Фото Владимира Юрченко
Концерт-посвящение «Премьеры» к 125-летию со дня рождения композитора прозвучал в исполнении симфонического оркестра под управлением главного дирижёра — заслуженного деятеля искусств Украины — Рашита Нигаматуллина в большом зале белгородской филармонии 27 января.
Композитор, критик и музыковед Борис Асафьев в первой трети ХХ века так характеризовал Сергея Прокофьева:
«…творческое явление колоссального размаха. Вот искусство, которого так жаждет наша действительность, — искусство дерзкое, волевое, сильное и вместе с тем заразительно-радостное, простое и здоровое. В нём поёт стихия света и тепла, в нём растворилась солнечная энергия и звучит неискоренимая тяга к жизни и к борьбе за неё».Премьерами произведений Прокофьева главный дирижёр симфонического оркестра Рашит Нигаматуллин и его музыканты в последние два года радовали белгородских меломанов: зимой 2014 года в филармонии впервые прозвучали Четвёртая симфония и Концерт № 2 для скрипки с оркестром, в марте 2015-го — Концерт № 1 для скрипки с оркестром ре мажор и Симфония № 2 ре минор.
В этот раз в музыкальную программу, подготовленную к юбилею композитора, включили два крайне редко исполняемых музыкальных произведения Прокофьева: Концерт для фортепиано с оркестром № 4 си-бемоль мажор (1931) и Симфонию № 6 ми-бемоль минор (1945–47).
Первое отделение отдали Четвёртому фортепианному концерту. Созданный в 1931 году специально для австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, он прозвучал впервые лишь 25 лет спустя. В Первую мировую войну Витгенштейн потерял правую руку, но смог вернуться к музыке, исполняя двуручные и одноручные сочинения. Специально для него написаны симфонические этюды Рихарда Штрауса и леворучный Концерт № 2 ре мажор для фортепиано и симфонического оркестра Мориса Равеля. Главное отличие Четвёртого концерта Прокофьева от них в том, что написан он специально для левой руки, тогда как первые имитировали двуручное фортепианное изложение солирующей партии. Примечательно, что самому Витгенштейну произведение показалось непонятным, и исполнять его он отказался.
Отмечают, что в Концерте № 4 диалог между солистом и оркестром строится как на контрастности образов, так и на их взаимопроникновении, дополнении друг друга. Партию фортепиано белгородцы услышали в исполнении пианиста
Рустема Кудоярова, лауреата международных конкурсов и фестивалей.
Забыв на время о правой руке и отыграв четырёхчастный концерт лишь только левой, Кудояров исполнил для слушателей двуручные Романс оп. 28 No. 1 Роберта Шумана, Этюд № 4 Фредерика Шопена, а затем — вновь одноручную Прелюдию до-диез минор Александра Скрябина.
Во втором отделении в исполнении симфонического оркестра прозвучала Симфония № 6 ми-бемоль минор. Шестая симфония — элегия памяти жертв Второй мировой войны. Одно из послевоенных сочинений Прокофьева, написанное в 1947 году, цикл которого построен по принципу не жанровому, а психологическому, на образном контрасте, как отмечают музыковеды.
Концерт состоялся в рамках абонемента «Звёзды XXI века». Следующий концерт абонемента прозвучит 19 февраля. Симфонический оркестр белгородской филармонии под управлением
Дмитрия Васильева исполнит Симфонию № 40 соль минор, Увертюру к опере «Волшебная флейта» и Концерт № 3 для скрипки с оркестром соль мажор Вольфганга Амадея Моцарта. Партия скрипки —
Михаил Почекин (Москва).
Оксана Придвореваwww.belpressa.ru