Большой стиль, крупный формат. Пермская краевая филармония открыла 83-й концертный сезон

Добавлено 11 октября 2018 волонтер

Органные вечера в Пицунде, Пермская филармония, Квартет «Каравай», Владимир Спиваков (скрипка, дирижер), Московский концертный зал «Зарядье», МГАСО под управлением Павла Когана, Денис Мацуев (фортепиано), Николай Луганский (фортепиано), Всероссийский виртуальный концертный зал, Юрий Башмет (альт, дирижер)

Представляя сезон, Пермская филармония не просто заявила о серьёзных намерениях — она немедленно их подтвердила.

Торжественная церемония открытия состоялась 7 октября. В первом концерте сезона одного из «фирменных» фестивалей филармонии — «Симфонический Олимп» — камерный оркестр и хор Кёльнской академии исполнили ораторию Георга Фридриха Генделя «Соломон». Это событие можно назвать программным: филармония наглядно продемонстрировала, что в течение сезона намерена иметь дело с мощными творческими силами, высоким музыкальным стилем и серьёзными проектами, каждый из которых может стать широко обсуждаемым событием.

Первым громким событием начавшегося филармонического сезона стал концерт пианиста Николая Луганского, который не давал в нашем городе сольных концертов восемь лет

Строго говоря, старт сезону был дан за неделю до торжественного открытия: 30 сентября в Органном зале филармонии играл пианист Николай Луганский, и это выступление широко обсуждалось в социальных сетях. Стало понятно, что, хотя предстоящий сезон далеко не юбилейный, скучать не придётся. Концерт Кёльнской академии это подтвердил.

Оратория Генделя «Соломон» — вещь очень большая и очень непростая. Она требует безупречности как от исполнителей, так и от слушателей: первые должны проделать настоящую исследовательскую работу и освоить барочный стиль так, чтобы в музыке Генделя слышались оба его учителя-предшественника: итальянский, Клаудио Монтеверди, и английский, Генри Пёрселл; вторые — проникнуться вкусом и ароматом этой старинной, почти древней, нездешней и не вполне земной музыки. Именно в этом случае гарантирован успех.

К счастью, основатель и руководитель барочного оркестра Кёльнской академии американский музыкант Майкл Александр Вилленс — настоящий энтузиаст исторически информированного сочинительства, из тех музыкальных маньяков, которые готовы не просто от репетиции к репетиции, а от года к году совершенствовать и оттачивать исполнение каждой вещи. Бывает, его обвиняют в излишнем академизме, холодности звука, но он готов аргументированно отстаивать свои трактовки. Ему можно верить, ведь он обладает широчайшей музыкальной эрудицией и множеством исполнительских компетенций: он не только дирижёр, но и востребованный контрабасист, играющий музыку самых разных направлений.

Концерты Кёльнской академии — это не просто музыка, а вершина исследовательского айсберга, большая часть которого скрыта от публики, но чуткое ухо непременно уловит её следы.
Именно такова была оратория «Соломон» в Большом зале Пермской филармонии 7 октября, первое исполнение этого произведения в Перми, а в версии оркестра Кёльнской академии — второе и последнее в России: первое состоялось накануне в новом московском концертном зале «Зарядье», а пермский концерт завершает российские мини-гастроли коллектива.

Оркестр порадовал красотой звука. Было особенным удовольствием следить за каждой инструментальной линией и отмечать чистоту деревянных духовых и виртуозность струнных. Знаменитая симфониетта «Прибытие царицы Савской» — инструментальное вступление к третьей части оратории, которое звучало в 2012 году на открытии Олимпийских игр в Лондоне как образец истинно английской музыкальной классики и национального духа, — в Перми была исполнена с задором и энергией, которая, наверное, порадовала бы Генделя: он хотел этой музыкой показать стиль правления энергичного царя, решения которого радуют народ.

Вокальные партии демонстрировали результат напряжённой работы по оттачиванию стиля. Не все, к сожалению, певцы одинаково успешно справились со своими партиями, но девушки были на высоте, а «Соломон» — это, как ни странно, женская оратория, и даже заглавный персонаж поёт голосом меццо-сопрано, поскольку по законам барочной музыки все положительные, а особенно главные герои должны петь высокими — «небесными» — голосами. Первый дуэт Соломона (Мариан Дийкуйзен, контральто) и его жены (Бетани Сеймур, сопрано) заставил чуткого зрителя почувствовать небесную гармонию, и в целом женские тембры были подобраны с огромным музыкальным вкусом.

Словом, концерт открытия сезона «подогрел» зрителей, заставил активно интересоваться развитием программы событий: листовки и буклеты так и разлетались со столиков кассиров.

Концерт был знаковым ещё и потому, что в этот вечер работали все 13 виртуальных концертных залов филармонии в Пермском крае, начиная с Кунгура, Осы, Губахи, Лысьвы и Чернушки и вплоть до деревни Скобелевка и коми-пермяцкого села Белоево. Это предмет особой гордости директора филармонии Галины Кокоулиной и тоже демонстрация намерений: Пермская филармония считает проект «Виртуальный концертный зал» важнейшим в своей социальной программе.

Галина Кокоулина, директор Пермской филармонии:


— Пермь была одним из первых городов, где стартовал этот всероссийский проект, поддержанный лично президентом Р Ф Владимиром Путиным, и до сих пор остаётся в тройке лидеров по количеству залов, в которых идут прямые и архивные трансляции важнейших концертов и фестивалей из Пермской и Московской филармоний.

Судя по планам концертной организации, таких трансляций предстоит немало, ведь нынешний сезон в очередной раз будет рекордным — самым большим по количеству и масштабу событий.

Первый рекорд — это количество концертных абонементов: их 28. Кроме полюбившихся, популярных у слушателей абонементов будет и немало новых: три органных, абонемент фортепианных дуэтов «Два рояля», цикл «Праздничный», а к Году театра — актёрско-
чтецкий абонемент «Магия слова».

Год богат на юбилеи — их отмечают филармонические фестивали и проекты. Самая громкая дата — 15 лет пермскому органу. Ей будет посвящён и традиционный Международный фестиваль органной музыки, который пройдёт 3—8 ноября уже в 13-й раз, и специальный юбилейный день — 11 декабря, когда органная музыка будет звучать нон-стоп с утра до вечера и выдающиеся органисты будут сменять за клавиатурой друг друга.

Международный органный фестиваль 2018 года
Органный фестиваль в этом году сосредоточится на французской музыке: так совпало, что юбилейные даты у многих французских композиторов, которые сочиняли для органа, — от Франсуа Куперена (450 лет) до Франсиса Пуленка (120 лет) и Оливье Мессиана (110 лет). За время работы фестиваля пройдёт 12 концертов, среди них — выездные, детские и благотворительные.

Накануне официального открытия фестиваля слушателям филармонии предстоит труднейший выбор: в Органном зале будет сольный концерт испанского органиста Хуана Марии Педреро, а в Большом зале в то же самое время — литературно-музыкальный спектакль «Нежность» по новелле Анри Барбюса в постановке Романа Виктюка с участием Сати Спиваковой, пианистки Басинии Шульман и квартета солистов оркестра «Виртуозы Москвы».

Официальное открытие фестиваля 4 ноября совпадает с всероссийской акцией «Ночь искусств», и это уже традиция. На церемонии выступит питерский камерный оркестр «Северная симфониетта» во главе с популярным дирижёром Фабио Мастранджело, а затем, уже почти ночью, — полюбившийся пермякам Russian Saxophone Quartet. Закроет фестиваль 8 ноября концерт ещё одного коллектива из Санкт-Петербурга — хора Мариинского театра под руководством Андрея Петренко с органисткой Ольгой Котляровой.

Десять лет исполняется самому популярному фестивалю Пермской филармонии — «Владимир Спиваков приглашает». Программа юбилейного фестиваля пока до конца не свёрстана, но точно известно, что закрытие пройдёт в формате open-air: все желающие смогут посетить концерт Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова на городской эспланаде 9 июня 2019 года.

Самому популярному фестивалю Пермской филармонии «Владимир Спиваков приглашает» исполняется 10 лет
Первый юбилей и у самого молодого филармонического фестиваля — Рождественского. Этому весёлому фестивалю лёгкой академической музыки, объединяющему европейское и русское Рождество, исполняется пять лет. С поздравлениями прибудут «StradiВаленки», ансамбль Mobilis, органист Рудольф Церц (Словения), актёр Рустем Галич (США), контрабасист Михаил Дзюдзе, органистка Лада Лабзина и многие другие любимые пермяками артисты.

Всего в филармоническом сезоне — шесть фестивалей. Среди них один новый — Строгановский фестиваль хоровой музыки, который уже завершился ранней осенью, ещё до официального открытия сезона. В Перми выступил молодёжный хор из Латвии Balsis («Голоса»), всем исполнителям которого от 15 до 30 лет, и органистка Илона Биргеле — и это был первый концерт «Голосов» в России.

Собственные коллективы и солисты филармонии тоже не стали дожидаться официального открытия сезона. Уральский государственный камерный хор
с большим успехом выступил на III Международном фестивале духовной музыки в Челябинске, органистка Евгения Камянская и солистка хора Маргарита Соснер — на VI Международном фестивале «Органные вечера в Пицунде» в Абхазии, а ансамбль солистов «Квартет Каравай» в шестой раз побывал в благосклонной к нему Дании.

По традиции артисты филармонии подготовили множество премьер, которые прозвучат в течение сезона. Лидер по количеству новых программ — Оркестр русских народных инструментов, который подготовил шесть новых программ.

Сезон 2018/19 станет для Пермской филармонии не только насыщенным, но и инновационным. На протяжении всех последних лет филармония работает очень технологично, и это касается не только уже упомянутых виртуальных концертных залов. Заработал чрезвычайно сложный и продуманный сайт, благодаря которому можно не только получать информацию о концертах, но и смотреть прямые трансляции, приобретать билеты онлайн или даже совершить виртуальную экскурсию в недра пермского органа.

Аудитория филармонических концертов в территориях Пермского края стремительно увеличивается: кроме 14 стационарных виртуальных концертных залов — а в наступившем сезоне их станет уже 18, работает передвижной, который приезжает в любой населённый пункт, где есть мало-мальски подходящее помещение, чтобы расставить стулья и повесить экран, а главное — желание жителей смотреть филармонические трансляции.

Филармония всегда уделяла особое внимание детям и подросткам, и новый сезон не станет исключением: продолжатся занятия с юными музыкантами в академии Юрия Башмета, а под Новый год маэстро прибудет лично, чтобы оценить успехи подопечных. Фонд «Новые имена» и его патрон Денис Мацуев тоже продолжит работу с одарёнными детьми Пермского края. А для юных слушателей кроме привычных детских абонементов откроется совершенно новый проект — «Свободный вторник». Аналог есть только в Нью-Йорке, а в России — нигде. Суть в том, что один концерт в месяц, проходящий во вторник, открыт для свободного посещения подросткам 14—18 лет. Бесплатных билетов всего 40, так что заинтересованным в прослушивании классических концертов тинейджерам надо вовремя озаботиться их приобретением. Впрочем, если билетов всё же не хватит, можно посмотреть трансляцию в социальных сетях — тоже новшество этого сезона.

Первый «Свободный вторник» пройдёт буквально сегодня — 9 октября. Для бесплатного посещения подростками открыт не какой-то проходной концерт, а выступление камерных ансамблей солистов Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО), которые будут играть произведения Бетховена и Брамса.

Выступление МГАСО — одна из первых, но далеко не последняя сенсация нового филармонического сезона. Легендарный оркестр под управлением Павла Когана обычно в российских городах не выступает, только в Москве и за рубежом, но в честь своего 75-летия устраивает российский тур, и Пермь, разумеется, включена в маршрут. Вслед за камерным вечером последует симфонический — 10 октября, и там тоже будут играть Бетховена и Брамса, причём не что-то, а самые популярные симфонии, выдерживающие только безупречные трактовки, — Седьмую симфонию Бетховена и Четвёртую симфонию Брамса.

Это — ещё одно подтверждение того, что в предстоящем сезоне посетителей концертов Пермской филармонии ждёт не только множество разнообразных программ, но и внутренний творческий процесс. Ведь, как известно, восприятие музыки требует от слушателей сосредоточенности и глубокого погружения, когда душа становится лучше, чище, светлее.

www.newsko.ru/article…html

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору