В филармонии продолжается серия концертов с участием «Класса А»

Добавлено 16 декабря 2016 muzkarta

Филармония Алтайского края, Большой зал филармонии Алтайского края

Имя заслуженного работника культуры РФ Олега Абрина известно далеко за пределами нашей страны. Его принято считать одним из основателей заявившей о себе на весь мир барнаульской скрипичной школы, прославленной такими именами, как Степан Мезенцев, Антон Сёмке, Татьяна Крячкова, Глеб Шехтман, Дарья Кулишкина, Валерия Абрамова, Вячеслав Ермолаев.


Ученики Абрина — постоянные участники различных престижных конкурсов, где пометка «Барнаул» давно расценивается как бренд, знак качества. Сегодня услышать их мастерство можно на сцене краевой филармонии, где в течение этого творческого сезона ежемесячно проходят симфонические вечера с участием воспитанников известного педагога. В филармонии уже прошли концерты Вячеслава Ермолаева и Татьяны Крячковой.

А завтра, 17 декабря, на сцене выступит еще одна ученица «Класса, А» (класса Абрина) — Алина Батыгина.

Из количества в качество

— Олег Аронович, сдается, подобные программы может позволить себе далеко не каждая филармония. Не во всех городах найдется такое количество талантливых учеников…

— Это точно! По крайней мере, на сегодня я не слышал, чтобы где-то еще ученикам одного класса предоставили возможность сыграть на сцене вместе с симфоническим оркестром произведения крупной формы. Однако на этом мы решили не останавливаться. И уже весной следующего года планируем вместе с филармонией организовать фестиваль юных виртуозов, в рамках которого могли бы показать лучших скрипачей Алтайского края. Поверьте, их немало.

— А чем это объяснить? И что это за явление — барнаульская скрипичная школа?

— Безусловно, в становлении барнаульской скрипичной школы большую роль сыграл Емельян Михайлович Кац — основатель струнного отделения на базе музыкального училища. А потому, когда я в 1973 году был распределен из Новосибирской консерватории в Барнаул, здесь уже вовсю существовала широкая сеть скрипичного образования. Однако количество перешло в качество не сразу. Настоящий скрипичный бум начался в то время, когда в барнаульских музыкальных школах стали работать такие педагоги, как Светлана Чеканова, Елена Шелепова, Лидия Ефремова, Ольга Беседина… Потом стали заявлять о себе и ученики. Взять, к примеру, моего воспитанника Антона Сёмке, который в юном возрасте вовсю разъезжал по миру, выступая на различных международных конкурсах, а также вошел в фонд Спивакова, направленный на поддержку талантливых скрипачей. То есть в городе появилась планка, которую многим захотелось достичь. И теперь если участники престижных конкурсов видят, что в списке выступающих есть скрипачи родом из Барнаула, начинают волноваться. Хотя еще не так давно нас могли перепутать с любым городом, находящимся за Уралом.

«Я боюсь опоздать!»

— В работе с учениками у каждого педагога есть свои секреты. Раскроете хотя бы несколько из них?

— Главная моя задача — заинтересовать ученика, влюбить его в музыку. Делаю я это разными способами — подбираю специальный репертуар (как правило, с заунывной школьной программой мы прощаемся сразу же, как только освоена необходимая скрипичная техника), даю возможность выступить на каком-нибудь конкурсе, чтобы разбудить здоровые амбиции… Важно дать понять ребенку, что любой успех напрямую зависит от вложенного труда. Бывает, приходит ко мне ученик — человек талантливый, но явно ленивый. Я тут же предлагаю ему стать участником эксперимента — на протяжении двух недель он должен сделать все возможное, чтобы ежедневно заниматься скрипкой не менее четырех часов в день, только по-честному. Не поверите, через две недели я имею дело совсем с другим человеком — ведь он сумел преодолеть себя, а также осознать: только занимаясь, он может двигаться вперед, развиваться.

— А правда ли, что ваши ученики — во всем особенные дети?

— Правда. И, думаю, это относится ко всем талантливым ребятам, перед которыми с самого детства ставятся весьма взрослые задачи. К примеру, одаренные скрипачи с раннего возраста берутся за серьезные произведения, исполнение которых требует понимания, а значит, определенного интеллектуального развития. И когда меня спрашивают — не рано ли я доверяю детям сложные музыкальные тексты, я всегда отвечаю одно: «Что вы, я боюсь опоздать!». В этом случае лучше работать на опережение. Помню, как один из моих талантливых учеников, Степан Мезенцев, будучи еще ребенком, буквально засыпал на занятиях — бывало, начинает играть активно, воодушевленно, а потом словно сникает, затухает, пока не окликнешь его. Лишь позже он мне признался, что родители, тщательно контролируя его распорядок дня, отслеживали, чтобы тот вовремя ложился спать. И так как времени на книги у Степана не оставалось, он дожидался, когда все улягутся, и читал по ночам, устроившись с фонариком под одеялом. То есть у него была потребность к саморазвитию. И это можно наблюдать у всех моих учеников.

— Вас как педагога, воспитавшего немало одаренных скрипачей, неоднократно приглашали в Москву и даже за границу. Почему отказывались?

— Потому что здесь мои корни, мои ученики. Да и деньги, которые сулят, мне теперь ни к чему. Меня все устраивает. Однажды я чуть было не уехал в Израиль, где известный скрипач Максим Венгеров решил открыть частную скрипичную школу. Условия были потрясающие, финансирование — на годы вперед. Приехал я туда и понял — все это не мое, чужое. В то время как в Барнауле у меня семья, внуки, любимое дело. Да и к городу я давно прикипел, хотя сам родом из Витебска. От работы в Москве отказываюсь принципиально — сознательно не хочу погружаться в царящие там товарно-денежные отношения. Мне ближе наш, пусть, как считают некоторые, провинциальный, подход к обучению детей. Ведь здесь педагоги до сих пор ощущают ответственность за каждого ребенка и готовы посвящать любимому делу внеурочные часы, часть своей жизни.

Автор: Наталья Катренко

info-vb.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору