Российского виолончелиста Бориса Андрианова германская пресса объявила однажды «молодым богом», критики писали, что даже из неприхотливого произведения он может сотворить маленькое чудо. Есть у него и чудо покрупнее — фестиваль VIVACELLO, единственный, в России Международный фестиваль виолончельной музыки. Андрианов — его создатель и художественный руководитель.
Нынешний фестиваль — девятый. Андрианов говорит о нём так: «Фестиваль может прекратить свое существование, но наш плевок в вечность в виде новых партитур будет жить своей жизнью!». Это он сказал о сочинениях, написанных специально для фестиваля. Много чего делалось и делается специально для фестиваля. Это видно по отчёту о его работе. Репортаж Лидии Алёшиной.
Rastrelli Cello Quartet — когда эти четыре музыканта собираются вместе — могут посостязаться с любым из оркестров. Классическая музыка, джаз, рок композиции — и все это только на виолончелях. Рассказывая о себе, шутят, что слово «виолончель» произнесли раньше, чем собственное имя, но теперь, играя вместе, стали забывать, как называется их инструмент.
Коллективу 15 лет, за эти годы дали тысячу концертов, побывали в 32 странах мира. С сольным концертом в Москве были тринадцать лет назад и вот теперь выступают на фестивале VIVACELLO. С программой, где от Брамса и Чайковского — до Биттлз. «Очень часто для нас пишут композиторы современные, но если честно, мы, все-таки, больше любим Свиридова», — отметил худрук коллектива Кирилл Кравцов.
Играют только собственные обработки. Делает их Сергей Драбкин. А открывал фестиваль Ксавье Филиппс. Перед концертом, поприветствовав Бориса Андрианова, спешил в артистическую репетировать. На фестивале он впервые. Должен был исполнять сочинение своего соотечественника Анрии Дютийё. Но уже в Москве, за день до концерта, решил играть музыку русского композитора.
«Первый концерт для виолончели с оркестром Шостаковича. Это один из моих самых любимых композиторов. Понимать его, исполнять его, русскую музыку — этому я учился на занятиях у самого Мстислава Ростроповича», — рассказал Ксавье Филиппс.
Маэстро отметил французского музыканта на международном конкурсе виолончелистов Ростроповича в Париже. Позднее они выступали на одной сцене — Ксавье солировал, Ростропович дирижировал. На этом концерте за пультом оркестра «Новая Россия» американец Джон Аксельрод. За кулисами максимально сосредоточен, общения избегал. На открытии он дирижировал и премьерой — сочинением Майкла Бёркли.
«Мой концерт для виолончели c оркестром — сочинение эмоционально сложное, когда писал, вспомнилась поездка в Москву в начале 80-х.Эта музыка — воспоминания о дорогих мне людях, которых больше нет», — поделился Майкл Бёркли.
Сочинение, созданное специально для фестиваля VIVACELLO — это традиция. За годы, что существует смотр, появилось восемь новых виолончельных произведений.
Источник:
tvkultura.ru