Басиния Шульман: «Делай что должен, и будь что будет!»

Добавлено 25 марта 2016 muzkarta

Басиния Шульман (фортепиано), Владимир Спиваков (скрипка, дирижер)

Знакомство с известной российской пианисткой Басинией Шульман состоялось буквально за несколько часов до премьеры музыкально-драматического спектакля Романа Виктюка «Нежность» в Минске, в котором Басиния участвует вместе с актрисой Сати Спиваковой. В святая святых — гримерке — мы поговорили про мечты, реальность и нескучную классику.

— Спектакль «Нежность» уже несколько лет с успехом идет в России. Правда ли, что идея спектакля принадлежит вам?
— На самом деле мне принадлежит идея не самого спектакля, а, скорее, его формата. Как музыкант, я постоянно ищу интересные, непривычные пути развития своего творчества, привлечения аудитории, мне хочется привнести что-то новое в искусство в целом. До «Нежности» в моей копилке уже было несколько концертных программ по письмам и дневникам композиторов, где музыка сочеталась с рассказом. Концерты получили большой положительный отклик у зрителей, и когда я заметила устойчивый интерес у публики, предложила Сати Спиваковой создать совместный проект — соединить театр и музыку. Сати — талантливая актриса, поэтому хотелось чего-то большего, чем просто прочитать стихи под аккомпанемент фортепиано. Изначально конкретного произведения для программы у нас не было, но однажды Сати вспомнила, что когда-то перед поступлением в ГИТИС она готовила текст «Нежности» Анри Барбюса. Она предложила Роману Виктюку посмотреть текст, и Роман Григорьевич буквально на следующий день перезвонил Сати и рассказал, как видит «Нежность» на сцене. И началась работа, которая шла довольно быстро: в сентябре мы начали репетировать, а в октябре уже состоялась премьера спектакля. Вот так родилась «Нежность» (улыбается). Сейчас мы уже планируем следующий спектакль, премьера которого состоится в октябре этого года в московском Доме музыки.

С Сати Спиваковой
— Какой спектакль, если не секрет?

— Это будет спектакль по произведению Дины Рубиной «Высокая вода венецианцев». Пока мы еще определяемся, кто будет режиссером-постановщиком, но даты премьеры уже запланированы.

— Будет ли премьера в Минске?
— Точно сказать не могу, но вполне возможно.

— Басиния, а в Минске вы впервые?
— Да, и когда узнала, что будем показывать «Нежность» в Минске, обрадовалась. Потому что скучаю по советскому прошлому: я человек Советского Союза, и мне было интересно вернуться в ту эпоху, посмотреть, как здесь все выглядит. От многих людей слышала, что Беларусь и Минск в частности — прекрасная версия тех времен. И действительно это так. Буду не первой, кто это скажет, но Минск в первую очередь поражает чистотой и архитектурой. Здесь на самом деле все по-советски нарядно, мощно, широко.

— Что успели посмотреть?
— К сожалению, не очень много из-за подготовки к показу спектакля. Но некоторые достопримечательности увидеть не только из окна автомобиля мне все же удалось. Мы побывали в Национальном художественном музее, посетили выставку гравюр Гойи и Пикассо. Дело в том, что я очень люблю искусство, поэтому, когда есть возможность, всегда прошу сводить меня в местные художественные музеи или на выставки. Конечно, за полчаса обстоятельно пройтись по музею не получилось. Но у меня был чудесный экскурсовод, и я осталась под большим впечатлением, несмотря на минимальный запас времени. В Минске меня принимают очень хорошо и гостеприимно. Я счастлива участвовать в фестивале Владимира Спивакова в этом городе.

— Вы активно популяризируете классическое искусство. Как вы считаете, каким образом можно привить любовь к классике подрастающему поколению? Ведь для детей и молодежи классика по-прежнему остается «скучной».
— Детям привить любовь к музыке и в целом к искусству могут только родители. В этом мое глубокое убеждение. Кто еще будет в ежедневном режиме рассказывать детям о музыке, живописи, театре! «Сбрасывать» эту функцию на детский сад, школу и другие учебные заведения нельзя. Образование — это в первую очередь работа родителя с ребенком. Как это делать? Не ведите детей без подготовки на сложные концертные программы и спектакли: им будет непонятно и на самом деле скучно. Более того, после у них может полностью пропасть желание ходить на такие мероприятия. Поэтому начинайте приобщать ребенка к искусству не с симфонии Малера, а с чего-то легкого, адаптированного под детское восприятие. Ищите интересные мероприятия, посещайте детские музыкальные спектакли, отдавайте предпочтение интерактивной составляющей, чтобы ребенок познавал новую для него информацию через вовлечение, игру. Помимо этого, родителям необходимо работать над собственной эрудицией. Получать профессиональное образование в области искусства не нужно, но прочитать хотя бы минимальную информацию по конкретной теме будет полезно. И это касается не только музыки. Я сама так делала и делаю до сих пор: прежде чем что-то объяснять детям, сажусь и читаю литературу. У меня тоже есть пробелы в каких-то областях, ведь знать все невозможно. А сегодня благодаря возможностям интернета найти информацию проще простого.

— К слову, как ваш сын относится к классической музыке?
— Сейчас ему уже семнадцать, и он очень любит музыку. Чем горжусь, как родитель: я смогла привить ему прекрасный музыкальный вкус. Причем здесь речь не только о классической музыке, а о разных направлениях. Но… в нашей семье никогда не звучит попса российского производства. Не потому, что запрещено, а потому, что она никому не интересна.

— Сын тоже музыкант?
— Нет, к сожалению, он не играет ни на одном музыкальном инструменте. Это мое упущение: я была слишком занята своей работой и не уделяла достаточно времени работе с сыном. Мне было некогда, потому так и произошло. Но мой сын скоро получает первый взрослый разряд по настольному теннису и поступает в Высшую школу экономики. Так что он свою дорогу найдет, а если захочет научиться играть на каком-либо инструменте — обязательно этого добьется.

— Помимо концертной деятельности, вы также занимаетесь продюсированием разных музыкальных проектов. В частности, у вас несколько детских музыкально-образовательных программ.
— Продюсированием музыкальных проектов я занимаюсь уже много лет. Но мне всегда хотелось большего, чем просто развлекать. Поэтому в своих программах стала уделять внимание именно образовательной составляющей, просвещению. Для детей я организовала целый цикл программ, связанных с классической музыкой, но делала это в разных жанрах. Ведь образование должно быть интересным! Например, одну программу мы разработали совместно с оркестром и работниками цирка — соединили цирк и классическую музыку. Дети были в восторге! Другая программа называлась «О чем поют клавиши» и была посвящена клавишным инструментам. Вместе с коллегами-музыкантами, которых я пригласила участвовать в программе, мы рассказывали и показывали детям принципы работы органа, клавесина, фортепиано, синтезатора. Конечно, орган не клавишный, а духовой инструмент, но как можно было оставить без внимания такой интересный инструмент, тем более что у него тоже есть клавиши (улыбается)?! Поэтому я позволила себе вольность и также включила орган в программу. Дети тогда буквально облепили каждого музыканта, внимательно слушали рассказ про инструмент, во время игры на нем заглядывали вовнутрь, пытались разобраться, как рождаются звуки. Сейчас, к сожалению, пришлось приостановить эту деятельность, так как практически все время занимают гастроли и нет физической возможности полноценно заниматься организацией своих проектов.

— Басиния, вы любите импровизацию и нестандартные интерпретации классических произведений. Интерпретация какого произведения была самой смелой?
— На самом деле мое умение импровизировать — ошибка, которую создали журналисты. Я участвовала в проекте «Классика плюс джаз», где была импровизация, но не с моей стороны, а со стороны джазовых музыкантов, с которыми я играла. После этого проекта меня тоже записали в импровизаторы. Поэтому поясню: я играю исключительно то, что написано композиторами, я не импровизирую. Конечно, сымпровизировать пару аккордов не проблема, но импровизация в полном смысле слова — это серьезная работа, которой нужно целенаправленно заниматься. Импровизировать нужно уметь, и не каждый это может. Я честно признаю, что не владею импровизацией. Как музыкант, я, без сомнения, хочу этому научиться, но пока это точно не мой конек.

