В морозный декабрьский вечер в зале Ставропольской государственной филармонии стартовал новый проект «Большая премьера», предложенный неистощимой на интересные придумки музыковедом Татьяной Диевой
Программа первого вечера вызвала большой интерес у поклонников симфонической и хоровой музыки, и к назначенному часу зал был переполнен. Да и как можно было остаться равнодушным, если афиша предлагала исполнение «Прощальной» симфонии И.Гайдна и премьеру монументального произведения для хора, солиста и симфонического оркестра «STABAT MATER» современного английского композитора К.Дженкинса.
«Прощальная» симфония Й. ГайднаОдин из основоположников венской классической школы — Йозеф Гайдн вошёл в мировую музыкальную историю как создатель жанра симфонии и родоначальник современного симфонического оркестра. Автор 104 симфоний, он 30 лет служил придворным капельмейстером у богатого князя Эстергази. В это время он сочинил большинство своих опер, квартетов и симфоний. «Прощальная», написанная в 1722 году, стала 45-й по счёту. Общительный, добродушный и сердечный композитор не мог остаться равнодушным к просьбе о заслуженном отдыхе музыкантов оркестра, которым хозяин длительное время не давал отпуск. Но как об этом сказать капризному вельможе Эстергази? И тогда находчивый Й. Гайдн выразил эту просьбу в музыке. Так появилась симфония при свечах, где после блестящего быстрого финала неожиданно звучит медленная, трепетная, как бы о чём-то молящая мелодия и музыканты один за другим, погасив свечи на пультах, тихо покидают сцену. Князь понял намёк и, оценив гениальную изобретательность руководителя, дал оркестру отпуск. С той поры симфония получила название «Прощальная» и звучит при горящих свечах, сохраняя театральную традицию исполнения.
«STABAT MATER» К. ДженкинсаКарл Дженкинс получил образование в Королевской академии музыки в Лондоне. В молодые годы он был известен как джазовый композитор, в зрелые — обращается к симфоническим, хоровым жанрам и к духовной музыке. В 2008 году он создал 12-частную кантату «STABAT MATER», в основе которой — средневековая католическая секвенция и трёхстрочная поэтическая строфа. Существуют две версии написания текста. По одной авторство приписывается итальянскому поэту Якопоне да Тоди, по другой — папе Иннокентию III. Название произведение получило по первой строке текста «STABAT MATER», что в переводе — «скорбящая мать». На протяжении веков многие композиторы в своём творчестве обращались к трагической теме — страшному горю матери распятого на кресте любимого сына. Существуют более 200 композиций, написанных на основе этого текста, начиная с А. Вивальди, Й. Гайдна, Д. Верди до современных композиторов — А. Пярта и В. Мартынова. Пожалуй, из последних сочинений — самой известной и востребованной является композиция К. Дженкинса, которая в исполнении камерного хора под руководством главного хормейстера Елены Бутовой, солиста — студентки Ставропольского краевого колледжа искусств Анны Яцуковой и симфонического оркестра под руководством приглашённого из Санкт-Петербурга дирижёра Михаила Леонтьева стала откровением и своего рода катарсисом для слушателей, высоко оценивших искусство музыкантов.
Премьере сложного произведения предшествовала тщательная, скрупулёзная работа хора и оркестра и, конечно, очень большое значение имел выбор солиста. Здесь своё весомое слово сказала директор филармонии Лариса Конева, прозорливо поверившая в талант юной певицы Анны Яцуковой.
Что значит случай в жизни музыканта. Первой детской мечтой девочки, родившейся в семье медиков, конечно, было желание стать врачом. Обучаясь в музыкальной школе на фортепиано, она в 10 лет из станицы Курской приехала на конкурс в Георгиевск. Там для неё впервые открылся мир большой музыки в исполнении преподавателей Минераловодского училища искусств имени В.Сафонова. Через несколько лет она стала студенткой теоретического отделения этого учебного заведения и там её поразила «стрела любви» к искусству хорового пения. Поступив в Ставропольский государственный университет на факультет искусств, она попала в класс замечательного педагога заслуженного работника культуры РФ Л. Г. Обернихиной, научным руководителем была Т. В. Горбачёва. Учителя развили кругозор Елены, привили любовь к хоровой музыке и профессии. Будучи студенткой, она стала работать в камерном хоре филармонии, где прошла путь от хориста до главного хормейстера. Под её руководством были подготовлены многие интересные программы.
Услышав «STABAT MATER» К. Дженкинса, Елена «заболела» этим произведением. Начались поиски партитуры. Она обратилась к коллегам, у которых были эти ноты, но получила отказ. Лена очень переживала. Видя муки дорогого человека, её супруг Станислав пустился на поиски партитуры по заграничным сайтам и нашёл то, что нужно. Елена была счастлива. Началась работа с хором. Оставалось найти солиста. Было предложение пригласить певицу из другого города, но Елена была против, считая, что в нашем городе есть свои таланты, которые надо выводить на большую сцену. Выбор пал на юную Анну Яцукову.
Драгоценное ожерелье звуков, нанизанное на тревожные удары сердцаХрупкая Анна с первого взгляда поражает огромными глазами, скромностью и тихим голосом. На сцене происходит метаморфоза! Слушая её, невольно вспоминаешь, что именно случай привёл её к прекрасным учителям, которые дали путёвку в искусство. И страшно подумать, что всё могло быть иначе… «Желание петь с детства было моей навязчивой идеей», — говорит Аня. По совету учителя пения В. Л. Цаховой она пришла в вокальную студию имени Л. В. Спиваковой при ДК имени Ю. А. Гагарина, где её под надёжное крыло взяла М. Ю. Гуськова. Там же Анна стала петь в фольклорном ансамбле «Лествица». Позже поступила в Ставропольский краевой колледж искусств на эстрадно-джазовое отделение, которым руководит опытный педагог О. Н. Щербин, в класс преподавателя вокала Е. А. Лопатиной. Своим учителям Аня благодарна за успех и признание слушателей.
Голос Анны поражает тембральным обилием, умением пользоваться полюсными нюансами, подвижностью и глубиной. Это драгоценное ожерелье звуков, нанизанное на тревожные удары сердца. Проникновение в образ скорбящей матери и её причитания, исполненные горловым пением на арабском языке в диалоге с блок-флейтой на фоне остинатного баса, поражают искренностью и переживанием, вызывая у слушателей состояние души, когда — «мороз по коже». В шестой части кантаты «Теперь моя жизнь — только плач», написанной К. Дженкинсом в стиле мюзикла, Анна показала прекрасный эстрадный вокал. Безусловно, певица великолепно справилась с очень сложной сольной партией в «STABAT MATER» и стала истинным украшением концерта, заслужив горячий приём слушателей.
Камерный хор и симфонический оркестрГлавными действующими силами на сцене в тот вечер были хор и оркестр, достойно выполнившие свои роли и продемонстрировавшие хорошее чувство ансамбля и подчинение воле дирижёра. Хор в «STABAT MATER» показал чистый строй, выразительную фразировку, умение подняться до истинных высот патетики в призыве к гуманизму. Своё сочинение К. Дженкинс создал для концертного исполнения, и в наше время оно приобрело политическую окраску. Каждый день средства информации приносят вести о гибели невинных людей в локальных войнах и терактах. И матери на всех континентах в горе заламывают руки и простирают их к небу в молитве о спасении жизни сыновей. Именно поэтому мольба в кантате звучит на разных языках — английском, иврите, латинском, греческом и арамейском. Главный хормейстер Елена Бутова и артисты хора заслуживают самой высокой оценки за проделанную трудоёмкую работу.
Оркестр выступил не только в роли чуткого аккомпаниатора для хора и солиста, он был равноправным членом большого ансамбля. Партитура кантаты изобилует многообразием инструментов, которыми оркестр не располагает. Так Юрию Исаеву пришлось за несколько дней освоить теноровую блок-флейту, фаготист был приглашён из Кисловодска. Композитор использует большое количество ударных инструментов. И если литавры, тарелки и бубен знакомы слушателям, то рик, там-там и африканский барабан дарбука, на которых мастерски играл Анатолий Кошанский, многие услышали впервые. Премьера «STABAT MATER» прошла с огромным успехом! Слушатели долго не отпускали со сцены исполнителей, благодарили их аплодисментами и возгласами «Браво!».
Во втором отделении прозвучала «Прощальная» симфония Й. Гайдна. В классической прозрачности музыки основоположника жанра симфонии слаженной виртуозностью и чистотой интонации отличилась струнная группа оркестра. Симфония исполнялась при свечах, сохраняя давнюю традицию.
Маэстро Михаил ЛеонтьевОсновной силой, объединившей большое количество исполнителей на сцене в единое содружество талантов, стал дирижёр Михаил Леонтьев. Скромный молодой человек, которого мне с трудом удалось разговорить. Кое-что всё-таки удалось узнать… Михаила воспитывали мама и бабушка. Когда мальчику исполнилось 4 года, они продали всё, что было можно, и на вырученные деньги купили пианино. Миша учился играть на фортепиано и солировал в хоре мальчиков на Ленинградском радио. Потом было хоровое училище, обучение на скрипке и уроки дирижирования. При этом он, как и все мальчишки в этом возрасте, гонял во дворе футбольный мяч. Хоровое училище он окончил с красным дипломом и поступил в консерваторию, где открыл для себя мир симфонической музыки, оперы и балета.
Первые уроки симфонического дирижирования Михаил получил в классе народного артиста России профессора Р.Мартынова. Его учителями были профессора Т. Немкина и народный артист СССР В. Чернушенко. Мастер-классы проходил у прославленных дирижёров с мировым именем — А. Каца, Р. Капассо, В. Федосеева, И. Мусина. Многому научился у В. Гергиева и Ю. Темирканова.
Михаил Леонтьев — лауреат четырёх Международных и Всероссийских конкурсов, гастролировал во многих странах мира, в настоящее время работает в оркестре «Северная симфония», созданном известным итальянским дирижёром Фабио Мастранджело.
Это второй приезд маэстро в Ставрополь. Он полюбил наш город, подружился с директором филармонии Ларисой Коневой и с радостью откликнулся на приглашение продирижировать концертом «Большая премьера».
Настоящий дирижёр — это не только музыкант-исполнитель. Он должен обладать дирижёрской техникой, быть педагогом, психологом и, прошу не удивляться, даже экстрасенсом… Дирижёр работает с развёрнутой во времени формой, и собрать в единое целое кантату «STABAT MATER» — подвиг с привлечением большого количества музыкантов, единомышленников. У маэстро это блестяще получилось! Он с большим уважением относится к музыкантам, и они ему отвечают тем же. Ведь основной задачей, по выражению выдающегося дирижёра современности Геннадия Рождественского, является умение дирижёра заставить музыкантов хотеть играть ещё лучше. Это умение было продемонстрировано М. Леонтьевым в работе с оркестром и хором над партитурами Й. Гайдна и К. Дженкинса.
Погасли последние свечи в «Прощальной» симфонии… Так маэстро и оркестр попрощались с уходящим годом. Но публика долго не отпускала музыкантов со сцены, не желая расставаться. И тогда оркестр исполнил на бис вальс М. Таривердиева из музыки к кинофильму «Ирония судьбы…», как бы обещая поклонникам новые встречи с интересными программами концертов в наступающем году.
Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России.Фото автора.vechorka.ru