9 мая, дневным концертом Дениса Мацуева на Поклонной горе и вечерним концертом оркестра под управлением Валерия Гергиева в Большом зале Московской консерватории завершился Пасхальный фестиваль.
Мартин Энгстрём: Фестиваль возвращает в экономику коммуны 30 миллионов франков через рост индустрии туризма. Фото: Михаил Синицын/ РГ
То, что два крупнейших современных классических музыканта встречаются в Москве — вполне естественно. Куда менее очевидно, что в разгар лета, 25 июля, им предстоит встретиться в швейцарской деревушке Вербье. Причем не только в уютном шале, но и на сцене, во время гала-концерта Verbier Festival. Кроме них на временную сцену огромного шатра посреди Альп выйдут Михаил Плетнев, Миша Майский, Юрий Башмет, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Даниил Трифонов, Дмитрий Ситковецкий, Марта Аргерих, Люка Дебарг… А всего фестиваль продлится три недели — с 19 июля по 5 августа.
Как оказался возможен такой фантастический «лайнап»? Благодаря одному человеку — живущему в Швейцарии шведу Мартину Энгстрёму, бывшему худруку лейбла «Дойче Граммофон». В 1994 году он придумал фестиваль в Вербье и все это время продолжает относиться к нему как к собственному детищу. В этом году фестиваль пройдет в 25-й раз. По случаю юбилея маэстро Гергиев впервые возглавит фестивальный оркестр. Что не случайно: Мартин Энгстрём, опытный музыкальный продюсер, с одной стороны, постоянно заявляет, что музыка не имеет национальности, а имеет только качество, а с другой — открыто признается в любви к русской музыке и русским музыкантам. Причем признается действенно — работой в жюри Конкурса имени Чайковского и только что завершившегося конкурса Дениса Мацуева Grand Piano.
Оказавшись в Москве, г-н Энгстрём пришел в редакцию «Российской газеты» и ответил на вопросы о том, как ему удается на протяжении четверти века без государственной поддержки проводить фестиваль высочайшего уровня. Его Verbier Festival проходит в маленькой деревне, где меньше поводов рассеяться и больше — для неформального общения. При этом худрук не заигрывает с модным форматом «кроссовера», когда поп-звезды поют дуэты с оперными певцами. Его гораздо больше интересует если так можно выразиться, «кроссбордер» — то есть пересечение границ непонимания.
«Достойно сожаления, что политики имеют такую сильную руку в делах культуры», — отреагировал Энгстрём, когда ему напомнили несколько свежих примеров этого непонимания — например, отказ Польши от перекрестного Года культуры и нежелание президента Франции Макрона открыть российский стенд на книжной ярмарке в Париже — где Россия была Почетным гостем.
В каждой ситуации должен быть запасной выход. И культура была и есть таким «черным ходом»
«В каждой ситуации должен быть запасной выход. И культура была и есть таким „черным ходом“. Культура — это люди. И люди гордятся, когда их балетные труппы, оркестры выступают за границей. Гергиев, приезжая в какую-либо страну дирижировать, встречается с мэром, с премьер-министром, с президентом, и он доносит до них вашу точку зрения, вашу позицию. И он — лучший посол России».
Этот же принцип — культура выше политики — неукоснительно соблюдается в Вербье. «У нас выступают Кисин, Трифонов, Башмет, все самые знаменитые русские артисты, — напомнил г-н Энгстрём. — Моя специализация — сводить людей вместе».
Помимо концертов звезд в Вербье ежегодно проходит пятинедельная «летняя школа» для музыкантов в возрасте от 13 до 30 лет. «Что я надеюсь сделать с Гергиевым — это воспитать следующее поколение», — заявляет Мартин Энгстрём. Именно в работе таких школ налаживаются человеческие контакты, очень важные для юных виртуозов. «Сначала они очень закрыты, — с юмором делится наблюдениями Мартин. — А через пять недель плачут при расставании. Так завязываются отношения на всю жизнь. Эта часть фестиваля — самая важная. Вот причина, почему я продолжаю заниматься этим фестивалем. Но сложная часть моей работы — это искать деньги».
А денег нужно немало: бюджет фестиваля — 9 миллионов швейцарских франков (7,5 млн евро). «Когда я иду по улице у себя в Швейцарии, люди, завидев меня, переходят на другую сторону», — грустно пошутил отец-основатель фестиваля, на которых съезжаются мировые звезды.
«Я хочу сказать, что как бы ни было сложно „Российской газете“, мы никогда не перейдем на другую сторону улицы, увидев Мартина Энгстрёма», — пообещал генеральный директор «Российской газеты» Павел Негоица.
Кстати
13 июня в 12.00 в пресс-центре «Российской газеты» пройдет пресс-конференция Мартина Энгстрёма и Валерия Гергиева, посвященная заступлению Гергиева на пост руководителя оркестра Международного музыкального фестиваля в Вербье.
Источник:
rg.ru