Накануне 8 марта прозвучал последний концерт Международного фестиваля BelgorodMusicFest
Борислав Струлёв и друзья-2015:The end»
Фото Владимира Юрченко
Совсем не преувеличивает арт-директор BelgorodMusicFest и виолончелист-виртуоз Борислав Струлёв, когда говорит, что звуковой шифр нашего времени — в том огромном спектре произведений, который фестиваль подарил людям — от «Аве Марии» Сен-Санса до блюза, от Баха до танго. Разумеется, в той интерпретации, в какой их воплотил каждый феноменальный музыкант, выступивший в рамках фестиваля.
Сам
Струлёв, Аркадий Лейтуш, Сергей Дрезнин, Виктор Третьяков,
Владимир Маторин,
Евгений Маргулис и
Михаил Клягин,
Айдар Гайнуллин,
Роман Зорькин,
Алексей Татаринцев,
Владимир Самсонов — каждый из них обладает психологией мастера. Каждый постиг тайны звуков, искусство каждого есть музыка современности — и одномоментно она вне времени. Они путешествуют по миру, путешествуют по эпохам, ищут и, обретая в этом движении лучшее, творят и, одержимые, движутся дальше. По временам они приходят к нам, пробуждая душу и восстанавливая гармонию внутри нас, слушателей.
Как звучит ночь в… филармонии?
В пору сочинить легенду. Но реальность оказывается не менее привлекательной. Ибо ночь в филармонии звучит чарующими голосами органа и клавесина (
Тимур Халиуллин), виолончели (Борислав Струлёв), скрипки (
Анна Боровик, Москва), баяна (Айдар Гайнуллин, Германия), гитары (Роман Зорькин, Москва), флейты (
Дмитрий Филатов). И впервые эти музыкальные ночные откровения стали доступными публике — в рамках
BelgorodMusicFest состоялся концерт «при свечах» в органном зале БГФ. Он начался чуть позже 22:00 6 марта и завершился с первыми минутами 7-го премьерой авангардной композиции Халиуллина. Белгородский органист представил импровизационную пьесу, которая необычна даже в ряду его прошлых удивительных сочинений.
«Мистерия ночи» — экспериментальная вариация на тему ночных звуков: шелеста, шороха, скрипа… Я использовал регистровку органа, когда он стонет, шипит, свистит… Какие-то мотивы перешли сюда из моей джазовой импровизации, которую я играл на IV международном фестивале «Джаз на большом органе» (Челябинск, февраль 2015-го). Мне давно хотелось исполнить «Мистерию ночи», но всё не решался. Наконец, ночной концерт в рамках BelgorodMusicFest дал мне такую возможность. И эта музыка звучала практически в полночь в полной тьме», — рассказывает Халиуллин.
Баянный Бах
Одной из особенностей той музыкальной ночи стала шутка-эксперимент. Фрагмент
Токкаты и фуги ре минор Баха исполнил баянист Айдар Гайнуллин в дуэте с Бориславом Струлёвым. Неслучайно Гайнуллин обратился именно к органному репертуару — он открывает поразительный эффект: звучание баяна может приближаться к органному. И если человек к такому не готов, то может вполне перепутать, чей голос он действительно слышит в этот момент.
«Мой инструмент (уникальный AYDAR. Bayan Euphoria итальянских мастеров Ballone Burini)предназначен для музыки танго, джаза, популярной музыки. И для „органной“ подходит. Если вы в записи послушаете, как я исполняю музыку Баха, например, то скажете: „Орган“. Преимущество баяна в том, что на нём можно играть различную музыку: можно филировать звук (гасить), максимально тонко играть, где-то крещендо делать… — он живой. В отличие от фортепиано звук баяна не гасится, что даёт преимущества инструменту в дуэте с виолончелью. Даже Ростропович говорил, что ему гораздо больше нравится играть в ансамбле с баяном, чем с фортепиано (в туре по Сибири великий виолончелист играл в дуэте с баяном, поскольку рояля в местных ДК не было — прим. авт.). И, играя с Бориславом, я сам в этом убедился», — поясняет Гайнуллин.
Катерина Шаронова и Айдар Гайнуллин.
Фото Владимира Юрченко
Между тем Айдар впервые попробовал играть на органе именно в Белгороде.
«Я случайно зашёл на дневной концерт в органный зал (6 марта) и услышал чудесные звуки. Смотрю, кто же это играет? Руки музыканта в покое, движутся лишь ноги. И настолько виртуозно, что я и представить себе не мог, что такое возможно. Ваш органист Тимур Халиуллин поразил меня своим мастерством. Естественно, я дослушал до конца и познакомился с ним. Тимур показал мне орган изнутри, как он устроен и как функционирует. Такого я никогда не видел. И сам попробовал играть на величественном инструменте», — признаёт баянист.
Дар и дары Айдара
Имя Гайнуллина для BelgorodMusicFest особое. Он, своеобразная константа ещё не продолжительной истории фестиваля, выступил в третий раз (предыдущие выступления были в 2012-м и 2013-м). Всякий раз, когда наблюдаешь за его игрой, кажется, что музыкант существует на пределе человеческих и творческих возможностей, извлекая из баяна всё, на что тот способен. В совершенстве владеет инструментом, безупречно импровизирует, неожиданно интерпретирует известные темы, при этом невероятно харизматичен… — не удивительно, что искусство феноменального баяниста так ждут белгородские слушатели.
«Алина» — вот первый дар Айдара публике на этот раз. Музыка нежности и силы, любви и пронзительной печали, возникшая как тема для кино, пережила второе рождение, став ораторией.
«Главную тему этой композиции я написал для фильма „Кислород“ Ивана Вырыпаева. Её удостоили кинопремии XX Открытого Всероссийского кинофестиваля „Кинотавр“ в номинации „Лучшая музыка к фильму“ (Сочи, 2009). После я долго решал, как эту тему аранжировать, как оформить в качестве самостоятельного произведения», — рассказывает Айдар Гайнуллин.
Если вы смотрели «Кислород», то обязательно слышали один из его саундтреков —
№ 10 «Где бы я был?». Речь именно об этой музыке. Создавая из неё ораторию, Гайнуллин задумался и над новым названием.
«Сначала планировал „Буцефал“ — своеобразное посвящение коню великого полководца Македонского. Там ритм такой конный. Но в Европе произносят Буцефалус. Между тем от названия зависит текст для хора. Подумал, как это будут петь в России, ведь не войдёт же в ритм. А потом всё прояснилось: я могу посвятить произведение своей дочери, просто взять и подарить ей композицию», — делится Айдар.
Впервые «Алина» звучала в Берлинской филармонии 12 января 2014-го, в день рождения своего создателя, в день проведения его собственного фестиваля PAN TONALE
(«Множество направлений»). Эту музыку ждал триумф. Да и могло ли быть иначе, если для мировой премьеры сплотились сам Гайнуллин, Борислав Струлёв,
Артём Дервоед (гитара),
Аркадий Шилклопер (валторна),
Павел Новиков (бансури),
Сергей Шамов (кахон) и оркестр и хор Берлинской государственной капеллы
Даниэля Баренбойма.
И вот ошеломительный успех «Алина» повторила 7 марта в стенах Белгородской филармонии. Оригинален и сложен состав исполнителей: Гайнуллин, Струлёв (электровиолончель, США-Россия), Зорькин, Анна Боровик, музыканты и коллективы БГФ —
Михаил Пидручный (флейта шао, сопилка),
Юрий Юрин(валторна),
Олег Иванов (перкуссия), расширенный состав камерного оркестра Mezzo music под управлением
Натальи Боровик и камерный хор (главный дирижёр —
Елена Алексеева).
«Я рад, что полномасштабная всероссийская премьера состоялась именно в Белгороде на таком замечательном первоклассном фестивале», — скажет позже Гайнуллин.
С татарским акцентом
Pentatango — второй дар Гайнуллина белгородцам. Написала пьесу
Зульфия Раупова. Современный композитор, автор буквально в одночасье ставшей популярной оперы
«Белый волк»(премьера в рамках Всемирной универсиады в Казани, 2013-й), Раупова написала Pentatango специально для Айдара. В его основе — сочетание ритмов аргентинского танго и национальной татарской музыки, особенность которой в пентатоническом устройстве звуковой системы (пять ступеней в пределах октавы). Кстати, как и в музыке Рауповой, в музыке Гайнуллина (учившегося в Москве, живущего в Германии, концертирующего по всему миру) чётко слышны татарские мотивы.
«Я татарин, это заложено внутри меня. С детства слышал татарскую речь — родители разговаривали между собой на татарском. И сам владею этим языком на разговорном уровне. Будучи ребёнком, подростком, каждое лето бывал в татарской деревне, где мы пели татарские песни, я играл татарские мелодии и познавал татарскую культуру. Изучил мелизматику этого народа. Разумеется, что всё это во мне и в той или иной мере оживает в моих сочинениях. Скажем, был у меня очень интересный, необычный проект „Татарские сказки“. Там-то я и использовал татарскую мелодику, но в современной обработке — актуализировал её согласно сегодняшнему дню. Вместе со мной „Татарские сказки“ делали Марат Башаров, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров, Рената Литвинова,Алсу, Тимати», — рассказывает композитор.
Музыка страстная, с сакральными фольклорными мотивами, баянист исполнил её вместе со Струлёвым, Романом Зорькиным, Анной Боровик, Олегом Ивановым и Mezzo music. В этом же составе прозвучала и экспрессивная «Фиеста» Андрея Иванова.
Cello-Баян Revolution
Дружба между музыкантами экстра-класса Струлёвым и Гайнуллиным породила фантастический творческий союз. Возникла уникальная совместная программа
Cello-Баян Revolution.
«Мы с Бориславом дружим уже давно, а познакомились на фестивале Дениса Мацуева. Играли каждый сам по себе, но однажды решили попробовать вместе сыграть гротесковую „Польку“из сюиты „Ревизская сказка“ Альфреда Шнитке (звучала в Белгороде в 2012-м). Сначала исполнили её в довольно стандартном варианте, затем начали вставлять туда фишки — и породили нечто необыкновенное. С тех пор мы со Струлёвым и начали сотрудничать, вместе экспериментировать и представлять самое оригинальное и интересное в различных проектах. И знаете, если бы я не дружил с Бориславом, возможно, и не было бы таких моих композиций, как „Восточная рапсодия“, „Алина“…» — считает Гайнуллин.
7 марта они создали на сцене многоплановое звуковое пространство, где было место комедии, музыкальному сарказму их «Шоу дуэта 007», трагедии любви, и неизбывности тоски (
OST «Эйфория» Гайнуллина), чувственной страсти и духу предельной свободы (
Libertango Астора Пьяццоллы).
Музыку великого Астора исполнили Борислав Струлёв и Анна Боровик — их
«Дуэт любви» прекрасен. Виолончелист вместе с Mezzo music исключительно воплотил и
«Гобой Габриэля» Эннио Морриконе из к/ф «Миссия».
А блестящий академический гитарист — лауреат международных конкурсов Роман Зорькин играл бразильскую самбу «Большая любовь», поражая виртуозностью и искусными продуманными импровизациями. Между прочим, Зорькин — музыкант ансамбля «Эйфория», основанного Гайнулинным в 2010-м.
Вундеркинд из Губкина
Никита Полосаев — ещё одно чудо фестиваля и вместе с тем первое подобное за четыре года его существования. Чудо не только для публики, но и для его организаторов. Так случилось, что 2 марта, отправившись с концертом в Губкин, Борислав Струлёв узнал о талантливом балалаечнике. Ему 10 лет. Он учится в первой детской музыкальной школе Губкина. Учитель мальчика — его отец
Николай. И вот во втором отделении последнего концерта BelgorodMusicFest Никиту Полосаева открыли для белгородцев. Юный балалаечник исполнил
«Сельскую кадриль» Александра Шалова, а вместе со своим отцом русскую народную «Заиграй моя волынка». Причём на рояле аккомпанировала мама Никиты
Татьяна Александрова.
Николай и Никита Полосаевы.
Фото Владимира Юрченко
В любви вся жизнь
Второе отделение праздничного и последнего фестивального концерта — посвящение женщинам от тенора
Алексея Татаринцева и баритона
Владимира Самсонова. Два потрясающе красивых, редких голоса России звучали в сопровождении симфонического оркестра БГФ поду управлением Дмитрия Филатова.
Ещё до начала фестиваля Струлёв говорил об Алексее Татаринцеве
(солист Московского театра Новая Опера имени Е. В. Колобова) как о «великом теноре», «новом Лемешеве». И не преувеличивал. Изощрённо и трепетно, с тончайшей нюансировкой Татаринцев исполнил
Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, русскую народную песню
«Ах ты, душечка», неаполитанские песни
«Влюблённый солдат» Энрико Каннио и
«Моё солнце» (’O sole mio)
Эдуардо ди Капуа. А завершил Татаринцев своё выступление
«Песенкой Герцога» из оперы «Риголетто»
Джузеппе Верди, бисировал её же фрагмент.
Песни настоящих чувств, исполнял и Владимир Самсонов:
«Гранада» Агустина Лара,
«Куплеты Тореадора» из оперы «Кармен»
Жоржа Бизе, Музыка
Фрэнсиса Лея из к/ф «История любви»,
Et si tu n’existais pas («Если б не было тебя»)
Джо Дассена,
«Делайла» (Delilah) британца
Тома Джонса,
«Сердце на снегу» Магомаева… Все до одной хорошо известные, но будто возвращённые нам — так пел их заслуженный артист России, солист Мариинского театра. Пел на языке оригинала и на русском. Причём переводит Самсонов сам, не скрупулёзно следуя букве, а передавая суть произведения, порой открывая нам подлинные смыслы хорошо известных песен.
Поклонники Муслима Магомаева хорошо знают, что почти все из звучавших 7 марта песен когда-то составляли репертуар легендарного советского баритона. Эта фигура и для Самсонова особая — по признанию певца, восхищение Магомаевым предопределило его творческий путь.
Наконец, Самсонов преподносит последнюю музыку фестиваля — полный жизни старинный русский романс
«Эй, ямщик, гони-ка к «Яру». А после… время долго несмолкающих аплодисментов, цветов, фото и автографов, объятий и поцелуев, время радости и светлой грусти от того, что всё завершилось.
Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» прошёл при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. BelgorodMusicFest — 2015 и был посвящён памяти народных артистов России Елены Образцовой и Святослава Бэлзы.Катерина Шаронова
http://www.belpressa.ru10 марта 2015 г.
Комментарии
Юля, 10 марта 2015:
Катерина-молодец!