Открытие сезона концертов губернаторского симфонического оркестра в Иркутской областной филармонии было грандиозным. Константин Сероватов был невероятно прекрасен. Постановка немецко-бурятско-иркутской оперы «Летучий голландец» - невероятна и крайне своеобразна.
Но массу пустопорожних разговоров из серии «бурление каловых масс» в нашем уездном городе снобов и эстетов вызвали совсем не эти знаковые события, а концерт группы «Бутырка» в концертном зале филармонии.
Занятно, что афиша концерта провисела почти месяц, а глобальная истерика в интернете началась примерно за неделю до самого мероприятия, что любого мало-мальски думающего человека наталкивает на мысль о том, что волнения фанатов классической музыки с их оскорбленными чувствами были кем-то срежиссированы. Что в культурной жизни провинциального города встречается довольно часто.
Отчего-то никого не волнуют грандиозные концерты и проекты иркутской областной филармонии. Такие, например, как фестиваль оперного пения «Дыхание Байкала» или же предстоящий фестиваль органной музыки. Мало кого трогает, что основная часть концертов на нашем стадионе «Труд» - убогие отголоски творчества гастролирующих по городам и весям нищебродов. Но вот «Бутырка» в форпосте культуры — это вполне достойно того, чтобы кататься по коврам Харатс-пабов в эпилептическом припадке.
Руководство филармонии предпочло воздержаться от официальных комментариев. И вправду, чего метать лишний бисер... Однако же учитывая то, как иной раз агрессивно в интернете — в зависимости от сезонности — народ начинает кричать о смерти губернаторского симфонического или коррупции в культурной вертикали — можно предположить, что в кулуарах кого-то опять недооценили или обидели. Вот и скандалит человек.
Никто не спорит с тем, что с «Бутыркой», может, палку немного и перегнули. Но что же все адепты высокого искусства молчали о показе скандального спектакля «Койка» в том же концертном зале этой весной?
Если искать в случившемся рациональное зерно, то причина появления «Бутырки» в концертном зале очень проста. Филармония — областное государственное автономное учреждение. То есть часть доходов она получает из областной казны на основании государственного заказа, а все остальные деньги должна добывать от собственной коммерческой деятельности. В частности, и от сдачи концертного и органного залов в аренду. Грешить не на кого — так устроено законодательство современной России. И если мы хотим слушать губернаторский симфонический оркестр в сильном составе и хорошем качестве, сидя в отремонтированном зале и на новых креслах, то вполне можно закрыть глаза и на «Бутырку», и на все остальное. Не хочешь — не ешь.
Казалось бы, не о чем и говорить, но высказаться, как я понимаю хотели все. Например, иркутский критик Влад Демешков в своей колонке на сайте «Иркутской торговой газеты» тоже не упустил шанса поглумиться над оскорбленными эстетами:
«Автор сердился и истекал иронией и даже зачем-то привлек в качестве эксперта некоего музыкального деятеля, чей коллектив – жанр которого тоже весьма далек от филармонического – неоднократно выступал на сцене той самой филармонии. Само собой столь импульсивный материал вызвал немало вопросов.... Во-первых, дико любопытно, где был автор гневной заметки весь месяц октябрь, на протяжении которого плакат с анонсом концерта «Бутырки» вопиюще висел на стене филармонического здания? Почему в первый же день появления «богопротивной» рекламы он не кинулся в свой крестовый антишансонный поход, разя пером и привлекая общественное мнение? Потому ли что ему был необходим именно сиюминутный скандал (когда ничего нельзя изменить, но можно всласть и толстыми ломтями нарубить «правду-матку»)? Или же он просто эээ… не очень внимательный человек? Непонятно» .
Как заметил Влад, подобным истерикам «чаще всего грош цена и именуются они в интернет-среде презрительным словом «наброс». Происхождение термин берет из фразы «г…о бросили в вентилятор», и в данном случае в качестве лопастей вентилятора выступили недалекие читатели, не скупящиеся на истеричные и малокомпетентные комментарии. На подобном «набросе» любому сайту можно неплохо увеличить число посетителей и, как следствие, стать более привлекательным для потенциальных рекламодателей.
«… Я (мягко говоря) тоже не люблю шансон. Но уверен, что если один раз в год в филармонии выступит «Бутырка», а потом на эти деньги будут организованы три оперных концерта – оно того стоит. А что же делать тем, кому хочется возмущаться? Ну они могут пойти к «Бренд Холлу» и протестовать против нецелевого использования здания пельменной! Или гневно призывать к закрытию всех кафе, бутиков и музыкантов в спорткомплексе «Труд»! Сколько можно терпеть эти безобразия? И давайте снова воткнем шпиль вместо памятника Александру III! Ведь так привычнее, правда?» .
Иркутский продюсер Владимир Демчиков в своем ЖЖ довольно часто в резкой тональности высказывается о культурных событиях города. Но по части народных бутыркинских истерик оказался спокоен и он:
«Во-первых, директор филармонии мог, конечно, отказать в предоставлении зала еще до заключения договора о проведении концерта (и такие отказы в Иркутске не редкость, в том числе и по причинам чисто "творческим" - ну не нравится директору какой-то артист, он и отказывает). То, что филармония заключила договор, говорит только о том, что плюсов для филармонии с точки зрения руководителя было больше, чем минусов, тут и арендные поступления, да и, кто знает, может быть, таким образом филармония рассчитывала расширить аудиторию, сделать свой концертный зал более открытым и более универсальным. Да и почему нет, собственно?... Тех, кому хочется понаводить порядок и позапрещать (неважно, из каких соображений), вообще сейчас появилось довольно много, и они, видимо, не до конца отдают себе отчет, что у таких процессов есть одна неприятная сторона: их очень легко запустить и практически невозможно остановить. Запретите один концерт (выставку, спектакль) - завтра уже без вас начнут, перестраховываясь, запрещать направо и налево. Так что то, что концерт "Бутырки" все-таки состоялся - на мой вкус, скорее хорошо, чем плохо. То, что блатная культура проникает в филармонию - да, можно считать это проблемой и обсуждать, кто мешает? Но мне, кстати, кажется, что нет плохих и хороших жанров, есть плохие и хорошие артисты. И классический артист может халтурить (в том числе знаменитый, в том числе даже и всеми тут у нас любимый))), и симфонический оркестр может играть как попало - и что? запрещать будем?» .
Что еще можно добавить на фоне нездоровой общественной экзальтации?
Спокойствие, товарищи эстеты, только спокойствие.
Ида Циммерман, newsbabr.com