Даниэль Зарецкий: Ваш зал стал площадкой для творческих экспериментов Халиуллина

Добавлено 18 декабря 2015 Тимур Халиуллин

Даниэль Зарецкий (орган), Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Органный зал Белгородской филармонии, Наталья Гирявенко, Белгородская филармония

Всего на один день в Белгород приезжал заслуженный артист России Даниэль Зарецкий, профессор кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова.

Традиционно 15 декабря, в День рождения органа, в Белгородской государственной филармонии звучал его концерт. О том, что происходит сегодня с органной культурой нашей страны и какое место занимает в этих процессах Белгород, с одним из самых авторитетных органистов России и мира побеседовала обозреватель «БелПрессы»/«Белгородских известий» Катерина Шаронова.
— Даниэль Феликсович, какое время переживает современное органное исполнительство в России?
— После провала в конце 1990-х и с середины «нулевых» российская органная школа в состоянии второго расцвета. Открытие новых органных залов и строительство органов — дело очень сложное и дорогостоящее. Но процесс идёт: в стране устанавливают новые, причём по-настоящему высококлассные инструменты. Они обретают место не где придётся, а в созданных специально для них залах. Белгород — хороший тому пример. Молодое поколение органистов последние годы радует своими успехами на престижных международных конкурсах, российских и западных. И те из них, кто в силу тех или иных причин решил работать на западе, очень востребованы. В 1990-х картина была иной: музыканты уезжали от безысходности, и очень мало у кого из них там сложилась карьера.
— Любопытно, в эпоху глобализации стираются ли границы между спецификой санкт-петербургской и московской органных школ?
— Существовавшее разделение в наш век обмена информацией любого рода — и книги, и записи, и доступ к инструментам… — практически нивелировано. И это не только российская действительность. То же самое и в Германии. Если раньше существовали совершенно независимые друг от друга школы (в Гамбурге, Штутгарте, Любеке…), то сейчас грань размыта. Более того, даже между французской и немецкой школами сейчас уже нет такого большого различия. Наоборот хорошим тоном считается ситуация, когда, проучившись у нас пять лет, органисты, к примеру, едут к мастерам в Германию, потом в Швейцарию…. Они набираются опыта, знакомятся со многими взглядами, играют на разных инструментах.
— А что сегодня происходит в мире сочинительства для органа?
— Есть плодотворные подвижки. Скажем, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского теперь ежегодно проводит конкурс молодых композиторов на лучшее произведение для органа. И очень много поступает туда заявок. В Петербурге в рамках Международного конкурса органистов имени И. А. Браудо тоже объявляют конкурс на лучшую органную пьесу для. И тоже мы получаем достаточно интересных произведений. Проблему я вижу в том, что не всегда наши композиторы знают, как писать для органа. Успешны те, кто счастливо сочетает в себе органиста и композитора. Назову имена Дмитрия Дианова (Москва) и Ивана Татаринова (Санкт-Петербург). Если наших исполнителей привлекает возможность что-то написать для своего инструмента, если у них есть способности к этому — тогда появляются очень яркие сочинения.
— Как бы вы определили место феномена «Белгородский орган» в современной органной культуре России?
— Благодаря Тимуру белгородский Органный зал, то, что в нём происходит — не только полноправный, но даже инновационный участник общероссийского процесса. Ваш зал стал площадкой для творческих экспериментов Халиуллина, в том числе для его импровизаций и собственных сочинений. Скажем, Токкату для органной педали соло считаю шедевром органного мастерства — и композиторского, и исполнительского. То, что у него выходит, хотят слышать не только в Белгороде, но и других городах нашей страны и за её пределами. Белгородский солист даёт творческие импульсы многим другим нашим органистам.

Катерина Шаронова

http://www.belpressa.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору