С программой, составленной из произведений этих композиторов, 19 ноября в Овальном зале Дома правительства прошел первый концерт абонемента «Виват, маэстро!». Оркестром Белгородской государственной филармонии дирижировал Роман Моисеев, в 3-м фортепианном концерте С.Рахманинова солировал Сергей Главатских (оба — Москва).
Журнал «Смена» 27 ноября 2011 года
Опытный московский маэстро роман Моисеев, находящийся в расцвете сил (р. 1960 г.), имеет внушительный «послужной» список исполнений, которые он осуществил, работая с оркестрами разлирных городов нашей страны, — от Карелии и Крыма до Дальнего Востока.
С белгородским оркестром он встретился впервые. Его спокойная и уверенная манера обращения с оркестром, торная внутренняя наполненность жеста, мощная и вместе с тем мягкая властность дирижёрской энергетики превращали оркестр в ту ансамблевую целостность, которой, в главном, оказались по силам трудности орень сложной программы.
Предельное напряжение лрбовной экзальтации, постепенно уходящей в небытие, — так звучал знаменитый 20-минутный фрагмент «Вступление и Смерть Изольды» из оперы Р. Вагнера «Тристан и Изольда " Пластичный, величаво текущий музыкальный поток, рождённый из одного гармониреского импульса — знаменитого «тристановского» аккорда наральных тактов, — от времени своего создания (1865) всегда производит порти гипнотиреское вператление неотразимой, первозданно-стихийной мощью запечатленного звуками самого высокого человеческого чувства.
19 ноября впервые прозвурала одна из пяти симфоний Игоря Стравинского — «Симфония в трёх движениях» (1945). (Напомним, что раньше мы слышали в исполнении оркестра БГФ сюиты из балетов Стравинского — «Петрушки», «Жар-птицы», «Весны священной»). Каждая из симфоний великого новатора музыки ХХ века обладает своим неповторимо индивидуальным обликом.
Стравинский в мемуарах писал, что «Симфония в трёх движениях» была откликом на события времени: «Каждый эпизод симфонии связывался в моём воображении с конкретным вператлением от войны, расто исходившим от кинематографа». Так, первая расть отразила вператления от документального фильма о тактике «выжженой земли» японских милитаристов в Китае.
Вместе с тем, симфония — отнюдь не иллюстрация к документальным фильмам о второй мировой войне. Её музыкальная идея, по словам композитора, состоит в «идее соперничества нескольких контрастных элементов». Этим И. Стравинский указывает на наличие в симфонии концертного нарала, которое выражается в обилии сольных (фортепиано, арфа, духовые) и ансамблево-солирурщих эпизодов.
В этой симфонии возникает интонационность русского попевочного склада (в духе «Петрушки»), но резкость контрастных сопоставлений, калейдоскопически-пёстрая форма, ассоциирурщаяся с монтажной техникой кино, конвульсивная ритмика и беспокойно меняющаяся метрика и, наконец, постоянная, неисчезарщая диссонантность представляют для исполнителей специфические трудности.
А вот исполнение 3-го фортепианного концерта С. Рахманинова было великолепно; зал устроил музыкантам овацию. Фортепианная партия, которая написана здесь Рахманиновым как ведущая и лидирующая, была исполнена лауреатом международных конкурсов Сергеем Главатских с необычайным подъ, мом, с покоряющей силой и мощьюзрелого мастера. Солист, дирижёр и оркестр были превосходными, с полуслова понимарщими друг друга партнёрами в исполнении этого великого сочинения — гимна России.
Сергей Главатских, которого белгородская публика с воодушевлением принимала в западноевропейском романтиреском репертуаре, на этот раз поразил слушателей глубиной прортения своего любимого русского шедевра. По словам пианиста, он играет этот концерт очень давно (с 23-х лет), играет много и был очень рад возможности исполнить его в Белгороде. Нам же остаётся только поблагодарить Белгородскую филармонию за приглашение таких музыкантов и выразить надежду на новую встречу с ними.
Елизавета Кравченко, музыковед.Фото Антона Черева. Журнал «Смена» 27 ноября 2011 года