На выставке в Музее музыки и фольклора представлены клавиры и концертные платья Галины Кривошапко.
На открытии, состоявшемся в день рождения знаменитой подвижницы музыкального искусства, Аиза Решетникова, директор музея, собрала небольшую, но достойную группу людей, которым посчастливилось дружить и работать с ней. Это композитор Кирилл Герасимов, ректор Высшей школы музыки Вера Никифорова, музыкант и журналист Владимир Индигирский, члены семьи юбиляра Галина и Ольга Тюнгюрядовы и другие.
— Экспозиция знаменательна тем, что это первая и единственная выставка подлинных вещей и фотографий легендарной Галины Кривошапко, — сказала Аиза Петровна. — Когда музей только родился, она пожертвовала ему уникальные нотные клавиры. И эти ноты здесь. Семья дала для показа ее концертные платья, эбонитовую дирижерскую палочку, личные украшения, рабочие дневники, документы.
Начинала она дирижировать в далеком 1957 году. В том коллективе было около 50 музыкантов разного уровня образования, а это все равно, что играть на фортепиано без половины клавиатуры. Требовались сильная воля и мастерство, чтобы работать в таких условиях. Большую моральную поддержку ей оказал любимый муж Захар Тимофеевич Тюнгюрядов, который был директором Республиканской библиотеки. И именно благодаря его научной помощи и состоялась ее книга «Музыкальная культура якутского народа», вышедшая в 1982 году.
Кирилл Герасимов, принявший в 1983 году оркестр народных инструментов после Николая Кисленко, а в 1991 году ставший преемником Галины Кривошапко в оркестре радио и телевидения, был благословлен ею.
— Начиная дирижировать, я не очень хорошо представлял себе кухню оркестра, — вспомнил он. — Оказалось, надо всю работу вести планово и поэтапно. И этому искусству научила меня она. У нее была большая нотная библиотека. И все клавиры она покупала сама. Дирижеры-гастролеры так не делают, они обычно приезжают только брать. А она щедро отдавала. Если я дирижировал вещи, ноты которых у нее были, она от всей души их дарила мне. Она защищала местных композиторов, на любом уровне требовала, чтобы якутская музыка звучала в эфире. Была легка на подъем, на нее можно было рассчитывать. Если программа концерта провисала, она тут же могла встать за пульт.
Это был добрейший человек. Желая помочь мне, даже ходатайствовала о выделении мне квартиры. И к ее слову прислушались! Мы до сих пор живем в той квартире. Я всем сердцем благодарен ей за это.
Вера Никифорова поделилась, как в детстве ей пришлось играть концерт для фортепиано с оркестром вместе с Кривошапко, и пообещала пополнить коллекцию музея памятной фотографией с того события.
— Она была титаном с множеством ипостасей. Нам очень повезло с ней. Все, что республика теперь имеет в музыке, заложено ею. Есть филармония, носящая ее имя, появилась концертная деятельность! А ведь когда-то все случалось по мановению ее палочки.
Галина Михайловна очень внимательно относилась к молодым. Узнав, что я начала исследовать фольклор, обрадовалась и всячески поощряла меня. А Высшей школе музыки от нее достались библиотека и фонотека, и мы этим безмерно гордимся.
Владимир Индигирский рассказал, что с Кривошапко он познакомился в музыкальной редакции НВК «Саха», куда он пришел в качестве заведующего. Но Галина Михайловна приняла его по-доброму.
— Она называла меня «начальником» или «барином», — поведал он. — Если нужно было серьезно поработать, обращалась ко мне первым словом, а второе шутливое прозвище предназначалось для душевного общения. Она была высоким профессионалом, и в деле у нее все происходило очень методично, как по нотам. Мне пришлось курировать оркестр и хор, готовить им планы, без ее помощи я бы не обошелся.
Ольга и Галина Тюнгюрядовы поделились воспоминаниями о любимой бабушке Гале. В обыденной жизни Кривошапко была любящей и заботливой. Для внучек она покупала наряды по своему вкусу и участвовала в их воспитании. Вкус у нее был отменный, и в Якутске ее по праву считали законодательницей в области моды.
Аита ШАПОШНИКОВАwww.gazetayakutia.ru