Имя заслуженного работника культуры РФ Олега Абрина известно далеко за пределами нашей страны. Его принято считать одним из основателей заявившей о себе на весь мир барнаульской скрипичной школы, прославленной такими именами, как Степан Мезенцев, Антон Сёмке, Татьяна Крячкова, Глеб Шехтман, Дарья Кулишкина, Валерия Абрамова, Вячеслав Ермолаев.
Ученики Абрина — постоянные участники различных престижных конкурсов, где пометка «Барнаул» давно расценивается как бренд, знак качества. Сегодня услышать их мастерство можно на сцене краевой филармонии, где в течение этого творческого сезона ежемесячно проходят симфонические вечера с участием воспитанников известного педагога. В филармонии уже прошли концерты Вячеслава Ермолаева и Татьяны Крячковой.
А завтра,
17 декабря, на сцене выступит еще одна ученица «Класса, А» (класса Абрина) — Алина Батыгина.
Из количества в качество
— Олег Аронович, сдается, подобные программы может позволить себе далеко не каждая филармония. Не во всех городах найдется такое количество талантливых учеников… — Это точно! По крайней мере, на сегодня я не слышал, чтобы где-то еще ученикам одного класса предоставили возможность сыграть на сцене вместе с симфоническим оркестром произведения крупной формы. Однако на этом мы решили не останавливаться. И уже весной следующего года планируем вместе с филармонией организовать фестиваль юных виртуозов, в рамках которого могли бы показать лучших скрипачей Алтайского края. Поверьте, их немало.
— А чем это объяснить? И что это за явление — барнаульская скрипичная школа?— Безусловно, в становлении барнаульской скрипичной школы большую роль сыграл Емельян Михайлович Кац — основатель струнного отделения на базе музыкального училища. А потому, когда я в 1973 году был распределен из Новосибирской консерватории в Барнаул, здесь уже вовсю существовала широкая сеть скрипичного образования. Однако количество перешло в качество не сразу. Настоящий скрипичный бум начался в то время, когда в барнаульских музыкальных школах стали работать такие педагоги, как Светлана Чеканова, Елена Шелепова, Лидия Ефремова, Ольга Беседина… Потом стали заявлять о себе и ученики. Взять, к примеру, моего воспитанника Антона Сёмке, который в юном возрасте вовсю разъезжал по миру, выступая на различных международных конкурсах, а также вошел в фонд Спивакова, направленный на поддержку талантливых скрипачей. То есть в городе появилась планка, которую многим захотелось достичь. И теперь если участники престижных конкурсов видят, что в списке выступающих есть скрипачи родом из Барнаула, начинают волноваться. Хотя еще не так давно нас могли перепутать с любым городом, находящимся за Уралом.
«Я боюсь опоздать!»— В работе с учениками у каждого педагога есть свои секреты. Раскроете хотя бы несколько из них?— Главная моя задача — заинтересовать ученика, влюбить его в музыку. Делаю я это разными способами — подбираю специальный репертуар (как правило, с заунывной школьной программой мы прощаемся сразу же, как только освоена необходимая скрипичная техника), даю возможность выступить на каком-нибудь конкурсе, чтобы разбудить здоровые амбиции… Важно дать понять ребенку, что любой успех напрямую зависит от вложенного труда. Бывает, приходит ко мне ученик — человек талантливый, но явно ленивый. Я тут же предлагаю ему стать участником эксперимента — на протяжении двух недель он должен сделать все возможное, чтобы ежедневно заниматься скрипкой не менее четырех часов в день, только по-честному. Не поверите, через две недели я имею дело совсем с другим человеком — ведь он сумел преодолеть себя, а также осознать: только занимаясь, он может двигаться вперед, развиваться.
— А правда ли, что ваши ученики — во всем особенные дети? — Правда. И, думаю, это относится ко всем талантливым ребятам, перед которыми с самого детства ставятся весьма взрослые задачи. К примеру, одаренные скрипачи с раннего возраста берутся за серьезные произведения, исполнение которых требует понимания, а значит, определенного интеллектуального развития. И когда меня спрашивают — не рано ли я доверяю детям сложные музыкальные тексты, я всегда отвечаю одно: «Что вы, я боюсь опоздать!». В этом случае лучше работать на опережение. Помню, как один из моих талантливых учеников, Степан Мезенцев, будучи еще ребенком, буквально засыпал на занятиях — бывало, начинает играть активно, воодушевленно, а потом словно сникает, затухает, пока не окликнешь его. Лишь позже он мне признался, что родители, тщательно контролируя его распорядок дня, отслеживали, чтобы тот вовремя ложился спать. И так как времени на книги у Степана не оставалось, он дожидался, когда все улягутся, и читал по ночам, устроившись с фонариком под одеялом. То есть у него была потребность к саморазвитию. И это можно наблюдать у всех моих учеников.
— Вас как педагога, воспитавшего немало одаренных скрипачей, неоднократно приглашали в Москву и даже за границу. Почему отказывались?— Потому что здесь мои корни, мои ученики. Да и деньги, которые сулят, мне теперь ни к чему. Меня все устраивает. Однажды я чуть было не уехал в Израиль, где известный скрипач Максим Венгеров решил открыть частную скрипичную школу. Условия были потрясающие, финансирование — на годы вперед. Приехал я туда и понял — все это не мое, чужое. В то время как в Барнауле у меня семья, внуки, любимое дело. Да и к городу я давно прикипел, хотя сам родом из Витебска. От работы в Москве отказываюсь принципиально — сознательно не хочу погружаться в царящие там товарно-денежные отношения. Мне ближе наш, пусть, как считают некоторые, провинциальный, подход к обучению детей. Ведь здесь педагоги до сих пор ощущают ответственность за каждого ребенка и готовы посвящать любимому делу внеурочные часы, часть своей жизни.
Автор:
Наталья Катренкоinfo-vb.ru