«Борислав Струлёв и друзья-2015»: The end

Добавлено 10 марта 2015 Тимур Халиуллин

Роман Зорькин (гитара), Артём Дервоед (гитара), Айдар Гайнуллин (баян, вокал, композитор), Анна Боровик (скрипка), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Дмитрий Филатов (дирижер, флейта), Симфонический оркестр Белгородской филармонии, Михаил Пидручный (панфлейта, флейта), Органный зал Белгородской филармонии, Большой зал Белгородской филармонии, Белгородская филармония, Камерный оркестр Mezzo music

Накануне 8 марта прозвучал последний концерт Международного фестиваля BelgorodMusicFest

Борислав Струлёв и друзья-2015:The end»
Фото Владимира Юрченко
Совсем не преувеличивает арт-директор BelgorodMusicFest и виолончелист-виртуоз Борислав Струлёв, когда говорит, что звуковой шифр нашего времени — в том огромном спектре произведений, который фестиваль подарил людям — от «Аве Марии» Сен-Санса до блюза, от Баха до танго. Разумеется, в той интерпретации, в какой их воплотил каждый феноменальный музыкант, выступивший в рамках фестиваля.
Сам Струлёв, Аркадий Лейтуш, Сергей Дрезнин, Виктор Третьяков, Владимир Маторин, Евгений Маргулис и Михаил Клягин, Айдар Гайнуллин, Роман Зорькин, Алексей Татаринцев, Владимир Самсонов — каждый из них обладает психологией мастера. Каждый постиг тайны звуков, искусство каждого есть музыка современности — и одномоментно она вне времени. Они путешествуют по миру, путешествуют по эпохам, ищут и, обретая в этом движении лучшее, творят и, одержимые, движутся дальше. По временам они приходят к нам, пробуждая душу и восстанавливая гармонию внутри нас, слушателей.

Как звучит ночь в… филармонии?

В пору сочинить легенду. Но реальность оказывается не менее привлекательной. Ибо ночь в филармонии звучит чарующими голосами органа и клавесина (Тимур Халиуллин), виолончели (Борислав Струлёв), скрипки (Анна Боровик, Москва), баяна (Айдар Гайнуллин, Германия), гитары (Роман Зорькин, Москва), флейты (Дмитрий Филатов). И впервые эти музыкальные ночные откровения стали доступными публике — в рамках BelgorodMusicFest состоялся концерт «при свечах» в органном зале БГФ. Он начался чуть позже 22:00 6 марта и завершился с первыми минутами 7-го премьерой авангардной композиции Халиуллина. Белгородский органист представил импровизационную пьесу, которая необычна даже в ряду его прошлых удивительных сочинений.

«Мистерия ночи» — экспериментальная вариация на тему ночных звуков: шелеста, шороха, скрипа… Я использовал регистровку органа, когда он стонет, шипит, свистит… Какие-то мотивы перешли сюда из моей джазовой импровизации, которую я играл на IV международном фестивале «Джаз на большом органе» (Челябинск, февраль 2015-го). Мне давно хотелось исполнить «Мистерию ночи», но всё не решался. Наконец, ночной концерт в рамках BelgorodMusicFest дал мне такую возможность. И эта музыка звучала практически в полночь в полной тьме», — рассказывает Халиуллин.

Баянный Бах

Одной из особенностей той музыкальной ночи стала шутка-эксперимент. Фрагмент Токкаты и фуги ре минор Баха исполнил баянист Айдар Гайнуллин в дуэте с Бориславом Струлёвым. Неслучайно Гайнуллин обратился именно к органному репертуару — он открывает поразительный эффект: звучание баяна может приближаться к органному. И если человек к такому не готов, то может вполне перепутать, чей голос он действительно слышит в этот момент.
«Мой инструмент (уникальный AYDAR. Bayan Euphoria итальянских мастеров Ballone Burini)предназначен для музыки танго, джаза, популярной музыки. И для „органной“ подходит. Если вы в записи послушаете, как я исполняю музыку Баха, например, то скажете: „Орган“. Преимущество баяна в том, что на нём можно играть различную музыку: можно филировать звук (гасить), максимально тонко играть, где-то крещендо делать… — он живой. В отличие от фортепиано звук баяна не гасится, что даёт преимущества инструменту в дуэте с виолончелью. Даже Ростропович говорил, что ему гораздо больше нравится играть в ансамбле с баяном, чем с фортепиано (в туре по Сибири великий виолончелист играл в дуэте с баяном, поскольку рояля в местных ДК не было — прим. авт.). И, играя с Бориславом, я сам в этом убедился», — поясняет Гайнуллин.

Катерина Шаронова и Айдар Гайнуллин.
Фото Владимира Юрченко
Между тем Айдар впервые попробовал играть на органе именно в Белгороде.
«Я случайно зашёл на дневной концерт в органный зал (6 марта) и услышал чудесные звуки. Смотрю, кто же это играет? Руки музыканта в покое, движутся лишь ноги. И настолько виртуозно, что я и представить себе не мог, что такое возможно. Ваш органист Тимур Халиуллин поразил меня своим мастерством. Естественно, я дослушал до конца и познакомился с ним. Тимур показал мне орган изнутри, как он устроен и как функционирует. Такого я никогда не видел. И сам попробовал играть на величественном инструменте», — признаёт баянист.