— Майкл Джексон как-то сказал, что с удовольствием поработал бы с Чайковским и Клодом Дебюсси. С кем поработали бы вы?
— Честно говоря, я даже не думала об этом (улыбается). Вопрос сложный, но интересный! Дело в том, что я не мечтатель, а реалист. Я стараюсь создавать свою мечту, исходя из физических возможностей. Например, мне хотелось поработать с Сати, и я пошагово свое желание осуществила. Но раз вы спросили (с задумчивой улыбкой)… Я, безусловно, поработала бы с Сергеем Рахманиновым, Владимиром Горовицем, Артуром Рубинштейном, Иоганом Себастьяном Бахом. Я была бы рада даже просто пообщаться с этими людьми, не то что поработать.

— А с кем из реальных людей вы хотели бы поработать?
— Здесь снова про физическую возможность. Мне нравится творчество Дины Рубиной, и я хотела создать интересный проект по одному из ее произведений. Я связалась с писательницей, рассказала про свою идею, мы начали общаться. Дина сама прислала мне свой рассказ, по которому мы сейчас готовим спектакль. Но если уже мечтать (улыбается)… Я мечтаю работать с некоторыми крупными дирижерами. К сожалению, здесь не получится просто позвонить и предложить идею. Но я снова иду к реализации мечты пошагово, и надеюсь, что достигну желаемого.

— В одном из интервью вы признались, что, если бы не встретили своего мужа, не были бы такой, как сейчас. Как он повлиял на вас?
— Дело в том, что мой муж бизнесмен. Он научил меня правильно подавать и, что тоже очень важно, правильно продавать свое искусство. Быть хорошим музыкантом — безусловно, самое главное, но сегодня этого, увы, недостаточно. Сидеть и ждать, пока о тебе позаботится продюсер, полностью зависеть от него — не самый лучший вариант для развития карьеры. Признаюсь, долгое время я именно так и делала — сидела и ждала, пока кто-то куда-то меня пригласит. Дела, таким образом, складывались неважно, ничего толкового не получалось, пока мой муж не объяснил мне, что «так дела не делают» и мой успех в моих руках. И шаг за шагом он научил меня продюсированию, продажам, маркетингу, поменял мой подход к организации мероприятий. И я вижу результат: все мои проекты приносят дивиденды. Дивиденды — это не только коммерческий успех, но в первую очередь интерес публики, ее эмоциональный отклик. Полные залы и овации после концертов — для меня это огромное счастье и высшая награда, потому что все, что я делаю, я делаю для людей. Если люди приходят на мои концерты — значит, они им интересны и нужны, значит, я работаю не в стол.

БЛИЦ
Любимый цвет
У меня их четыре: белый, черный, серебряный, золотой. А еще все оттенки голубого и синего! Я вообще многоцветный человек: люблю разные цвета, люблю их смешивать.

Любимая страна
Та же самая история, что и с цветом: у меня их несколько. Но все же первая страна, которую назову по ассоциации, — Италия. Хотя я еще очень люблю Францию, Бразилию. Но Италия все-таки на первом месте.

Любимое число
Девять.

Любимая фраза
«Делай что должен, и будь что будет!». Всегда эту фразу повторяю и всем говорю.

Любимая книга
В свое время читала очень много. Можно сказать, я была «огромной библиотекой»: прочитала большое количество разной литературы. К сожалению, давно уже этого не делаю: из-за нехватки времени чтение отошло на второй план. Но когда все же возвращаюсь к чтению, то предпочитаю именно классику. Недавно перечитала все произведения Чехова. С удовольствием прочла «Шантарам» Грегори Робертса. Вообще у меня в заметках всегда есть список книг, которые я хочу прочесть. И я верю, что до этого списка обязательно дойду.

Любимый художник
Знаете, у меня их тоже несколько (смеется). Я очень люблю Русский музей в Санкт-Петербурге, и как только приезжаю в этот город, обязательно стараюсь найти время, чтобы зайти в музей. Здесь выставлены работы Карла Брюллова, творчество которого я в прямом смысле обожаю. Еще открыла для себя Архипа Куинджи: я могу бесконечно стоять перед его картинами и любоваться. После того как побывала в музее Сальвадора Дали (Театр-музей Дали. — Прим. ред.) в Фигерасе, абсолютно по-другому увидела творчество этого художника, он меня впечатлил. Не могу сказать, что Дали — мой любимый художник, но он стал мне очень интересен.

Беседовала Наталья Гантиевская.

gorodw.by

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору