Концерт-открытие прозвучал 15 сентября. Органист Тимур Халиуллин подарил слушателям премьеры в том числе и собственного сочинения, удивительный диалог органа и хора и неожиданно для всех перевоплотился в пианиста. Уходя на каникулы после юбилейного, пятого сезона в органном зале, поклонники инструмента обещали скучать. И вот первый концерт нового сезона — и закономерный аншлаг в зале, к слову преобразившемся. Его сцену украсил рояль — элегантный чёрный August Förster, что позволит дополнять концертные программы сочетанием двух инструментов. Кроме этого, с этой осени все камерные концерты, ранее звучавшие в малом зале филармонии, перенесут в органный. Раздумывая над программой нового сезона, Тимур Халиуллин учёл все эти события.
«Я стараюсь на каждое открытие сезона, благо есть время, подготовить более сложную и интересную программу, музыку непростую с первого взгляда для восприятия: сложные фуги, концерты, прелюдии. Здесь музыка очень тяжёлая, драматичная, глубокая, яркая… Мечтал бы оказаться на месте слушателей, чтобы насладиться спокойно музыкой, но буду её творить и волноваться за каждый звук, за каждую эмоцию», — охарактеризовал музыкант концерт-открытие.
Первым подарком для слушателей стала музыка Баха — прелюдия и фуга до мажор, музыка чистая. За ней новое, ранее не слышанное белгородской публикой имя — французский органист Эжен Жигу, знаменитый своими учениками: Леоном Боэльманом, Габриэлем Форе и Альбером Русселем, — и его токката си минор как образец французского звучания органа. Своего часа дождалась токката для педали соло авторства Тимура Халиуллина — первое опубликованное сочинение органиста. Токката — это один из результатов работы Тимура над магистерской диссертацией, защищённой в Санкт-Петербургском государственном университете. Тема — «Педальное соло как специфическое средство выразительности в органной музыке». «Мне интересно исполнительство ногами, репертуар, который не задействует руки для игры. Мне хотелось в этом сочинении собрать все возможные техники и приёмы игры ногами на педальной клавиатуре. Я анализировал зарождение самой педали, как она развивалась от эпохи к эпохе, и заключением всей моей работы была эта пьеса», — рассказал органист.
Отметили открытие и арией Вадима Бибергана — непривычным для этого зала сочетанием органа и рояля. Место за ним занял солист филармонии, лауреат международных конкурсов Владимир Исаев. Дополнил компанию Сергей Коваленко (ударные).
Ещё одно новое сочетание — камерного хора (руководитель Елена Алексеева) и органа — подарили слушателям в трёх частях кантаты «Москва» Чайковского. Специально для премьеры Тимур Халиуллин переложил для органа оркестровую партию. Сольные партии исполнили Народный артист РФ Евгений Григорьев и Галина Зольникова. Второе отделение — сплошные премьеры и ещё один сюрприз.
Впервые за шесть лет в Белгороде органист предстал в амплуа пианиста, исполнив этюд № 8 «Дикая охота» Ференца Листа. Элегантно и эффектно — так можно охарактеризовать его исполнительскую манеру. С последним аккордом — шквал аплодисментов. Вслед за этим — дуэт органа и рояля в прелюдии, фуге и вариации си минор Сезара Франка. А в финале вечера на сцене появилась Наталья Боровик и музыканты её камерного оркестра Mezzo Music.
Каждый год перед открытием сезона Тимур и Наталья ищут необычные совместные звучания органа и оркестра. В этот раз совместной музыкой открытия стала сюита для органа с оркестром соль мажор итальянца Отторино Респиги. Мощный, энергичный финал первого концерта сезона в их исполнении ещё раз убедил слушателей: откровениям и удивлениям в сезоне — быть. И самое главное — несмотря на то что концертный сезон по счёту шестой, в декабре белгородский орган отпразднует своё пятилетие. И тут день рождения органа (отмечают его по традиции 15 и 16 декабря) совпал с 50-летним юбилеем Белгородской государственной филармонии, а это значит, что торжества любителей музыки ждут грандиозные.
Оксана Придворева
Фото — Владимир Юрченко
по материалам
www.belpressa.ru