VII Международный фестиваль медного духового искусства Brass days приближается к своей кульминации — гала-концерту, который пройдет 4 ноября в Большом зале консерватории. В его преддверии нам удалось встретиться с основателем и художественным руководителем фестиваля Владиславом Лавриком и побеседовать о самореализации, новой музыке и о рыбной ловле.
— Владислав, Вы работаете в качестве солиста и ассистента-дирижера в Российском национальном оркестре — коллективе, входящем в двадцатку лучших в мире. Год назад Вы стали главным дирижером и худруком Камерного оркестра Оренбургской филармонии. А теперь еще и новорожденный Тульский филармонический у Вас на руках — похоже, вы коллекционируете оркестры? Или это такой оригинальный способ расширять географические границы фестиваля Brass days? Будут ли они расширяться и дальше?
— Хочется пошутить, что да, коллекционирую (улыбается). Но так уж сложилось, что год назад мне предложили возглавить камерный оркестр в Оренбурге. Отказываться я не стал. Когда-то Теодор Курентзис советовал мне не упускать ни единой возможности поработать с оркестром. Практика дает опыт, возможность расширить репертуар. А статус главного дирижера дает шанс поработать с оркестром довольно основательно. Возвращаясь же к тому, как возник в моей биографии Тульский оркестр — когда закончился мой первый сезон в Оренбурге, мы с нашими партнерами из компании Cargill, которые помогают нам делать фестиваль Brass days, решили, что будем делать часть фестивальных концертов в Туле. И на первой же встрече с министром культуры Тульской области возник вопрос об оркестре. Когда-то давно, в 40-х годах, такой оркестр существовал, но с тех пор прошло уже более семидесяти лет. Идея возрождения филармонического оркестра витала здесь уже давно — так что, наверное, я просто появился в нужном месте в нужное время. И надо сказать, что это совершенно особая ответственность — создавать новый коллектив практически «с нуля». За 2 месяца нами была проделана большая работа, и я считаю, что результат получился достойный.
— А Вам не было страшно с первых же шагов этот только что сформированный коллектив бросать, фигурально выражаясь, на глубину? Принимая участие в фестивале Brass days, они оказались на одной афише с очень серьезными музыкантами — Борис Березовский, ГАСО, «Новая Россия», Брасс-ансамбль солистов Большого театра, зарубежные звезды…
— Да, это серьезный уровень, да и программа для дебютного концерта была выбрана непростая. К тому же 12 октября в рамках фестиваля оркестр выступил еще раз, теперь уже в Москве… Определенные опасения у меня были на этапе прослушиваний, но после первых трех репетиций я был уже уверен, что все в конечном итоге будет очень даже неплохо.
— А как удается Вам справляться со столь серьезной личной загруженностью? Когда открывался фестиваль Brass days, в Москве еще шел Большой фестиваль РНО, а еще руководство двумя оркестрами, а еще преподавание в консерватории…
— Да, времени на сон периодически остается очень мало… Но я люблю, когда много работы, когда есть возможность реализовывать свои идеи. Это, пожалуй, и есть моя жизнь.
— Фестиваль существует 6 лет — пожалуй, уже можно подводить первые итоги. Вы можете сказать, что цели, которые вы ставили перед собой, когда затевали фестиваль, достигаются? Стало ли медное духовое искусство популярнее в России? Собирают ли концерты фестиваля аншлаги? Стало ли больше студентов, «заболевших медью»?
— Каждый год наш фестиваль имеет какие-то свои отличительные моменты — а если есть что-то новое, значит, фестиваль развивается. Если принять участие в нашем фестивале соглашаются очень высокого уровня артисты, если специально для нас пишется новая музыка и появляется новая публика, а наши давние друзья — солисты ведущих оркестров, зарубежные музыканты остаются по-прежнему с нами и выкраивают возможность выступить у нас снова и снова — это, пожалуй, именно то, к чему мы стремились, задумывая фестиваль. А еще мне недавно сказали, что, согласно отчетам Министерства культуры, набор по специальности «медные духовые инструменты» и, в частности, «труба» в прошлом году в консерватории стал заметно больше.
— Как оказался в программе фестиваля медного духового искусства пианист Борис Березовский, он поведал мне сам — у него папа был трубачом, учеником Тимофея Докшицера. Расскажите об участниках гала-концерта фестиваля — Андреа Джиффреди и Серджио Каролино. Доводилось ли Вам сотрудничать с ними раньше? Или это их первый приезд в Россию?
— Насколько я знаю, оба они в Москве раньше не бывали. С Андреа Джиффреди я знаком уже давно — и нам давно хотелось посотрудничать. Андреа — итальянец, трубач. Прекрасный музыкант, настоящая звезда, и он тоже артист Yamaha. Играет в основном эстрадно-джазовую музыку — и вот это сочетание симфонического оркестра и джазовой трубы мне кажется очень интересным, для нас этот опыт тоже будет чем-то новым и неизведанным. Многие мои коллеги-трубачи, узнав, что мы привозим Джиффреди на Brass days, были просто счастливы. Серджио Каролино — молодой тубист из Португалии, один из ярчайших музыкантов своего поколения. Он представляет свой инструмент как-то совсем по-особому — это настоящее шоу, перформанс. Ему удается тубу, которая, в общем-то, сольным инструментом не является, сделать инструментом очень ярким, заметным и глубоко индивидуальным. Думаю, его выступление на нашем гала-концерте в Большом зале консерватории будет иметь большой успех. Он очень счастлив и пишет мне, что с нетерпением ждет этого визита в Москву.
— Насколько обширен репертуар духовиков? как часто появляются новые сочинения для медных духовых инструментов?
— Сейчас очень много современной музыки, каждый год пишется что-то новое. Технические возможности инструментов очень выросли в последнее время, это не может не вдохновлять композиторов. Они охотно используют медь и в ансамблевой игре, и сольно. Особенно много новой музыки появляется сейчас в Америке и в Европе. У нас на фестивале тоже есть премьеры — Игорь Рехин представил свое новое сочинение для четырех труб, оно было с успехом исполнено 26 октября на концерте в Малом зале консерватории. Недавно я познакомился с шотландским композитором Джеймсом Макмилланом, на Большом фестивале РНО мы исполняли его Скрипичный концерт, написанный для Вадима Репина, и у него есть два концерта для трубы и много брасс-квинтетной музыки. Так что новой музыки и уже написанной нам должно хватить еще на много-много лет (улыбается).
Наша идея — представить медную музыку не только в чистом виде, но и в сочетаниях с другими солирующими инструментами, с симфоническим оркестром. Поэтому мы стараемся включать в наши программы и ту музыку, которую публика уже знает и любит, и ту, которую ей надо узнать и полюбить, чтобы в полной мере оценить все богатство звучания меди.
— Вы еще довольно молоды, но уже сейчас вас можно с полным правом назвать профессионально востребованным, успешным человеком. Добиться удалось уже многого. А о чем мечтает известный солист, дирижер, педагог, лауреат Премии Президента Р Ф Владислав Лаврик в те нечастые моменты, когда в руках нет ни партитур, ни трубы, ни дирижерской палочки? Как отдыхаете?
— Каждый год я езжу на рыбалку вместе с моими друзьями. В основном, в Астрахань, но в этом году мы были в Казахстане — поймали массу огромных щук и больших сомов, и это было, конечно, полное счастье.
— Не пробовали приманивать сома на трубу?
— А я всегда беру с собой трубу. У нас есть обычай отмечать удачную рыбалку при помощи трубы. А еще люблю поиграть в футбол. У нас есть особая музыкантская команда — Денис Мацуев, Борис Андрианов, Андрей Иванов и еще много прекрасных солистов и дирижеров.
Беседовала Светлана Остужева
Источник:
www.chaskor.ru