Чайковский на «Стейнвее»

Добавлено 23 марта 2015 muzkarta

Магнитогорское концертное объединение, Валерий Гергиев (дирижер), Владимир Спиваков (скрипка, дирижер), Денис Мацуев (фортепиано), Александр Бузлов (виолончель), Юрий Башмет (альт, дирижер), Алёна Баева (скрипка)

Такого аншлага Магнитогорск не видел давным-давно.

Телефон касс Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе и Магнитогорского концертного объединения разрывался от звонков, билеты распроданы за две недели — долгожданный дебют рояля Steinway & Sons, в который виртуозно вдохнул жизнь Денис Мацуев, прошёл на ура.

Парад звёзд

Напомним, речь о покупке для Магнитогорска нового рояля завёл Борис Дубровский на встрече с Денисом Мацуевым, регулярно приезжающим в Челябинск с фестивалем «Денис Мацуев представляет…»: губернатор спросил, почему пианист никак не доедет до Магнитогорска, всегда отличавшегося высоким культурным вкусом. Узнав, что музыкант с мировым именем связан контрактом, по которому имеет право играть лишь на высококлассных концертных инструментах, губернатор решил: значит, пришло время обзавестись таким и Магнитогорску. Да не каким-нибудь, а детищем лучшего в мире производителя.

Более того, Денис Мацуев лично выбирал рояль для нашего города. И вот через год Steinway & Sons прибыл в Магнитогорск. А вместе с ним — фестиваль «Денис Мацуев представляет…». С ним в Магнитку приехали Алёна Баева и Александр Бузлов. Одна из ярчайших мировых звёзд, скрипачка Алёна Магнитогорску уже знакома — она выступала здесь с концертами в рамках проекта «Променады в Магнитогорске». Александр Бузлов у нас впервые: яркий виолончелист, он, как и Алёна, — неоднократный лауреат международных конкурсов, играл со всеми великими оркестрами мира, работал с такими дирижёрами, как Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Юрий Темирканов, Марк Горенштейн, Клаудио Ванделли и другими.

В преддверии юбилея Петра Ильича Чайковского на магнитогорском концерте решено играть произведения великого русского композитора. Главным «блюдом» заявлен, разумеется, Первый концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль минор.

Журналистам повезло: они стали свидетелями репетиции Дениса Мацуева с оркестром. Не секрет, что зал Дворца Орджоникидзе не предназначен для концертов классической музыки — акустика не та. Потому на репетиции буквально каждую минуту музыкант обращается к звукорежиссёру Магнитогорского концертного объединения Андрею Кулябе, который буквально на прошлой неделе прошёл успешную стажировку по «подзвучке симфонического оркестра» в Мариинском театре. Репетиция проходит легко — как потом признался Денис Мацуев, с Уральским филармоническим оркестром из Екатеринбурга под управлением народного артиста России Дмитрия Лисса они играют не впервые, потому на репетициях не нужно «зубрить технику» — достаточно пары прогонов сложных мест для воссоздания ауры, «химии» после расставания.

С итальянского корабля на уральский бал

Пресс-конференция, назначенная до начала концерта, задерживается: по просьбе Дениса Мацуева график репетиций и встречи с прессой смещён — музыкант, выдержав сложный ночной перелёт, попросил немного времени на отдых.

— Позавчера я играл с Валерием Гергиевым в Мадриде, вчера — в Милане, сегодня прилетел в Магнитогорск, — начинает пресс-конференцию Денис Мацуев. — Потому нахожусь, мягко говоря, в интересном состоянии. Сегодня проснулся в гостинице и даже не сразу понял, где я.

— Фестиваль «Денис Мацуев представляет…» проводят на Южном Урале четвёртый раз, но каждый год — на концертных площадках областной столицы, — говорит заместитель губернатора Челябинской области Вадим Евдокимов. — С появлением в Магнитогорске короля роялей и фестиваль приехал в ваш город. Есть в нём и ещё одно изменение — нерадостное. Три года подряд неизменным ведущим фестиваля был музыкальный подвижник и общественный деятель Святослав Бэлза, к сожалению, летом прошлого года он покинул этот мир… Но силами Дениса Мацуева и его коллег мы будем продолжать поиск юных дарований классической музыки и зажигать новые звёзды.

— Я давно хотел посетить ваш город, но не было рояля — и я не приезжал. Губернатор сдержал слово, и вот мы у вас, я очень рад. Потому что Челябинская область очень мощно представлена в нашем фонде «Новые имена», каждый год на Южный Урал приезжают профессоры столичных консерваторий, известные музыканты и педагоги, они проводят мастер-классы. Уверен, что Магнитогорск, имеющий свою консерваторию, должен подключиться к этим мероприятиям. И, судя по тому, что билеты на наш концерт были раскуплены, как мне сказали, ещё две недели назад, могу с уверенностью сказать, что городу нужна классическая музыка.

Не умею говорить «нет»

— Мой график работы расписан до две тысячи девятнадцатого года: ежегодно я даю около двухсот девятнадцати концертов, порядка трети из которых — в России, — отвечает на вопрос журналистов Денис Мацуев. — Почему так много? Потому что не умею говорить «нет»: если знаю, что меня ждут, хотят увидеть, услышать — еду и в Австралию, и в Нью-Йорк, и в Йоханнесбург. Но российские концерты, фестивали и другие проекты для меня, безусловно, в приоритете. Стараюсь охватывать концертами всю Россию, от Владивостока до Калининграда, причём приезжать не только в столицы регионов, но и в глубинку. И концерты в таких городках для меня имеют особое значение: не секрет, что в регионах люди живут… скажем, не так, как хотелось бы. И классическая музыка — как чистый глоток, соприкосновение с прекрасным, которое и заряжает, и отвлекает, и помогает забыться. Вот недавно давал концерт в маленьком городке Оренбургской области Бузулук — так публика там, поверьте, ничуть не менее образованная, чем в Карнеги-холле.

Журналисты не могли не спросить, мешает ли в работе пианиста, известного своим патриотизмом, политическая ситуация, сложившаяся, в частности, вокруг Украины. Особенно, учитывая, что в числе других деятелей культуры Денис Мацуев подписал письмо в поддержку политики Владимира Путина в отношении Украины и Крыма. Ответ музыканта был твёрдым:

— Нет, пока дела у меня идут хорошо. И вообще, музыка и политика не должны быть взаимосвязаны. Более того, именно музыка сейчас может стать ключевым миротворцем. К примеру, все вы знаете американского пианиста Вана Клиберна, ставшего первым победителем конкурса имени Чайковского в пятьдесят восьмом году — в самый разгар холодной войны. Как рассказывают очевидцы, он сразу понравился Никите Хрущёву, который, как известно, не очень разбирался в музыке. Но он спросил экспертов: «Как вам этот американец?» Те ответили: «Да можно сказать, что лучше всех». «Ну так и дайте первую премию ему», — был ответ Никиты Сергеевича. То решение принесло Советскому Союзу большую пользу и, кстати, сразу же подняло планку конкурса Чайковского: теперь все знали, что политика не влияет на выбор лучшего. Что касается меня, то, к сожалению, в связи с событиями на Украине пришлось приостановить фестиваль «Сбербанк- дебют», который я создал в Киеве. Но, уверен, в скором будущем мы возобновим его в полной мере.

«Браво, маэстро!»

Итак, чёрный лакированный красавец рояль под индивидуальным номером 598734 собирали 200 мастеров предприятия, основанного Генрихом Стейнвеем и пятерыми его сыновьями. Двенадцать тысяч деталей подгоняли тщательнейшим образом, чтобы волокно материалов «лежало» в одну сторону, придавая дополнительную бережность звукоизвлечению. Настроить рояль перед концертом в Магнитогорск приехал директор технической службы представительства Steinway & Sons в России Владимир Спесивцев — единственный в стране специалист, окончивший академию имени Теодора Стейнвея для концертных настройщиков.

