БелПресса: В органном зале Белгорода открыли шестой концертный сезон

Добавлено 16 сентября 2016 Тимур Халиуллин

Белгородская филармония, Наталья Гирявенко, Евгений Григорьев (бас, баритон), Галина Зольникова (сопрано), Владимир Исаев (фортепиано), Камерный оркестр Mezzo music, Академический хор Белгородской филармонии, Сергей Коваленко (ударные), Органный зал Белгородской филармонии, Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Олег Шейна (виолончель)

Концерт-открытие прозвучал 15 сентября. Органист Тимур Халиуллин подарил слушателям премьеры в том числе и собственного сочинения, удивительный диалог органа и хора и неожиданно для всех перевоплотился в пианиста. Уходя на каникулы после юбилейного, пятого сезона в органном зале, поклонники инструмента обещали скучать. И вот первый концерт нового сезона — и закономерный аншлаг в зале, к слову преобразившемся. Его сцену украсил рояль — элегантный чёрный August Förster, что позволит дополнять концертные программы сочетанием двух инструментов. Кроме этого, с этой осени все камерные концерты, ранее звучавшие в малом зале филармонии, перенесут в органный. Раздумывая над программой нового сезона, Тимур Халиуллин учёл все эти события.

«Я стараюсь на каждое открытие сезона, благо есть время, подготовить более сложную и интересную программу, музыку непростую с первого взгляда для восприятия: сложные фуги, концерты, прелюдии. Здесь музыка очень тяжёлая, драматичная, глубокая, яркая… Мечтал бы оказаться на месте слушателей, чтобы насладиться спокойно музыкой, но буду её творить и волноваться за каждый звук, за каждую эмоцию», — охарактеризовал музыкант концерт-открытие.

Первым подарком для слушателей стала музыка Баха — прелюдия и фуга до мажор, музыка чистая. За ней новое, ранее не слышанное белгородской публикой имя — французский органист Эжен Жигу, знаменитый своими учениками: Леоном Боэльманом, Габриэлем Форе и Альбером Русселем, — и его токката си минор как образец французского звучания органа. Своего часа дождалась токката для педали соло авторства Тимура Халиуллина — первое опубликованное сочинение органиста. Токката — это один из результатов работы Тимура над магистерской диссертацией, защищённой в Санкт-Петербургском государственном университете. Тема — «Педальное соло как специфическое средство выразительности в органной музыке». «Мне интересно исполнительство ногами, репертуар, который не задействует руки для игры. Мне хотелось в этом сочинении собрать все возможные техники и приёмы игры ногами на педальной клавиатуре. Я анализировал зарождение самой педали, как она развивалась от эпохи к эпохе, и заключением всей моей работы была эта пьеса», — рассказал органист.

Отметили открытие и арией Вадима Бибергана — непривычным для этого зала сочетанием органа и рояля. Место за ним занял солист филармонии, лауреат международных конкурсов Владимир Исаев. Дополнил компанию Сергей Коваленко (ударные).

Ещё одно новое сочетание — камерного хора (руководитель Елена Алексеева) и органа — подарили слушателям в трёх частях кантаты «Москва» Чайковского. Специально для премьеры Тимур Халиуллин переложил для органа оркестровую партию. Сольные партии исполнили Народный артист РФ Евгений Григорьев и Галина Зольникова. Второе отделение — сплошные премьеры и ещё один сюрприз.

Впервые за шесть лет в Белгороде органист предстал в амплуа пианиста, исполнив этюд № 8 «Дикая охота» Ференца Листа. Элегантно и эффектно — так можно охарактеризовать его исполнительскую манеру. С последним аккордом — шквал аплодисментов. Вслед за этим — дуэт органа и рояля в прелюдии, фуге и вариации си минор Сезара Франка. А в финале вечера на сцене появилась Наталья Боровик и музыканты её камерного оркестра Mezzo Music.

Каждый год перед открытием сезона Тимур и Наталья ищут необычные совместные звучания органа и оркестра. В этот раз совместной музыкой открытия стала сюита для органа с оркестром соль мажор итальянца Отторино Респиги. Мощный, энергичный финал первого концерта сезона в их исполнении ещё раз убедил слушателей: откровениям и удивлениям в сезоне — быть. И самое главное — несмотря на то что концертный сезон по счёту шестой, в декабре белгородский орган отпразднует своё пятилетие. И тут день рождения органа (отмечают его по традиции 15 и 16 декабря) совпал с 50-летним юбилеем Белгородской государственной филармонии, а это значит, что торжества любителей музыки ждут грандиозные.

Оксана Придворева
Фото — Владимир Юрченко
по материалам www.belpressa.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору