Такого аншлага Магнитогорск не видел давным-давно.
Телефон касс Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе и Магнитогорского концертного объединения разрывался от звонков, билеты распроданы за две недели — долгожданный дебют рояля Steinway & Sons, в который виртуозно вдохнул жизнь Денис Мацуев, прошёл на ура.
Парад звёзд
Напомним, речь о покупке для Магнитогорска нового рояля завёл Борис Дубровский на встрече с Денисом Мацуевым, регулярно приезжающим в Челябинск с фестивалем «Денис Мацуев представляет…»: губернатор спросил, почему пианист никак не доедет до Магнитогорска, всегда отличавшегося высоким культурным вкусом. Узнав, что музыкант с мировым именем связан контрактом, по которому имеет право играть лишь на высококлассных концертных инструментах, губернатор решил: значит, пришло время обзавестись таким и Магнитогорску. Да не каким-нибудь, а детищем лучшего в мире производителя.
Более того, Денис Мацуев лично выбирал рояль для нашего города. И вот через год Steinway & Sons прибыл в Магнитогорск. А вместе с ним — фестиваль «Денис Мацуев представляет…». С ним в Магнитку приехали Алёна Баева и Александр Бузлов. Одна из ярчайших мировых звёзд, скрипачка Алёна Магнитогорску уже знакома — она выступала здесь с концертами в рамках проекта «Променады в Магнитогорске». Александр Бузлов у нас впервые: яркий виолончелист, он, как и Алёна, — неоднократный лауреат международных конкурсов, играл со всеми великими оркестрами мира, работал с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Юрий Темирканов, Марк Горенштейн, Клаудио Ванделли и другими.
В преддверии юбилея Петра Ильича Чайковского на магнитогорском концерте решено играть произведения великого русского композитора. Главным «блюдом» заявлен, разумеется, Первый концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль минор.
Журналистам повезло: они стали свидетелями репетиции Дениса Мацуева с оркестром. Не секрет, что зал Дворца Орджоникидзе не предназначен для концертов классической музыки — акустика не та. Потому на репетиции буквально каждую минуту музыкант обращается к звукорежиссёру Магнитогорского концертного объединения Андрею Кулябе, который буквально на прошлой неделе прошёл успешную стажировку по «подзвучке симфонического оркестра» в Мариинском театре. Репетиция проходит легко — как потом признался Денис Мацуев, с Уральским филармоническим оркестром из Екатеринбурга под управлением народного артиста России Дмитрия Лисса они играют не впервые, потому на репетициях не нужно «зубрить технику» — достаточно пары прогонов сложных мест для воссоздания ауры, «химии» после расставания.
С итальянского корабля на уральский бал
Пресс-конференция, назначенная до начала концерта, задерживается: по просьбе Дениса Мацуева график репетиций и встречи с прессой смещён — музыкант, выдержав сложный ночной перелёт, попросил немного времени на отдых.
— Позавчера я играл с Валерием Гергиевым в Мадриде, вчера — в Милане, сегодня прилетел в Магнитогорск, — начинает пресс-конференцию Денис Мацуев. — Потому нахожусь, мягко говоря, в интересном состоянии. Сегодня проснулся в гостинице и даже не сразу понял, где я.
— Фестиваль «Денис Мацуев представляет…» проводят на Южном Урале четвёртый раз, но каждый год — на концертных площадках областной столицы, — говорит заместитель губернатора Челябинской области Вадим Евдокимов. — С появлением в Магнитогорске короля роялей и фестиваль приехал в ваш город. Есть в нём и ещё одно изменение — нерадостное. Три года подряд неизменным ведущим фестиваля был музыкальный подвижник и общественный деятель Святослав Бэлза, к сожалению, летом прошлого года он покинул этот мир… Но силами Дениса Мацуева и его коллег мы будем продолжать поиск юных дарований классической музыки и зажигать новые звёзды.
— Я давно хотел посетить ваш город, но не было рояля — и я не приезжал. Губернатор сдержал слово, и вот мы у вас, я очень рад. Потому что Челябинская область очень мощно представлена в нашем фонде «Новые имена», каждый год на Южный Урал приезжают профессоры столичных консерваторий, известные музыканты и педагоги, они проводят мастер-классы. Уверен, что Магнитогорск, имеющий свою консерваторию, должен подключиться к этим мероприятиям. И, судя по тому, что билеты на наш концерт были раскуплены, как мне сказали, ещё две недели назад, могу с уверенностью сказать, что городу нужна классическая музыка.
Не умею говорить «нет»
— Мой график работы расписан до две тысячи девятнадцатого года: ежегодно я даю около двухсот девятнадцати концертов, порядка трети из которых — в России, — отвечает на вопрос журналистов Денис Мацуев. — Почему так много? Потому что не умею говорить «нет»: если знаю, что меня ждут, хотят увидеть, услышать — еду и в Австралию, и в Нью-Йорк, и в Йоханнесбург. Но российские концерты, фестивали и другие проекты для меня, безусловно, в приоритете. Стараюсь охватывать концертами всю Россию, от Владивостока до Калининграда, причём приезжать не только в столицы регионов, но и в глубинку. И концерты в таких городках для меня имеют особое значение: не секрет, что в регионах люди живут… скажем, не так, как хотелось бы. И классическая музыка — как чистый глоток, соприкосновение с прекрасным, которое и заряжает, и отвлекает, и помогает забыться. Вот недавно давал концерт в маленьком городке Оренбургской области Бузулук — так публика там, поверьте, ничуть не менее образованная, чем в Карнеги-холле.
Журналисты не могли не спросить, мешает ли в работе пианиста, известного своим патриотизмом, политическая ситуация, сложившаяся, в частности, вокруг Украины. Особенно, учитывая, что в числе других деятелей культуры Денис Мацуев подписал письмо в поддержку политики Владимира Путина в отношении Украины и Крыма. Ответ музыканта был твёрдым:
— Нет, пока дела у меня идут хорошо. И вообще, музыка и политика не должны быть взаимосвязаны. Более того, именно музыка сейчас может стать ключевым миротворцем. К примеру, все вы знаете американского пианиста Вана Клиберна, ставшего первым победителем конкурса имени Чайковского в пятьдесят восьмом году — в самый разгар холодной войны. Как рассказывают очевидцы, он сразу понравился Никите Хрущёву, который, как известно, не очень разбирался в музыке. Но он спросил экспертов: «Как вам этот американец?» Те ответили: «Да можно сказать, что лучше всех». «Ну так и дайте первую премию ему», — был ответ Никиты Сергеевича. То решение принесло Советскому Союзу большую пользу и, кстати, сразу же подняло планку конкурса Чайковского: теперь все знали, что политика не влияет на выбор лучшего. Что касается меня, то, к сожалению, в связи с событиями на Украине пришлось приостановить фестиваль «Сбербанк- дебют», который я создал в Киеве. Но, уверен, в скором будущем мы возобновим его в полной мере.
«Браво, маэстро!»
Итак, чёрный лакированный красавец рояль под индивидуальным номером 598734 собирали 200 мастеров предприятия, основанного Генрихом Стейнвеем и пятерыми его сыновьями. Двенадцать тысяч деталей подгоняли тщательнейшим образом, чтобы волокно материалов «лежало» в одну сторону, придавая дополнительную бережность звукоизвлечению. Настроить рояль перед концертом в Магнитогорск приехал директор технической службы представительства Steinway & Sons в России Владимир Спесивцев — единственный в стране специалист, окончивший академию имени Теодора Стейнвея для концертных настройщиков.
— Каждый раз с волнением приезжаю на южноуральскую землю, поскольку родилась я в Челябинске, — говорит арт-директор российского представительства Steinway & Sons Ирина Баринова. — Каждый инструмент компании сделан с любовью, как произведение искусства. Рояли Генриха Стейнвея и сыновей оценили великие композиторы Брамс и Мендельсон, артистами компании в разное время были Лист и Россини, Рахманинов и Прокофьев, теперь их дело продолжает Денис Мацуев. От нашей компании с удовольствием вручаю сертификат на рояль исполняющему полномочия главы города Виталию Бахметьеву.
— У меня сейчас волнение такое, будто новый агрегат на комбинате запускаем, — под понимающий смех в зале говорит в совсем недавнем прошлом металлург Виталий Бахметьев. — Наш город славен металлом, но, как говорится, не трудом единым: должны быть в жизни искусство, классическая музыка. И очень показательно, что сегодня впервые в Магнитогорске на лучшем в мире рояле лучший в мире музыкант сыграет самое известное в мире произведение.
Правда, не удержавшись, Виталий Викторович первым нажал три клавиши и, покраснев от смущения, под аплодисменты покинул сцену.
О концерте, который прошёл великолепно, можно было бы говорить долго. Но зачем? Пусть оценки дают профессионалы. Мы обратились к пианистке Ольге Бычик — профессору Магнитогорской государственной консерватории, заслуженной артистке России:
— Пожалуй, это самое знаменательное событие для музыкальной жизни города на моём веку, хотя я застала ещё приезд в Магнитогорск Святослава Рихтера во время его тура по России. Но великий музыкант приезжал сюда со своим инструментом «Ямаха», который, как известно, «ездил» с ним по всему миру. Теперь в Магнитогорске появился свой инструмент экстракласса. Город действительно «оголодал» по классической музыке в качественном исполнении. Денис Мацуев, конечно, нас потряс — хотя, честно говоря, я сложно отношусь к этому исполнителю. Он феноменально техничен и очень тонко чувствует музыку, позволяя исполнять её не просто правильно — а так, как хочется именно ему. При этом, являясь безусловным виртуозом, он не упивается собой на сцене, а служит произведению, которое исполняет. Могу сказать только одно: браво!
Рояльные перспективы
После концерта и сорокаминутной автограф-сессии уставший, но счастливый Денис Мацуев отправился на ужин. Здесь он признался, что получил от концерта потрясающее впечатление, назвав магнитогорскую публику и атмосферу, установившуюся между исполнителем и зрителем, одной из лучших на его памяти. Сожалел, что не смог посмотреть Магнитогорск — лишь одним глазком взглянул на панораму комбината, открывающуюся у Дворца Орджоникидзе, а хотел бы посетить цехи легендарного предприятия и своими глазами увидеть, как плавится чугун и льётся сталь, а также побывать на прославленных горнолыжных курортах Магнитогорска — словом, желаний много. Сразу после ужина Денис Мацуев уехал в Челябинск, где на следующий день ему предстоял большой концерт с Уральским филармоническим оркестром на фестивале. Но он обещал приехать к нам в следующем году. Журналистам «ММ» удалось взять у Дениса Мацуева эксклюзивное интервью — читайте его в субботнем номере.
Что же касается рояля, то, по словам начальника управления культуры городской администрации Александра Логинова, сейчас составляют график использования уникального инструмента. Кстати, музыканты мира, узнав о появлении у нас Steinway & Sons, будут стремиться приехать в Магнитогорск. Так, уже известно, что 25 апреля в рамках традиционного Пасхального фестиваля в Магнитогорске даст концерт оркестр и хор Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. В июне к нам приедет Бранденбургский молодёжный джазовый оркестр (Германия), а в середине декабря — оркестр под управлением Владимира Спивакова. Не останутся в стороне от известного рояля и местные исполнители. Уже сейчас решается вопрос, что на Steinway & Sons летом сыграют детки — лучшие ученики музыкальных школ города. Словом, перспективы у инструмента большие. И ближайшая из них — изготовление специального короба и покупка климат-контроля, что позволит создать для инструмента наиболее благоприятный температурный и влажностный режим. Обойдётся это в 50 тысяч рублей, которые будут выделены в течение недели.
Рита ДавлетшинаФото: Евгений Рухмалев
magmetall.ru