— Каждый раз с волнением приезжаю на южноуральскую землю, поскольку родилась я в Челябинске, — говорит арт-директор российского представительства Steinway & Sons Ирина Баринова. — Каждый инструмент компании сделан с любовью, как произведение искусства. Рояли Генриха Стейнвея и сыновей оценили великие композиторы Брамс и Мендельсон, артистами компании в разное время были Лист и Россини, Рахманинов и Прокофьев, теперь их дело продолжает Денис Мацуев. От нашей компании с удовольствием вручаю сертификат на рояль исполняющему полномочия главы города Виталию Бахметьеву.

— У меня сейчас волнение такое, будто новый агрегат на комбинате запускаем, — под понимающий смех в зале говорит в совсем недавнем прошлом металлург Виталий Бахметьев. — Наш город славен металлом, но, как говорится, не трудом единым: должны быть в жизни искусство, классическая музыка. И очень показательно, что сегодня впервые в Магнитогорске на лучшем в мире рояле лучший в мире музыкант сыграет самое известное в мире произведение.

Правда, не удержавшись, Виталий Викторович первым нажал три клавиши и, покраснев от смущения, под аплодисменты покинул сцену.

О концерте, который прошёл великолепно, можно было бы говорить долго. Но зачем? Пусть оценки дают профессионалы. Мы обратились к пианистке Ольге Бычик — профессору Магнитогорской государственной консерватории, заслуженной артистке России:

— Пожалуй, это самое знаменательное событие для музыкальной жизни города на моём веку, хотя я застала ещё приезд в Магнитогорск Святослава Рихтера во время его тура по России. Но великий музыкант приезжал сюда со своим инструментом «Ямаха», который, как известно, «ездил» с ним по всему миру. Теперь в Магнитогорске появился свой инструмент экстракласса. Город действительно «оголодал» по классической музыке в качественном исполнении. Денис Мацуев, конечно, нас потряс — хотя, честно говоря, я сложно отношусь к этому исполнителю. Он феноменально техничен и очень тонко чувствует музыку, позволяя исполнять её не просто правильно — а так, как хочется именно ему. При этом, являясь безусловным виртуозом, он не упивается собой на сцене, а служит произведению, которое исполняет. Могу сказать только одно: браво!

Рояльные перспективы

После концерта и сорокаминутной автограф-сессии уставший, но счастливый Денис Мацуев отправился на ужин. Здесь он признался, что получил от концерта потрясающее впечатление, назвав магнитогорскую публику и атмосферу, установившуюся между исполнителем и зрителем, одной из лучших на его памяти. Сожалел, что не смог посмотреть Магнитогорск — лишь одним глазком взглянул на панораму комбината, открывающуюся у Дворца Орджоникидзе, а хотел бы посетить цехи легендарного предприятия и своими глазами увидеть, как плавится чугун и льётся сталь, а также побывать на прославленных горнолыжных курортах Магнитогорска — словом, желаний много. Сразу после ужина Денис Мацуев уехал в Челябинск, где на следующий день ему предстоял большой концерт с Уральским филармоническим оркестром на фестивале. Но он обещал приехать к нам в следующем году. Журналистам «ММ» удалось взять у Дениса Мацуева эксклюзивное интервью — читайте его в субботнем номере.

Что же касается рояля, то, по словам начальника управления культуры городской администрации Александра Логинова, сейчас составляют график использования уникального инструмента. Кстати, музыканты мира, узнав о появлении у нас Steinway & Sons, будут стремиться приехать в Магнитогорск. Так, уже известно, что 25 апреля в рамках традиционного Пасхального фестиваля в Магнитогорске даст концерт оркестр и хор Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева. В июне к нам приедет Бранденбургский молодёжный джазовый оркестр (Германия), а в середине декабря — оркестр под управлением Владимира Спивакова. Не останутся в стороне от известного рояля и местные исполнители. Уже сейчас решается вопрос, что на Steinway & Sons летом сыграют детки — лучшие ученики музыкальных школ города. Словом, перспективы у инструмента большие. И ближайшая из них — изготовление специального короба и покупка климат-контроля, что позволит создать для инструмента наиболее благоприятный температурный и влажностный режим. Обойдётся это в 50 тысяч рублей, которые будут выделены в течение недели.

Рита Давлетшина
Фото: Евгений Рухмалев
magmetall.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору