Всемирно известный пианист Борис Березовский накануне завершающего концерта «Метнер-фестиваля» поделился своими творческими и жизненными планами в интервью с Яной Тифбенкель для информационного агентства «Ореанда-Новости». Согласие на интервью я, к своему изумлению, получила лично от Бориса Березовского за 5 минут. Он очень дружелюбен, открыт для контактов со СМИ и на редкость обаятелен в личном общении. Маэстро выкроил в плотном рабочем графике 20 минут, чтобы дать интервью для наших читателей.Мы встретились в небольшом кафе 5 января, незадолго до финального концерта «Метнер-фестиваля», инициатором и вдохновителем которого является Березовский. Разговор сразу зашёл о фестивале.«То, что мы делаем — это капля в море»Т.Я.: «Метнер-фестиваль» состоялся впервые в 2006 году в Гнесинке, в 2007 году прошёл сразу в нескольких российских городах — Екатеринбурге, Владимире и Москве. Затем последовал перерыв — 3 года. И в этом году фестиваль проходит только в Москве. С чем связан трёхлетний перерыв и сокращение географии фестиваля?Б.Б.: У меня очень увеличилось количество концертов, я просто перестал этим заниматься, потому что не было времени. В этом году фестиваль состоялся благодаря Екатерине Державиной, которая взяла на себя всю организаторскую работу.
Николай Метнер, естественно, один из моих любимых композиторов. Он очень сложный, но когда один раз его узнаешь и полюбишь, то выйти из этого состояния практически невозможно. Это такая замечательная русская меланхолия, доведённая до предела, — улыбается Березовский. — Ностальгия — его основная тема. «Забытые мотивы», «Соната-воспоминание», «Ночной ветер» — это всё «бурь затишье, под ними хаос шевелится» (цитата стихотворения Ф. И. Тютчева, «О чём ты воешь, ветр ночной?..« — Т.Я.), это всё Тютчев, русская поэзия. Это безумно интересно.
Т.Я.: А есть соната «Грозовая», которую Вы планировали включить в репертуар?Б.Б.: Нет, её пока нет.
Т.Я.: Этот фестиваль близок к завершению. Как Вы оцениваете нынешний фестиваль? Каковы планы на следующий Метнер-фестиваль?Б.Б.: То, что мы сейчас делаем, — это капля в море. Это совершенно неадекватный современным обстоятельствам, нынешнему времени фестиваль. Мы устраиваем концерты в театре; приходят, может быть, человек 200–300. Фестиваль сейчас проводится без спонсоров, на энтузиазме участников. Нужно организовывать это по-другому, выходить на более серьёзный уровень, находить какие-то новые формы проведения фестиваля и пропаганды музыки Метнера.
Планы на новый фестиваль пока не определены. Я надеюсь, что в следующем году фестиваль снова состоится, но нужно менять репертуар, солистов, нужно привлекать каких-то звёзд, — в общем, много работы. Мы будем думать об этом, и что-нибудь придумаем. В общем, это история с продолжением, конечно.
Год БрамсаТ.Я.: Запись Второго концерта Брамса, сделанная с Д. Лиссом в ноябре 2010 г. — очень известное в музыкальном мире событие, вызвавшее большой интерес у слушателей. Когда выйдет диск? Записывали ли Вы ещё что-то в прошедшем году?Б.Б.: Диск выйдет к фестивалю «Безумная неделя». Все мои записи 2010-го года связаны с этим самым крупным в мире фестивалем. Фестиваль идёт в 4–5 городах по всему миру: Монреаль, Токио, Нант, Рио-де-Жанейро, в Бильбао… Это мой главный фестиваль, который я обожаю, и буду принимать участие. Это потрясающая формула, — с восторгом говорит Березовский, — когда за 3 дня можно полностью погрузиться в мир композитора: можно не только послушать его произведения, но также произведения, которые он любил — всё, связанное с темой композитора. В 2011-ом году это Иоганнес Брамс.
В 2010 году я записал, по-моему, очень удачно Второй концерт Брамса, там же Вариации на тему Паганини и Три венгерских танца. Но это должно выйти через несколько недель, потому что фестиваль начинается через месяц.
«Делаю себе „лыжню“»Т.Я.: Вы много выступали в России в 2010 году: гастрольный тур с А. Гиндиным по 5-ти городам, запись Брамса в Екатеринбурге, 11 концертов в Москве (с 17-го января 2010 года по 8-е января 2011-го, включая Метнер-фестиваль). Также были Габалинский фестиваль в Азербайджане, выступления в Тбилиси. У Вас исключительно насыщенный гастрольный график в декабре—январе — 12 концертов за 23 дня! Почти все эти концерты проходили в России, в некоторых городах, — например, в Туле, — впервые. С чем связан такой интенсивный график выступлений в России и близлежащих странах?Б.Б.: Я просто очень хочу проникнуть на российский рынок по многим причинам. Я здесь родился и получил всё образование в России, несмотря на то, что уехал в Грац заниматься. Но мой профессор Александр Сац тоже преподавал в Гнесинском институте.
И, во-вторых, здесь сейчас появляются огромные возможности для успешного концертирования. И хочется присутствовать гораздо больше на русском музыкальном рынке, чем раньше.
Ещё лет 5 я поработаю, и тогда у меня будет своя публика, наезженные маршруты, а сейчас я «лыжню» себе делаю, — смеётся Березовский.
Т.Я.: Некоторые читатели полагают, что Вы, гастролируя в провинции, в небольших залах, для небольших аудиторий, ведёте фактически просветительскую деятельность. Верна ли такая точка зрения? Есть ли у Вас какие-то цели в области просветительской деятельности?Б.Б.: Нет, абсолютно никакой просветительской деятельностью я не занимаюсь. Я не считаю, что это уважительно по отношению к людям, потому что везде есть люди, которые прекрасно разбираются музыке, в той же Туле, и в любых других. А просветительская деятельность — это не для меня. Я просто приезжаю и играю концерты.
Т.Я.: Из серии концертов — Питер, Москва, Тула, Нижний Новгород, Казань, Набережные Челны, Тбилиси и снова Москва — какие концерты показались Вам наиболее удачными, интересными для Вас самого?Б.Б.: Как ни странно, был очень хороший концерт в Набережных Челнах, — улыбается музыкант, — и в Тбилиси с огромным успехом. В Москве было очень хорошее выступление с Третьим концертом Рахманинова. В Питере я просто заменял Бриджит Анжерер, которая не смогла приехать, и это было — так… В принципе, они все были очень хорошими, но самый удачный — в Набережных Челнах. Там есть, кстати, очень хороший камерный оркестр под руководством Игоря Лермана, очень хороший зал, очень приличная публика, и всё замечательно.
«Хочу завоёвывать музыкой, а не имиджем»Т.Я.: А каковы сейчас Ваши отношения с публикой?Б.Б.: Я не представляю себя без публики. Последнее время отказался от записей без слушателей, записываюсь только вживую на концертах, для меня важен обмен энергиями и внимание слушателей. Путь Гленна Гульда не для меня.
Т.Я.: Существует очень интересная серия Ваших фотографий: чёрно-белые постановочные фотографии, там у Вас очень короткая стрижка. Этот образ очень сильно выпадает из сложившегося медиа-контекста. Ваши концертные костюмы привлекают внимание зрителей. Насколько Вы вообще любите менять образы, что для Вас значит имидж?Б.Б.: Я не люблю! Применительно к классической музыке имидж, мне кажется, мешает. Потому что, чтобы быть воспринятым серьёзно, ты должен соответствовать какому-то «классическому» образу. А мне не хочется, чтобы вмешивались носки, подтяжки, прочее. Мне хочется завоевать музыкой, а не имиджем. Поэтому я к этому отношусь о-о-очень спокойно.
«Мои самые удачные периоды, — когда хожу на дискотеки!»Т.Я.: Как Вы выдерживаете такой сумасшедший гастрольный график, ведь это тяжело физически: каждый день перелёты, переезды… Что помогает Вам восстанавливаться?Б.Б.: По-разному. Иногда я просто высыпаюсь очень хорошо. В самолётах я сплю прекрасно, в поездах тоже. И стараюсь ходить на дискотеки после концертов, чтобы как-то себя развлечь, — смеётся Борис Вадимович.
Т.Я.: Совершенно неожиданный аспект Вашей жизни! Вы с удовольствием ходите на танцполы? И у Вас есть какие-то любимые клубы в Москве?Б.Б.: В Москве такое количество клубов! Вчера я был в «Barrio Latino», правда, не очень удачно, к сожалению, но это не важно, — снова хохочет Березовский. — Есть шикарные клубы, где смешные шоу и очень хорошая атмосфера, есть — не очень. Потому что, к сожалению, многие клубы и дискотеки — места, где совершенно невозможно расслабиться: люди туда приходят познакомиться, и довольно навязчиво. Но мне это, в принципе, не мешает: у меня всегда есть своя компания, мы сами по себе.
Т.Я.: Раньше Вы очень увлекались игрой в казино. Теперь это увлечение прошло, и Вы нашли новый вид развлечений?Б.Б.: Да. И самые удачные мои периоды идут, когда я постоянно хожу туда!
Change of plansТ.Я.: У Вас были планы по преподаванию в Санкт-Петербургской консерватории. В 2010 году они не реализовались. Остаются ли они в силе?Б.Б.: Нет. Эти планы были, но ничего из этого не получилось. И вообще я всё больше и больше люблю концертировать, концертирование и преподавание — вещи не совсем совместимые на данный момент. Может быть, лет через 5–10.
Мне, безусловно, интересна работа педагога, студентам я могу дать практически всё, — уверенно говорит пианист, — но сейчас я слишком занят собственной карьерой, чтобы заниматься ещё учениками.
Т.Я.: Вы упоминали, что к 45 годам хотите приобрести отель на Адриатическом море, прекратить интенсивную концертную деятельность, стать «живой легендой» и делать редкие записи. Остаются ли эти планы в силе?Б.Б.: К сожалению, да, — хохочет Березовский. — Отеля так и нет, и нужно ещё лет 10 работать, чтобы позволить себе такое удовольствие. Но, конечно, это будет потрясающе. Я просто влюблён в эту страну — Хорватию, это так красиво! Я туда езжу каждый год. Конечно, хотелось бы иметь там что-то.
Гастрольные планы 2011 годаТ.Я.: Когда снова можно будет услышать Вас в Москве и Петербурге в 2011 году? В других городах России?Б.Б.: Сейчас только составляются планы на следующий сезон, ведутся переговоры по датам. Пока ещё ничего неизвестно. Но в России всё гораздо ближе. Если в Германии, например, нужно вести переговоры за полтора года, то в России за 8–9 месяцев достаточно. Думаю, в декабре снова буду выступать в России.
Т.Я.: В Европе Ваши интересы представляет агентство Альберта Сарфати. Кто представляет Ваши интересы в России? Будет ли у Вас собственный сайт?Б.Б.: По российским городам в декабре я первый раз ездил с Диной Медведевой. Она занимается в основном джазом, но и классикой тоже. Я очень доволен организацией декабрьских концертов, и Дина Медведева дальше будет заниматься всеми городами, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. Эти города она будет вставлять в концертный график, но организацией концертов в этих трёх городах я буду заниматься сам. Она же сейчас занимается созданием сайта, через 2–3 месяца сайт будет запущен.
«Младшая дочь выиграет конкурс Шопена!»Т.Я.: Расскажите немного о семейных планах. Ваша дочь Эвелина учится музыке и достаточно успешно выступает. Как Вы видите её будущее, будущее Вашего сына?Б.Б.: Это очень интересно! Эвелина очень музыкальна. У неё есть и другой талант — актёрский. Она собирается поступать на актёрский факультет Лондонской академии музыкального и драматического искусства, и, я надеюсь, ей удастся совместить две карьеры. Это будет уникальный случай! Она может делать любые акценты в английском языке, говорить с австралийским акцентом и морочить голову людям из Австралии, говоря, что она из Австралии, и они никогда не догадаются, что она всю жизнь прожила в Лондоне, — улыбается довольный Березовский. — Она потрясающая пианистка, и я очень надеюсь, что в следующем году она выиграет конкурс Королевы Елизаветы в Брюсселе.
По женской линии все очень музыкальны, но сын — абсолютно нет. Я хотел, чтобы он был скрипачом. Адриан сказал, что ради мамы это сделает, если она очень этого хочет. Но это было произнесено с такой интонацией, что мы решили дать ему возможность заниматься тем, чем ему хочется.
А младшая дочка… У меня совершенно очаровательная дочка! Ей годик, она тоже очень музыкальная, это уже видно. И я надеюсь, что она выиграет конкурс Шопена через 15 лет!
На сей оптимистической ноте пришлось прошаться: пианисту необходимо было возвращаться в Школу драматического искусства, готовиться к последнему концерту «Метнер-фестиваля».Яна Тифбенкель, специально для ИА «Ореанда-Новости»P. S. Пока интервью готовилось к печати, Борис Березовский 8 января с большим успехом выступил с сольным концертом в РАМ им. Гнесиных.www.oreanda.ru