Второй концерт симфонического абонемента Белгородской государственной филармонии «Виват, маэстро!» состоялся в Большом зале 2 декабря. Программа, составленная из трёх крупных произведений русских композиторов рубежа 19–20 вв., прозвучала под управлением заслуженного деятеля искусств России Александра Полищука (Санкт-Петербург) и петербургской контрабасистки лауреата международного конкурса Марии Шило.Такие стилистически-однородные программы — симфоническая фантазия «Утёс» (1893) С. Рахманинова, Концерт для контрабаса с оркестром (1902) С. Кусевицкого и 6-я симфония (1893) П. И. Чайковского — пока достаточная редкость на подмостках Большого зала филармонии.
Публика, как всегда с энтузиазмом приветствовавшая артистов после каждого «серьёзного» концерта, в значительной степени была обязана своими глубокими духовными переживаниями выдающимся гастролёрам — Александру Полищуку и Марии Шило.
Первое знакомство белгородской филармонической публики с Александром Полищуком войдёт, надо полагать, в число тех, которые обязательно будут иметь продолжение.
Заслуженный деятель искусств РФ, дирижёр с мировым именем (он дирижировал оперными спектаклями в английском «Ковент-Гардене», вторым в мире после нью-йоркской «Метрополитен» оперным театром), дирижёр, который находится в поре цветущей зрелости, Александр Полищук ведёт активную концертно-гастрольную и педагогическую деятельность в своей стране и за её пределами.
Уроженец Киева, он окончил Киевскую консерваторию, став затем одним из лучших учеников выдающегося педагога-дирижёра Ильи Александровича Мусина в Ленинградской консерватории. Ещё будучи учеником Мусина, он стал лауреатом Всесоюзного конкурса дирижёров в 1989 г. Его дирижёрская деятельность как симфонического, камерного и оперного дирижёра в СССР и России, странах Европы и Юго-Восточной Азии поражает своей интенсивностью.
Участник многочисленных международных фестивалей А. Полищук сочетает концертные выступления с педагогической работой. В Белгороде, например, его сопровождал, ассистируя ему во время репетиций, один из его зарубежных учеников — молодой дирижёр из Японии.
Приведём отзыв из французской газеты после выступления на фестивале, где о русском дирижёре написано в возвышенно-восторженном, почти влюблённом тоне: «Изящный силуэт Александра Полищука, дирижёра с фигурой танцора, одними лишь жестами руки-то суживающейся, то удлиняющейся, то успокаивающей, то возбуждающей — создаёт образы малые и огромные, скрытые и очевидные. Его дирижёрская палочка подобна острому мечу, которая, рассекая воздух, служит уникальному соединению дирижёра с оркестром».
Ясность и спокойная точность дирижёрского прочтения А. Полищуком русских симфонических шедевров создавало на концерте 2 декабря объёмную и богатую панораму отечественного симфонизма на переломе столетий.
Особое место в этой программе занимало «новое» имя Сергея Кусевицкого. В возрождении композиторского наследия и в раскрытии истинно огромного масштаба личности одного из самых великих музыкантов русской эмиграции ХХ века Сергея Александровича Кусевицкого (1874–1951) трудно переоценить роль семьи музыканта-контрабасиста из Санкт-Петербурга Александра Шило.
Уроженец Белгорода, А. Шило закончил Ленинградскую консерваторию по классу контрабаса, и став артистом Заслуженного коллектива республики симфонического академического оркестра Ленинградской филармонии посвятил себя пропаганде творчества С. Кусевицкого. Он организовал в Санкт-Петербурге Международный конкурс им. С. Кусевицкого и Международный фестиваль «Планета контрабаса».
Лирико-драматический концерт для контрабаса с оркестром С. Кусевицкого, который исполнила с оркестром БГФ дочь Александра Шило, Мария, лауреат 3-го Международного конкурса контрабасистов в Санкт-Петербурге, теперь входит в обязательную программу конкурса.
Кроме конкурса и фестиваля Александр Шило организовал в Петербургской консерватории, где преподаёт, секстет контрабасистов (где он и его дочь Мария — постоянные участники, а остальные — студенты консерватории). Также усилиями А. Шило в Санкт-Петербурге образована Академия контрабаса им. С. Кусевицкого, возрождая истинный масштаб личности одного из самых значительных русских музыкантов ХХ века.
Сергея Кусевицкого современники признавали непревзойдённым виртуозом контрабаса: Кусевицкий заново раскрыл его возможности как оркестрового, ансамблевого и сольного инструмента. В этом убедилась и белгородская публика, слушая не только виртуозно-певучий концерт, но и на «бис» — пьесу Ж. Массне «Размышление» для контрабаса и арфы (партия арфы — Инна Макаренко).
Эти три великих музыканта, три великих имени при жизни были тесно связаны. Чайковский был знаком с Рахманиновым, на которого оказал большое влияние, а Рахманинов и Кусевицкий сотрудничали при жизни, начиная с организации в 1909 г. Русского музыкального издательства.
Объединённые временем, в котором все они жили и творили, каждый из них своим творчеством говорил с современниками о важных, порой мировоззренческих проблемах жизни. О них задумываются, к ним приобщаются всё новые и новые поколения слушателей.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото А. Черев)