Дар и дары Айдара

Имя Гайнуллина для BelgorodMusicFest особое. Он, своеобразная константа ещё не продолжительной истории фестиваля, выступил в третий раз (предыдущие выступления были в 2012-м и 2013-м). Всякий раз, когда наблюдаешь за его игрой, кажется, что музыкант существует на пределе человеческих и творческих возможностей, извлекая из баяна всё, на что тот способен. В совершенстве владеет инструментом, безупречно импровизирует, неожиданно интерпретирует известные темы, при этом невероятно харизматичен… — не удивительно, что искусство феноменального баяниста так ждут белгородские слушатели.
«Алина» — вот первый дар Айдара публике на этот раз. Музыка нежности и силы, любви и пронзительной печали, возникшая как тема для кино, пережила второе рождение, став ораторией.
«Главную тему этой композиции я написал для фильма „Кислород“ Ивана Вырыпаева. Её удостоили кинопремии XX Открытого Всероссийского кинофестиваля „Кинотавр“ в номинации „Лучшая музыка к фильму“ (Сочи, 2009). После я долго решал, как эту тему аранжировать, как оформить в качестве самостоятельного произведения», — рассказывает Айдар Гайнуллин.
Если вы смотрели «Кислород», то обязательно слышали один из его саундтреков — № 10 «Где бы я был?». Речь именно об этой музыке. Создавая из неё ораторию, Гайнуллин задумался и над новым названием.
«Сначала планировал „Буцефал“ — своеобразное посвящение коню великого полководца Македонского. Там ритм такой конный. Но в Европе произносят Буцефалус. Между тем от названия зависит текст для хора. Подумал, как это будут петь в России, ведь не войдёт же в ритм. А потом всё прояснилось: я могу посвятить произведение своей дочери, просто взять и подарить ей композицию», — делится Айдар.
Впервые «Алина» звучала в Берлинской филармонии 12 января 2014-го, в день рождения своего создателя, в день проведения его собственного фестиваля PAN TONALE («Множество направлений»). Эту музыку ждал триумф. Да и могло ли быть иначе, если для мировой премьеры сплотились сам Гайнуллин, Борислав Струлёв, Артём Дервоед (гитара), Аркадий Шилклопер (валторна), Павел Новиков (бансури), Сергей Шамов (кахон) и оркестр и хор Берлинской государственной капеллы Даниэля Баренбойма.

И вот ошеломительный успех «Алина» повторила 7 марта в стенах Белгородской филармонии. Оригинален и сложен состав исполнителей: Гайнуллин, Струлёв (электровиолончель, США-Россия), Зорькин, Анна Боровик, музыканты и коллективы БГФ — Михаил Пидручный (флейта шао, сопилка), Юрий Юрин(валторна), Олег Иванов (перкуссия), расширенный состав камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик и камерный хор (главный дирижёр — Елена Алексеева).

«Я рад, что полномасштабная всероссийская премьера состоялась именно в Белгороде на таком замечательном первоклассном фестивале», — скажет позже Гайнуллин.

С татарским акцентом

Pentatango — второй дар Гайнуллина белгородцам. Написала пьесу Зульфия Раупова. Современный композитор, автор буквально в одночасье ставшей популярной оперы «Белый волк»(премьера в рамках Всемирной универсиады в Казани, 2013-й), Раупова написала Pentatango специально для Айдара. В его основе — сочетание ритмов аргентинского танго и национальной татарской музыки, особенность которой в пентатоническом устройстве звуковой системы (пять ступеней в пределах октавы). Кстати, как и в музыке Рауповой, в музыке Гайнуллина (учившегося в Москве, живущего в Германии, концертирующего по всему миру) чётко слышны татарские мотивы.
«Я татарин, это заложено внутри меня. С детства слышал татарскую речь — родители разговаривали между собой на татарском. И сам владею этим языком на разговорном уровне. Будучи ребёнком, подростком, каждое лето бывал в татарской деревне, где мы пели татарские песни, я играл татарские мелодии и познавал татарскую культуру. Изучил мелизматику этого народа. Разумеется, что всё это во мне и в той или иной мере оживает в моих сочинениях. Скажем, был у меня очень интересный, необычный проект „Татарские сказки“. Там-то я и использовал татарскую мелодику, но в современной обработке — актуализировал её согласно сегодняшнему дню. Вместе со мной „Татарские сказки“ делали Марат Башаров, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров, Рената Литвинова,Алсу, Тимати», — рассказывает композитор.
Музыка страстная, с сакральными фольклорными мотивами, баянист исполнил её вместе со Струлёвым, Романом Зорькиным, Анной Боровик, Олегом Ивановым и Mezzo music. В этом же составе прозвучала и экспрессивная «Фиеста» Андрея Иванова.

Cello-Баян Revolution

Дружба между музыкантами экстра-класса Струлёвым и Гайнуллиным породила фантастический творческий союз. Возникла уникальная совместная программа Cello-Баян Revolution.
«Мы с Бориславом дружим уже давно, а познакомились на фестивале Дениса Мацуева. Играли каждый сам по себе, но однажды решили попробовать вместе сыграть гротесковую „Польку“из сюиты „Ревизская сказка“ Альфреда Шнитке (звучала в Белгороде в 2012-м). Сначала исполнили её в довольно стандартном варианте, затем начали вставлять туда фишки — и породили нечто необыкновенное. С тех пор мы со Струлёвым и начали сотрудничать, вместе экспериментировать и представлять самое оригинальное и интересное в различных проектах. И знаете, если бы я не дружил с Бориславом, возможно, и не было бы таких моих композиций, как „Восточная рапсодия“, „Алина“…» — считает Гайнуллин.

7 марта они создали на сцене многоплановое звуковое пространство, где было место комедии, музыкальному сарказму их «Шоу дуэта 007», трагедии любви, и неизбывности тоски (OST «Эйфория» Гайнуллина), чувственной страсти и духу предельной свободы (Libertango Астора Пьяццоллы).

Музыку великого Астора исполнили Борислав Струлёв и Анна Боровик — их «Дуэт любви» прекрасен. Виолончелист вместе с Mezzo music исключительно воплотил и «Гобой Габриэля» Эннио Морриконе из к/ф «Миссия».
А блестящий академический гитарист — лауреат международных конкурсов Роман Зорькин играл бразильскую самбу «Большая любовь», поражая виртуозностью и искусными продуманными импровизациями. Между прочим, Зорькин — музыкант ансамбля «Эйфория», основанного Гайнулинным в 2010-м.

Вундеркинд из Губкина

Никита Полосаев — ещё одно чудо фестиваля и вместе с тем первое подобное за четыре года его существования. Чудо не только для публики, но и для его организаторов. Так случилось, что 2 марта, отправившись с концертом в Губкин, Борислав Струлёв узнал о талантливом балалаечнике. Ему 10 лет. Он учится в первой детской музыкальной школе Губкина. Учитель мальчика — его отец Николай. И вот во втором отделении последнего концерта BelgorodMusicFest Никиту Полосаева открыли для белгородцев. Юный балалаечник исполнил «Сельскую кадриль» Александра Шалова, а вместе со своим отцом русскую народную «Заиграй моя волынка». Причём на рояле аккомпанировала мама Никиты Татьяна Александрова.

Николай и Никита Полосаевы.
Фото Владимира Юрченко

В любви вся жизнь

Второе отделение праздничного и последнего фестивального концерта — посвящение женщинам от тенораАлексея Татаринцева и баритона Владимира Самсонова. Два потрясающе красивых, редких голоса России звучали в сопровождении симфонического оркестра БГФ поду управлением Дмитрия Филатова.

Ещё до начала фестиваля Струлёв говорил об Алексее Татаринцеве (солист Московского театра Новая Опера имени Е. В. Колобова) как о «великом теноре», «новом Лемешеве». И не преувеличивал. Изощрённо и трепетно, с тончайшей нюансировкой Татаринцев исполнил Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, русскую народную песню «Ах ты, душечка», неаполитанские песни «Влюблённый солдат» Энрико Каннио и «Моё солнце» (’O sole mio) Эдуардо ди Капуа. А завершил Татаринцев своё выступление «Песенкой Герцога» из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди, бисировал её же фрагмент.

Песни настоящих чувств, исполнял и Владимир Самсонов: «Гранада» Агустина Лара, «Куплеты Тореадора» из оперы «Кармен» Жоржа Бизе, Музыка Фрэнсиса Лея из к/ф «История любви»,Et si tu n’existais pas («Если б не было тебя») Джо Дассена, «Делайла» (Delilah) британца Тома Джонса,«Сердце на снегу» Магомаева… Все до одной хорошо известные, но будто возвращённые нам — так пел их заслуженный артист России, солист Мариинского театра. Пел на языке оригинала и на русском. Причём переводит Самсонов сам, не скрупулёзно следуя букве, а передавая суть произведения, порой открывая нам подлинные смыслы хорошо известных песен.

Поклонники Муслима Магомаева хорошо знают, что почти все из звучавших 7 марта песен когда-то составляли репертуар легендарного советского баритона. Эта фигура и для Самсонова особая — по признанию певца, восхищение Магомаевым предопределило его творческий путь.

Наконец, Самсонов преподносит последнюю музыку фестиваля — полный жизни старинный русский романс«Эй, ямщик, гони-ка к «Яру». А после… время долго несмолкающих аплодисментов, цветов, фото и автографов, объятий и поцелуев, время радости и светлой грусти от того, что всё завершилось.

Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» прошёл при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. BelgorodMusicFest — 2015 и был посвящён памяти народных артистов России Елены Образцовой и Святослава Бэлзы.

Катерина Шаронова
http://www.belpressa.ru
10 марта 2015 г.

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Юля, 10 марта 2015:

    Катерина-молодец!

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору