И медные трубы

Добавлено 03 ноября 2017 волонтер

Оренбургская филармония, Денис Мацуев (фортепиано), Владислав Лаврик (труба, дирижер), Большой зал Московской консерватории, Борис Березовский (фортепиано), Борис Андрианов (виолончель)

VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации — гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.

— Владислав, Вы работаете в качестве солиста и ассистента-дирижера в Российском национальном оркестре — коллективе, входящем в двадцатку лучших в мире. Год назад Вы стали главным дирижером и худруком Камерного оркестра Оренбургской филармонии. А теперь еще и новорожденный Тульский филармонический у Вас на руках — похоже, вы коллекционируете оркестры? Или это такой оригинальный способ расширять географические границы фестиваля Brass days? Будут ли они расширяться и дальше?

— Хочется пошутить, что да, коллекционирую (улыбается). Но так уж сложилось, что год назад мне предложили возглавить камерный оркестр в Оренбурге. Отказываться я не стал. Когда-то Теодор Курентзис советовал мне не упускать ни единой возможности поработать с оркестром. Практика дает опыт, возможность расширить репертуар. А статус главного дирижера дает шанс поработать с оркестром довольно основательно. Возвращаясь же к тому, как возник в моей биографии Тульский оркестр — когда закончился мой первый сезон в Оренбурге, мы с нашими партнерами из компании Cargill, которые помогают нам делать фестиваль Brass days, решили, что будем делать часть фестивальных концертов в Туле. И на первой же встрече с министром культуры Тульской области возник вопрос об оркестре. Когда-то давно, в 40-х годах, такой оркестр существовал, но с тех пор прошло уже более семидесяти лет. Идея возрождения филармонического оркестра витала здесь уже давно — так что, наверное, я просто появился в нужном месте в нужное время. И надо сказать, что это совершенно особая ответственность — создавать новый коллектив практически «с нуля». За 2 месяца нами была проделана большая работа, и я считаю, что результат получился достойный.

— А Вам не было страшно с первых же шагов этот только что сформированный коллектив бросать, фигурально выражаясь, на глубину? Принимая участие в фестивале Brass days, они оказались на одной афише с очень серьезными музыкантами — Борис Березовский, ГАСО, «Новая Россия», Брасс-ансамбль солистов Большого театра, зарубежные звезды…

— Да, это серьезный уровень, да и программа для дебютного концерта была выбрана непростая. К тому же 12 октября в рамках фестиваля оркестр выступил еще раз, теперь уже в Москве… Определенные опасения у меня были на этапе прослушиваний, но после первых трех репетиций я был уже уверен, что все в конечном итоге будет очень даже неплохо.

— А как удается Вам справляться со столь серьезной личной загруженностью? Когда открывался фестиваль Brass days, в Москве еще шел Большой фестиваль РНО, а еще руководство двумя оркестрами, а еще преподавание в консерватории…

— Да, времени на сон периодически остается очень мало… Но я люблю, когда много работы, когда есть возможность реализовывать свои идеи. Это, пожалуй, и есть моя жизнь.

— Фестиваль существует 6 лет — пожалуй, уже можно подводить первые итоги. Вы можете сказать, что цели, которые вы ставили перед собой, когда затевали фестиваль, достигаются? Стало ли медное духовое искусство популярнее в России? Собирают ли концерты фестиваля аншлаги? Стало ли больше студентов, «заболевших медью»?

— Каждый год наш фестиваль имеет какие-то свои отличительные моменты — а если есть что-то новое, значит, фестиваль развивается. Если принять участие в нашем фестивале соглашаются очень высокого уровня артисты, если специально для нас пишется новая музыка и появляется новая публика, а наши давние друзья — солисты ведущих оркестров, зарубежные музыканты остаются по-прежнему с нами и выкраивают возможность выступить у нас снова и снова — это, пожалуй, именно то, к чему мы стремились, задумывая фестиваль. А еще мне недавно сказали, что, согласно отчетам Министерства культуры, набор по специальности «медные духовые инструменты» и, в частности, «труба» в прошлом году в консерватории стал заметно больше.

— Как оказался в программе фестиваля медного духового искусства пианист Борис Березовский, он поведал мне сам — у него папа был трубачом, учеником Тимофея Докшицера. Расскажите об участниках гала-концерта фестиваля — Андреа Джиффреди и Серджио Каролино. Доводилось ли Вам сотрудничать с ними раньше? Или это их первый приезд в Россию?

— Насколько я знаю, оба они в Москве раньше не бывали. С Андреа Джиффреди я знаком уже давно — и нам давно хотелось посотрудничать. Андреа — итальянец, трубач. Прекрасный музыкант, настоящая звезда, и он тоже артист Yamaha. Играет в основном эстрадно-джазовую музыку — и вот это сочетание симфонического оркестра и джазовой трубы мне кажется очень интересным, для нас этот опыт тоже будет чем-то новым и неизведанным. Многие мои коллеги-трубачи, узнав, что мы привозим Джиффреди на Brass days, были просто счастливы. Серджио Каролино — молодой тубист из Португалии, один из ярчайших музыкантов своего поколения. Он представляет свой инструмент как-то совсем по-особому — это настоящее шоу, перформанс. Ему удается тубу, которая, в общем-то, сольным инструментом не является, сделать инструментом очень ярким, заметным и глубоко индивидуальным. Думаю, его выступление на нашем гала-концерте в Большом зале консерватории будет иметь большой успех. Он очень счастлив и пишет мне, что с нетерпением ждет этого визита в Москву.

— Насколько обширен репертуар духовиков? как часто появляются новые сочинения для медных духовых инструментов?

— Сейчас очень много современной музыки, каждый год пишется что-то новое. Технические возможности инструментов очень выросли в последнее время, это не может не вдохновлять композиторов. Они охотно используют медь и в ансамблевой игре, и сольно. Особенно много новой музыки появляется сейчас в Америке и в Европе. У нас на фестивале тоже есть премьеры — Игорь Рехин представил свое новое сочинение для четырех труб, оно было с успехом исполнено 26 октября на концерте в Малом зале консерватории. Недавно я познакомился с шотландским композитором Джеймсом Макмилланом, на Большом фестивале РНО мы исполняли его Скрипичный концерт, написанный для Вадима Репина, и у него есть два концерта для трубы и много брасс-квинтетной музыки. Так что новой музыки и уже написанной нам должно хватить еще на много-много лет (улыбается).

Наша идея — представить медную музыку не только в чистом виде, но и в сочетаниях с другими солирующими инструментами, с симфоническим оркестром. Поэтому мы стараемся включать в наши программы и ту музыку, которую публика уже знает и любит, и ту, которую ей надо узнать и полюбить, чтобы в полной мере оценить все богатство звучания меди.

— Вы еще довольно молоды, но уже сейчас вас можно с полным правом назвать профессионально востребованным, успешным человеком. Добиться удалось уже многого. А о чем мечтает известный солист, дирижер, педагог, лауреат Премии Президента Р Ф Владислав Лаврик в те нечастые моменты, когда в руках нет ни партитур, ни трубы, ни дирижерской палочки? Как отдыхаете?

— Каждый год я езжу на рыбалку вместе с моими друзьями. В основном, в Астрахань, но в этом году мы были в Казахстане — поймали массу огромных щук и больших сомов, и это было, конечно, полное счастье.

— Не пробовали приманивать сома на трубу?

— А я всегда беру с собой трубу. У нас есть обычай отмечать удачную рыбалку при помощи трубы. А еще люблю поиграть в футбол. У нас есть особая музыкантская команда — Денис Мацуев, Борис Андрианов, Андрей Иванов и еще много прекрасных солистов и дирижеров.

Беседовала Светлана Остужева

Источник: www.chaskor.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору