БРАНДТ БРАСС ансамбль. Программа «КАРАВАН ИСТОРИЙ»
Снова, после некоторого перерыва, устроил великолепный музыкальный праздник Брандт Брасс ансамбль.Проходил он в консерватории, в ее торжественном Белом зале, что придавало всему особую праздничность. Наш замечательный ансамбль духовых умеет превращать каждое свое выступление в цельное, законченное сценичное зрелище. Начать хотя бы с пролога: только после настойчивых аплодисментов они появляются в зале, эффектно пройдя по нему со своими сверкающими, стройно звучащими трубами. Доигрывают композицию уже перед сценой, разрушая привычную «четвертую стену», и весь номер сопровождается нескончаемыми аплодисментами зала.
Ведущей концерта пригласили музыковеда из филармонии
Елену Пономареву, что уже большой плюс. Она прелестна, может украсить любую программу, к тому же обладает особым шармом ведения, даром рассказывать увлекательные музыкальные истории. Выступление Брандт Брасс ансамбля началось со знаменитой джазовой композиции
Тизола, его
Каравана, (который часто приписывают Эллингтону), показавшего путь, не усеянный розами, но полный надежды.
Композиция дала название всей нынешней программе трубачей — «
Караван историй». Именно «Караван»- истории музыки, ее географии, молниеносно и блистательно рассказанной чудесными музыкантами. Проникновенно и мощно исполнен знаменитейший Канон
Пахельбеля— крестного отца самого Баха. И в такой аранжировке звучал он не менее выразительно, чем у «короля инструментов». Брандт Брасс любит поэкспериментировать, выступить в самых неожиданных сочетаниях. На сей раз они пригласили сильное московское сопрано —
Ольгу Калугину.Та —
преподаватель кафедры сольного пения Академии хорового искусства им. В. С. Попова, лауреат и дипломант восьми Всероссийских и Международных конкурсов, успешно концертирующая в городах России и за рубежом. Поет кантаты Вивальди, Баха, мессы Моцарта, камерные программы по романсам Чайковского, Рахманинова, Слонимского, Шостаковича, Штрауса, Шуберта, других композиторов.
Вместе с виртуозами- музыкантами вокалистка, в запредельных высях колоратура, — выводила рулады в алябьевском
Соловье. Надо было слышать, как проникновенно и нежно звучала здесь укрощенная мощь духовых… «Хрестоматийный» романс не так прост. Считается, что он посвящен отправленному в изгнанье
Пушкину, и столь суровый приговор
Алябьев (ссылка в Сибирь) «заслужил» за близость к декабристским кругам.
В дуэте с тромбоном, трогательно звучал голос певицы в
Душах неблагодарных Иосифа I.Иосиф -император Священной Римской империи из династии Габсбургов. Как и всеГабсбурги, увлекался охотой и музыкой, сам
хорошо играл на нескольких музыкальных инструментах, особенно — на флейте, сочинялдуховную и светскую музыку.
Дождались мы от любимого ансамбля и премьеры:
Регер, Брассология ,сюита в 4 частях. Американский композитор неоднократно у нас бывал, хорошо изучил уникальные возможности коллектива и посвятил им сюиту с веселым названием, последняя часть которой называется
Джазология, джазофрения. Что ж, все мы немного шизофреники, поскольку любим джаз не меньше проверенной веками классики. Бранд Брасс щедро дает нам возможность «с ветерком» прокатиться по музыкальным столетиям и странам, чтобы приземлиться, в конце концов, в Стране джаза. После шутливого блиц-опроса ведущей великолепная шестерка Абрамова вооружилась своими валторнами, тубами, трубами, тромбонами и выдала нам такую джазофрению…
Мини -спектакль
Джильда и пять герцогов на тему оперы Верди
Риголетто явил немного хулиганский вариант великого произведения. Тема обмана несчастного горбуна коварным герцогом давно стала хрестоматийной, а серьезные музыканты — люди с большим юмором. Им тоже хочется пошалить. В мини-спектакле Джильда- Ольга Калугина могла выбирать между пятью влюбленными в нее герцогами (которые были весьма настойчивы и в своей музыкальной теме, и в актерской пантомиме, комично пугая бедняжку) — все для нее заканчивалось благополучно.
Они могут изобразить все, эти славные ребята, даже композицию
Щедрика, родившуюся когда-то из украинской колядки, хранящую отзвук рождественских колокольчиков -на своих больших трубах они сыграли ее не без серебряного звона. В этот день мир отмечал День танца, а Брандт Брасс играл
Пьяццоллу — великого аргентинца, который писал свои танго не «для ног», а «для ушей», но лучшие тангейзеры все равно научились его исполнять. На другой день был Всемирный день джаза, и в честь него ансамбль с блеском сыграл знаменитого
Дезмонда(Играем на пять четвертей), известного еще книгой «
Сколько вас в квартете?" (этот вопрос буквально преследовал музыканта и композитора).
У Брандт Брасса среди многих изюминок всегда есть одна большая «изюмина», припасенная под занавес. Ею стало коллективное, в полном смысле, пение
Подмосковных вечеров — с солисткой и залом. А еще- раскованный
Луи Полок, американский композитор-песенник 20-х — 30-х годов, его
That’s a Plenty (
Более, чем достаточно) — рэгтайм, ставший эталоном песен в стиле диксиленда.
Их было всего шестеро на консерваторской сцене, они не так часто меняли инструменты и не особенно ходили по кругу (строгость академической площадки, к тому же alma mater диктовала свои условия
), но были безупречны как музыканты и как артисты. Вот их имена:
Олег Абрамов (руководитель ансамбля
) — тромбон и эфониум,
Денис Новицкий — туба,
Александр Даниленко — труба и корнет,
Вячеслав Сидоров — валторна,
Юрий Долгов — бас-тромбон,
Валентин Статник — валторна.
Напомним, что ансамбль — обладатель Гран-при и специального приза «За сохранение и развитие традиций школы игры на духовых инструментах», является официальным представителем фирмы «Yamaha» на территории России. Худрук обещал, что теперь мы чаще увидим их на сцене. Очень хотелось бы…
Ирина Крайнова, фото с сайта ансамбля05.05.2016
irin-krainov1.livejournal.com