Чувства, обостренные до предела

Добавлено 14 апреля 2015 muzkarta

Олег Бугаев (виолончель), Забайкальская филармония

11 апреля сороковой Международный фестиваль искусств «Цветущий багульник» украсил прекрасный инструментальный концерт. На сцене Большого концертного зала Забайкальской краевой филармонии выступили виолончелист Олег Бугаев и пианистка Эльмира Джафарова. Концерт прошел при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

И Олег и Эльмира родом из Екатеринбурга. Оба окончили специальную музыкальную школу 10-летку при Уральской консерватории. Далее пути музыкантов разошлись: Эльмира училась в родной консерватории, а Олег уехал в Москву, где попал в класс знаменитого виолончелиста Александра Князева, а в аспирантуре — в класс народной артистки России Натальи Шаховской. Для дальнейшего совершенствования игры на фортепиано в Москву приехала и Эльмира. В столице она занималась у таких мэтров фортепианного искусства, как Виктор Мержанов, Владимир Тропп, Алексей Скавронский, Оксана Яблонская.

В мировой прессе Олега Бугаева называют одним из самых ярких и востребованных виолончелистов своего поколения, который в совершенстве владеет инструментом. Вот как пишет об Олеге Бугаеве немецкий профессор, доктор искусствоведения Хайнц фон Лёш: «Виртуоз с блестящим звуком и совершенной техникой и в то же время — тончайший камерный музыкант, восхищающий проникновенным тоном и „говорящей“ артикуляцией». И с этим мнением нельзя не согласиться. На читинском концерте Олег Бугаев продемонстрировал богатые технические и выразительные возможности инструмента, исполнив произведения авторов разных композиторских школ и эпох. Виолончель, на которой играет Олег Бугаев, по-своему уникальна. Она была создана в первой половине 19 века французским мастером Оноре Дезаре. С этой виолончелью Олег завоевал специальный приз за лучшее исполнение произведения современного автора на XIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

Концерт открыла Сицилиана И. С. Баха из Сонаты до минор для скрипки и клавира в переложении для виолончели. По своему интонационному строю и образному содержанию Сицилиана напоминает проникновенную арию альта «Erbarme dich» из оратории «Страсти по Матфею». Мелодия в ней словно парит над мягким арпеджированным аккомпанементом, и здесь музыканты добились сбалансированного звучания фортепиано и виолончели. Возвышенная музыка немецкого гения в виолончельном варианте обрела большую чувственность и человечность. Внимание к каждой интонации, тонким динамическим нюансам помогали музыке «дышать». Однако это детализация не мешала воспринимать всю мелодию целиком.

Контрастом серьезному Баху прозвучала светлая шубертовская Соната ре мажор. И вновь дуэт продемонстрировал полное взаимопонимание, слаженность игры.

В бетховенских вариациях на тему Моцарта из оперы «Волшебная флейта» разнообразные приемы работы с темой требуют от исполнителя гибкости и чуткости в передаче всех преобразований темы. И здесь музыканты добились ярких контрастов между вариациями. Вновь Олег Бугаев тонко работает с динамикой и оттенками, показывает поразительное умение исполнять кантилену.

Совсем другое звучание виолончели зрители услышали в интерпретации музыки другого композитора-романтика. В Трёх фантастических пьесах Роберта Шумана Олег Бугаев выразил всю богатую палитру настроений и состояний: таинственность, взволнованность, смятение, порывистость и шквал эмоций.

Во втором отделении концерта музыканты исполнили рахманиновские «Восточный танец» и «Вокализ» в переложении для виолончели и фортепиано, неистовое, полное драматизма Скерцо из скрипичной сонаты немецкого композитора Йоганнеса Брамса, страстное «Gran tango» Астора Пьяццоллы. Все свое мастерство виртуоза Олег Бугаев продемонстрировал в «Цыганских напевах» испанского скрипача и композитора Пабло де Сарасате. В переложении для виолончели это произведение звучит крайне редко из-за его технической сложности, поэтому у читинцев была эксклюзивная возможность услышать «Цыганские напевы» в живом исполнении.

Концерт прошел словно на одном дыхании. На два часа слушатели вместе с Олегом Бугаевым и Эльмирой Джафаровой погрузились в мир эмоций и переживаний, где не важны слова. Всех сидящих в зале объединяла только музыка.

Пресс-служба Забайкальской филармонии: www.zab-cultura.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору