7 ноября в Большом зале Саратовской консерватории прошел второй концерт фестиваля «Молодежь XXI века», в котором принимают участие молодые музыканты – как начинающие, так и завоевавшие определенную популярность и известность и уже имеющие «своего» зрителя. В фестивальных концертах этого года выступят молодые солисты «нетрадиционных» профессий, в отличие от прошлогодних фестивалей, показывавших саратовцам в основном пианистов и струнников. На этот раз филармония представила слушателям «Моцарта» от аккордеона Никиту Власова и его ансамбль «Con Forza».
Несмотря на молодость, Никита Власов уже «засветился» как приглашенный солист в ансамбле Спивакова, с которым как-то за год гастролей сыграл более ста концертов, выступал перед всеми президентами страны и создал свой ансамбль. Правда, к такой популярности сам музыкант относится более чем спокойно, считая, что главное все же творчество и музыка, а не высокопоставленные зрители.
Пожалуй, многочисленные победы на всех мыслимых и немыслимых конкурсах и фестивалях, а также зарубежные гастроли и самые престижные залы не развили у него «звездной болезни». Скорее – наоборот: перед нами предстал весьма требовательный к себе и другим профи.
Первое, о чем упомянул в разговоре с журналистами Никита, так это о сложном зале, а вернее, об акустических сложностях, с которыми столкнулся его коллектив. Мечта Никиты сыграть в Саратовском филармоническом зале, возможно, когда-нибудь осуществится… А пока приходится довольствоваться тем, что мы имеем.
Некий новый жанр, созданный ансамблем, по словам Власова, действительно был ни на что не похож. Музыкальную композицию «Баллада о весне», скорее, можно назвать собранием цитат, посвященных этому времени года разными композиторами. Более восемнадцати таких цитат от Вивальди и Чайковского до Стравинского и Шнитке. «Баллада о весне» – первое произведение цикла о временах года, которое коллектив ансамбля планирует создать в перспективе. «Народные» цитаты в сочетании с классическими не выглядят чужеродными, хотя темпоритм меняется часто и быстро. Добавим к этому «звуки природы», виртуозно передаваемые не только музыкальными инструментами, но и вокалом Валентины Амосовой (сопрано), и получим представление о весне, в которой есть все: таяние снега, первые грозы, трели соловья. Весне не только как времени года, но и начале жизни; не случайно в композицию включены цитаты из «Сотворения мира».
В составе Ансамбля солистов «Con Forza», помимо вокалистки Валентины Амосовой, – скрипка (Александр Миндиашвили), контрабас (Юрий Барсуков), классическая гитара (Станислав Нестеров), что, согласитесь, не так часто увидишь, ударные, перкуссия (Алексей Поспелов) и аккордеон (Никита Власов).
Создание «Con Forza» – своего рода осуществление мечты его руководителя – Никиты Власова. И дело не в обычном желании играть в ансамбле или иметь свой коллектив, а скорее, в том, чтобы попытаться создать нечто новое в музыке. Творческий коллектив, собиравшийся и музицировавший вначале «для себя», из разряда хобби постепенно вырос в ансамбль, создающий новую музыку. Действительно, есть классика, джаз, а вот полистилистки жанров, с которой работает коллектив, пока еще мы не видели. Аранжировку «Весны», по словам Никиты Власова, коллектив делал полтора года, перепробовав около шести вариантов. Если не смотреть на сцену, то весьма сложно определить, какие инструменты задействованы; временами кажется, что перед нами какой-то новый доселе неизвестный инструмент.
Саратов – первый город в гастрольном графике ансамбля, но не стоит думать, что все «сливки» достанутся только нам. Ансамбль не настраивает свои силы на определенное количество городов, а скорее, на каждый концерт в отдельности, что, собственно, и было видно невооруженным глазом.
О том, что саратовская публика весьма требовательна к исполнителям, молодой музыкант не сомневается, и у Грачева, и у Арона он, можно сказать, учился, слушая их мастер-классы. «Порой даже страшно приезжать в Саратов, поскольку здесь такие «орлы», – не скрывает Никита.
Первое отделение, по словам Власова, некая ретроспектива военных действий, происходивших за всю историю. Открывает программу Концертная фантазия А. Холминова, единственное достаточно серьезное произведение, которое он рискнул исполнить в своих сольных концертах. Что ж, риск оказался оправданным. Обнаружить, что один аккордеон может заменить целый оркестр, было весьма необычно.
По словам одного из слушателей, создавалось такое впечатление, что во время своих сольных выступлений, как только аккордеонист брал первые ноты, он переставал «быть с нами», и если не видеть инструмент, то распознать аккордеон довольно сложно.
Вторым своеобразным «открытием» стал «Opale Concerto» («Опаловый концерт») в 3-х частях Ришара Гальяно, посвященный памяти жертв 11 сентября. Ришар Гальяно, друг и ученик Астора Пьяццоллы, создатель нового направления «new musette», в котором слышны отголоски свинга, танго, традиционного французского шансона, афро-американские влияния Чарли Паркера и Джона Колтрейна, отзвуки концепций Дебюсси и Равеля. Гальяно по праву можно назвать новым « французским» Пьяццоллой, если, конечно, под словом «французский» понимать не географию, а нацию с ее традициями и новациями.
Вся классика, посвященная тем или иным как радостным, таки трагическим событиям, воспринимается как момент давно ушедшей истории, а события катастрофы 11 сентября оказались не так уж далеки; во всяком случае, мы были их пусть не очевидцами, но все же свидетелями. Потому, вероятно, «Опаловый концерт» и воспринимался по иному: перед глазами как будто вставали кадры из новостей тех дней, и от этого ощущения и переживания становились гораздо острее.
Лана СОКОЛОВА (Народно-либеральная газета «Богатей»)