С момента открытия Пермской частной филармонии «Триумф» прошло чуть более четырёх месяцев. Мы уже рассказывали об этом уникальном не только для Пермского края, но и для России проекте. Помимо «Триумфа», в нашей стране есть ещё лишь одна частная филармония — «ФИНОМИ» (Филармония нового музыкального искусства) в Москве. Однако формат у москвичей отличается от того, что задумано в Перми, поэтому коллективу «Триумфа» приходится нарабатывать свой уникальный опыт.
Первый концерт в «Триумфе» дали артисты хора и оркестр musicAeterna 19 мая. Он был для филармонии экспериментом, первым опытом, который позволил переосмыслить новое пространство, понять, каким должен быть интерьер помещения, какие возможности трансформации необходимы залу.
О том, какие культурные события уже успели состояться в частной филармонии, о преобразованиях, которые претерпел концертный зал, и о ближайших планах журналисту «Звезды» рассказала управляющий филармонией Юлия Балабанова.
На первый концерт вы ожидали порядка 350 зрителей. Тогда и в дальнейшем ожидания оправдались?— Вполне. На первом концерте у нас был аншлаг, как, впрочем, и на остальных событиях, проходивших в «Триумфе» в течение лета. Это были несколько вечеров в рамках Международного Дягилевского фестиваля, концерт хора musicAeterna перед их европейским турне, творческая встреча с Теодором Курентзисом в рамках «Оперного экстрима». На открытие сезона 13 сентября, когда выступал Московский ансамбль современной музыки, тоже удалось собрать достаточно зрителей — больше, чем обычно бывает на концертах МАСМ даже в Москве. Ведь музыкальный авангард — довольно сложное для восприятия направление. Мы видим интерес аудитории, мы понимаем, что попадаем в какие-то актуальные зрительские ожидания, и это важно.
Вы брали месячную паузу после первого концерта, чтобы окончательно понять, каким должен быть зал, и сделать его таковым. Помог вам первый концерт понять, каким будет зал-трансформер, окончательно?— За время Дягилевского фестиваля и позже у нас были реализованы по меньшей мере пять схем рассадки зрителей. Так что идея зала-трансформера никуда не ушла. Мы развиваем её возможности, экспериментируем. Склоняемся к тому, чтобы основную часть концертов проводить с использованием сборного амфитеатра — обеспечивать наилучшую видимость с любого места.
Жаркое лето показало необходимость управления внутренним климатом помещения. К началу сезона в зале появилась система кондиционирования, которая позволяет сохранять комфортную температуру и в жару, и в холод.
Мы постепенно оснащаем зал световым и звуковым оборудованием, совершенствуем гримёрное пространство для артистов, делаем более обжитым и уютным фойе.
Фото: Частная филармония «Триумф»На какой стадии готовности зал сейчас? Что там изменилось после презентации?— Стороннему взгляду перемены могут быть и не заметны. Но зал постоянно развивается с технической точки зрения, чтобы в нём можно было принимать самые разные мероприятия: концерты, музыкально-хореографические постановки, образовательные и бизнес-события.
Что говорят зрители, музыканты?— Музыканты любят наш зал. И как его не любить? Он живой! У него великолепная акустика для камерных вокальных и инструментальных концертов. Когда же поёт хор, ощущение такое, как будто ты находишься в храме.
Зрители говорят «спасибо» за то, что вернули «Триумф» в культурное поле после того, как он закрылся в качестве кинотеатра, за то, что развиваем такой уникальный для нашего города концертный формат. За атмосферу.
Фото: Частная филармония «Триумф»Можно ли говорить о том, что уже сформировался некий костяк вашей зрительской аудитории?— Пока наша постоянная зрительская аудитория находится в стадии формирования. Каждое событие привлекает какой-то свой контингент. Мы еще недостаточно долго работаем, чтобы считать, что этот процесс завершился — это дело не одного и даже не двух сезонов. Думаю, что в этом нам помогут и образовательные проекты под эгидой Пермского театра оперы и балета, например, такие, как «Лаборатория современного зрителя», которая стартует в октябре.
В начале октября в «Триумфе» состоится концерт грузинского мужского хора. Откуда вы узнали о существовании этого доселе неизвестного пермской публике коллектива и почему решили их пригласить?— вы знаете, просто повезло! Через общих знакомых в музыкальной среде до нас дошла информация о первом в истории грузинского хора «
Басиани"концертном туре на Урал. Их пригласил Центр грузинской культуры в Екатеринбурге. Мы вышли на организаторов — так в концертном графике этого коллектива с мировым именем появилась Пермь!
Хор «Басиани», исполняющий как духовную, так и народную многоголосную музыку на грузинском языке, является официальным хором Грузинского Патриархата и участвует на богослужениях, проводимых патриархом. Само по себе этого говорит о высочайшем уровне исполнения, можно сказать, эталонном грузинском многоголосии. Многие солисты хора являются наследниками знаменитых певческих династий. Кроме того, музыканты проводят много времени, исследуя древние фонетические записи и партитуры, сотрудничают с всемирно известными этномузыковедами, добиваясь аутентичного звучания. За последние 10 лет они исколесили весь мир, сейчас готовятся к очередной поездке в Америку. Записали несколько альбомов для европейских компаний, в том числе антологию грузинских народных песен и традиционных песнопений на четырёх дисках.
Сходить на концерт хора «Басиани» в «Триумфе» стоит хотя бы уже потому, что такого в Перми никогда не было, и когда будет в следующий раз, неизвестно.
Вторая причина — это уникальный аудиовизуальный опыт, который получат зрители. Представьте, как эти невероятной красоты голоса будут звучать в дореволюционных, краснокирпичных стенах нашего зала! Я сама в предвкушении от концерта — и настоятельно советую всем любителям хоровой музыки, как и любителям Грузии — а их среди пермяков немало! — не пропустить это потрясающее событие.
Владимир Соколов
zvzda.ru