз совершили настоящий подвиг, взявшись за постановку с не характерной для коллектива хореографической лексикой, за которой стоит драматическое содержание. По словам Надежды Калининой, ребятам потребовалось не просто вживаться в образы, но даже выстраивать внутренние монологи — затем, чтобы все это выразилось в пластике.
Сам спектакль включает в себя две составляющие, связанные между собой темой Масленицы — образами и персонажами народных гуляний. Поэтому первая часть стала чем-то предваряющим спектакль, логичным предисловием для «Петрушки». В себя она включала народные мелодии в современной обработке — то берущие за душу, а то заставляющие зрителей прихлопывать в такт. Столь широкий диапазон эмоций вызывали артисты ансамбля народной песни «Вечёрки», воссоздавшие на сцене атмосферу народных праздников. Это и Масленица с характерными молодецкими забавами, и народные гулянья, и обряды, сопровождающие свадьбы.
Все это словно подготовило зрителей к второй, главной части проекта — хореографическому спектаклю на музыку Игоря Стравинского «Петрушка» в исполнении ансамбля русского танца «Огоньки» им. Гарри Полевого. Кстати, этот спектакль, насыщенный яркими образами, удивительными красками, атмосферой шумных балаганных представлений принято считать самым русским из русских балетов Стравинского. Взять, к примеру, Петрушку — одного из традиционных персонажей русских народных кукольных действий, по сути куклу, сделанную из соломы и опилок, в которой по сюжету просыпается жизнь, а вместе с ней и чувства.
На сцене филармонии вся эта эволюция героя происходит на глазах зрителей за сравнительно короткое время. Вероятно, поэтому вся постановка показалась довольно насыщенной, наполненной сменяющими друг друга персонажами. Это и купец, разгуливающий по ярмарке и разглядывающий — что бы прикупить, это и шарманщик, который в сопровождении нищенки обходит торговые ряды, это и пьяный буян, сорящий деньгами направо и налево. Вся эта толпа замирает с началом кукольного представления, главными героями которого стали Петрушка, Арап и Балерина — куклы жестокого Фокусника-чародея. У Петрушки неразделенная любовь к Балерине (Татьяна Емельянова), которая, увы, увлечена Арапом. Главный герой чувствует себя никому не нужным, ведь даже хозяин по отношению к нему груб и беспощаден. Ломаная пластика героя Петрушки (Александр Штребель) демонстрирует все его переживания.
Кстати, по сюжету в конце спектакля Петрушка умирает — его убивает Фокусник за непокорность, за то, что тот пытался освободиться от пут хозяина. Для того чтобы успокоить свидетелей, Фокусник показывает всем набитое опилками тело Петрушки. Однако неожиданно кукла оживает — появляется на крыше балагана и грозит кулаками своим мучителям.
Хореографически этот бунт был решен очень зрелищно, ярко. Кстати, во многом благодаря многоуровневой конструкции, которая была использована в спектакле вместо традиционной ширмы. Этот эффект был усилен видеотрансляцией, дополняющей атмосферу сцены.
Мнение
Надежда КАЛИНИНА, балетмейстер:
— Я нахожусь под впечатлением от работы с вашим ансамблем. Это живой, способный на многое коллектив. Причем каждый раз в «Огоньках» я без труда нахожу артистов на главные роли, которые в довольно сжатые сроки блестяще справляются с поставленной перед ними задачей. Кстати, народная природа артистов во время работы над спектаклем нам очень помогала — академичность здесь могла стать серьезной помехой, лишить танцоров органичности. Артисты ансамбля в очередной раз дали мне понять, что им по силам любые эксперименты. И если в «Коньке» ребятам пришлось уходить от присядок и приучать свое тело к классическим па, то здесь им потребовалось продвинуться еще дальше — ближе к свободной пластике. Кроме того, в своей работе я всегда отталкиваюсь от возможностей артистов, а потому Нижинских или Нуриевых делать из исполнителей я не стала. Считаю, ни к чему натягивать на них чужие рубахи.
Во время работы над спектаклем мы вместе с артистами попытались найти общий язык с самим Стравинским — отыскать смысловой ключ к каждому придуманному им эпизоду. Так, в нашей постановке было решено уделить повышенное внимание образу Фокусника — персонажа, который манипулирует своими подопечными, издевается над ними ради своего удовольствия и наслаждается этой властью.
Автор:
Наталья Катренкоinfo-vb.ru