muzkarta.ru | музкарта.рф «Музыкальная карта»: академическая музыка Поддержать проект
Выберите регион, страну
Добавлено 15 октября 2013 Тимур Халиуллин
Тимур Халиуллин интересен, помимо прочего, постоянным стремлением к открытию новых горизонтов своей области исполнительства. Это касается как неуклонного расширения собственно органного и карильонного репертуара, так и сотрудничества с другими молодыми артистами филармонии, так же готовыми к поискам и экспериментам.
В этом году Тимур получил диплом карильониста на кафедре органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета (кстати, единственного ВУЗа в нашей стране, где готовят исполнителей на карильоне). Видимо, в честь этого события родилась новая программа, главными «героями» которой стали орган, карильон и ударные.
Воплощать её помогали постоянная участница концертов Тимура Халиуллина сопрано Галина Зольникова, а также студентки-органистки Белгородского музыкального колледжа Надежда Васиуллина и Елена Малева и — last, not least — исполнительница на ударных инструментах Александра Тополиди.
Свою новую программу Тимур Халиуллин построил столь же необычно, как и музыкально — в трёхчастной форме, где в крайних разделах (на открытой площадке перед входом в филармонию) звучал карильон, а в средней части (и уже по билетам) Его Величество Орган: соло, в 4 ноги, с голосом и с мини-оркестром ударных.
Если вспомнить программы первых органных концертов, нельзя не удивиться скорости, с которой белгородская публика с помощью Тимура Халиуллина осваивает вершины классического и современного органного репертуара. Основная часть новой программы состояла из «карильонных» и «колокольных» пьес для органа, «разбавленных» колокольцевыми звонами русских лошадиных троек (романсы Гурилёва и Юрьева в исполнении Г. Зольниковой и Т. Халиуллина).
Концерт в Органном зале начался очень знаменитой и знакомой белгородской публике в исполнении Т. Халиуллина пьесой Луи Вьерна (1870–1937) «Колокола Вестминстера», а закончился впервые исполненной в Белгороде пьесой «Carillion sortie» (в пер. с франц. «Выход Карильона») французского композитора и органиста Анри Мулле (1878–1968), музыкой мощной, величественной и торжественной.
В новой программе прозвучало не одно новое композиторское имя в органном репертуаре Тимура Халиуллина. В «Подражании карильону» Шарля Алькана партнёршей органиста стала студентка колледжа Надежда Васиуллина. Имя Ш. Алькана, кажется, впервые появляется в филармонических программах.
Шарль-Валантен Алькан (1813–1888) — французский композитор, пианист-виртуоз и педагог. Его настоящая фамилия Моранж, а известность он приобрёл под именем своего отца-музыканта Алькана Моранжа. При жизни Ш. Алькан пользовался славой одного из самых великих пианистов-виртуозов своего времени, наряду с Листом, Тальбергом и Калькбреннером. После смерти, подобно Баху он был надолго забыт, и интерес к его виртуозной, исключительно сложной в техническом отношении музыке начал пробуждаться только в последние десятилетия.
Часть фортепианных произведений Ш. Алькана написана для особой разновидности фортепиано, т. н. педального фортепиано, что позволяет исполнять их на органе.
Оба выступления Тимура Халиуллина в дуэте со студентками Белгородского музыкального колледжа (с Еленой Малевой было исполнено также «Попурри на темы вальсов Й. Штрауса»), выглядели не только симпатично, но и симптоматично.
С произведениями американского композитора и органиста Лео Соверби (1895–1968), которого называют главой американской церковной музыки середины ХХ века, белгородская публика познакомилась в сентябрьских концертах американских органистов Джеймса Хигдона и Майкла Бауэра.
В концертах 12 и 13 октября в очень красивой изобразительной пьесе Л. Соверби «Карильон» 1917 г. партию колоколов исполнила на оркестровых колоколах Александра Тополиди. Она же стала едва ли не первым по значимости участником ансамбля «орган + ударные» в пьесе современного немецкого композитора Бертольда Гуммеля (кстати, потомка знаменитого чешского композитора и пианиста рубежа 18–19 вв.).
Бертольд Гуммель — автор большого количества сочинений для ударных соло, для ударных с органом. Исполненное Т. Халиуллиным и А. Тополиди сочинение ощущалось как очень сложное по технике музыкального языка, но очень внятное по образному строю (хотя и было подкреплено световыми и дымовыми эффектами) — то концентрирующаяся, то рассеивающаяся энергия зла, агрессии, страха. Сочинение Б. Гуммеля представляет собой двухчастную композицию (Заклинание и Токката), где основная роль, особенного в небольшом «Заклинании», поручена большой ударной установке.
Концерт завершился звучанием карильона в сгущающихся сумерках осеннего вечера и уже традиционным общением Тимура Халиуллина со своими слушателями. К хорошему привыкаешь быстро, как в концертам в Органном зале и карильонным воскресным концертам на Соборной площади.
И, как знать, может быть в один прекрасный вечер в Органном зале БГФ зазвучат и «Колокола Белгорода».
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Дата публикации: 14.10.2013
ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal