Белгородский звон: музыка светлой Пасхи

Добавлено 10 мая 2013 Тимур Халиуллин

Карильон Белгородской филармонии, Марина Андрейкина, Белгородская филармония, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Андрей Андрейкин (труба), Фонд «Русский Карильон»

Один из самых светлых и центральных православных праздников Пасха встретила белгородцев и гостей города прекрасной погодой и эксклюзивной музыкой. На Соборной площади в полдень воскресного дня состоялся концерт солистов Белгородской государственной филармонии Тимура Халиуллина (карильон) и Андрея Андрейкина (труба), которые представили концертную программу, посвященную этому знаменательному событию.

Вот уже в шестой раз звучание такого редкого и необычного инструмента как карильон украсило воскресные дни на главной площади города. 31 марта 2013 года стало отправной точкой для многих горожан в познании колокольного многоголосного инструмента.

Именно тогда под руководством посетившего Белгород главного карильониста Европы и мира, профессора факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета Йозефа Виллема Хаазена и его талантливого ученика лауреата международных конкурсов, солиста Белгородской филармонии Тимура Халиуллина (фортепиано, орган, карильон) состоялся первый экспериментальный концерт на Соборной площади, которому предшествовали выступления белгородского карильониста в Белгородской области.

— Почему карильон? — спросите вы. Карильон — это своеобразный музыкальный символ настоящего праздника. Как и орган, это поистине царственный инструмент, очень дорогой, и он также как орган требует для себя специального помещения. Число колоколов разного регистра в карильоне может быть разным (от 23-х до 77), это позволяет обеспечить достаточно широкую звуковую палитру колокольного звона.

Языки неподвижно закреплённых колоколов соединяются с исполнительским пультом при помощи тонких тросов. Карильонист играет на инструменте, ударяя кулаками по клавишам, а самые большие колокола управляются при помощи педальной клавиатуры.

На сегодняшний день в мире насчитывается приблизительно девятьсот карильонов. Больше всего их, разумеется, в Европе, где традиция карильонного искусства зародилась ещё в XV-м веке, — в Нидерландах, Бельгии, Франции.

Наиболее масштабные фестивали и концерты колокольной музыки, а также научные конференции, посвящённые теоретическим проблемам этого искусства проводятся в «мировой столице карильонной музыки» — бельгийском городке Мехелен, главной достопримечательностью которого является, конечно же, установленный в соборе Святого Румольда карильон. Интересно, что в этом небольшом по размерам городе сегодня действуют четыре больших карильона-звонницы с суммарным числом колоколов 197 штук.

Белгородский карильон — современный инструмент, наделённый возможностью передвижения. Мобильность передвижного карильона, заложенная музыкантом из Нидерландов Будивижна Зварта в 2003 году, — главный отличительный признак инструмента.

Она позволяет карильону «вещать» там, где нужно и удобно. Белгородский карильон — третий инструмент такого рода в России (первый установлен в башне Петропавловской крепости, второй в Петергофе, готовится к выходу четвёртый карильон, который планируется разместить в Санкт-Петербургском государственном университете, одном из крупнейших в нашей стране).

Пятьдесят один колокол белгородского карильона, общий вес которых достигает трёх тонн, компактно размещен на специальной платформе-прицепе грузовика-фургона, что позволяет свободно перемещать инструмент к месту концертного выступления.

В центре сегодняшней Пасхальной концертной программы прозвучали традиционные христианские мелодии — звоны Киево-Печерской и Свято-Успенской Святогорской лавр, а также «Аве Мария» Иоганна Себастьяна Баха — Шарля Гуно, звон из оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, ария «Я знаю, искупитель мой жив» из третьей части оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя.

Музыка в карильонном звучании в силу колокольного тембра воспринималась особенно свежо, ярко и необычно. В завуалированных гармониях, тембровых наслоениях и инструментальных призвуках угадывались привычные ритмы и мелодические проведения, представленные с новой красочной стороны: русская народная песня «Вечерний звон», «Танец феи Драже» Петра Чайковского, «Патриотическая песня» Михаила Глинки, «К Элизе» Людвига ван Бетховена, «В пещере горного короля» Эдварда Грига.

Тембр трубы, пожалуй, наиболее близок карильону, два инструмента успешно дополняли друг друга, вступали в диалог и органично сливались воедино.

Тимур Халиуллин заслуженно получил немало восторженных отзывов от своих поклонников и поклонниц, жаждущих получить фото на память и автограф молодого прогрессивного музыканта.

Концерты карильонной музыки непременно порадуют белгородцев вновь. Следующий 40-минутный концерт состоится в воскресенье 12 мая в 12:00, слушатели получат возможность вновь насладиться звучанием этого притягивающего, завораживающего, сказочного инструмента.

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото автора)
Дата публикации: 05.05.2013

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору