Нежный возраст белгородского короля

Вот уже четвёртый год подряд декабрь дарит поклонникам органной музыки предощущения скорого праздника. День рождение органа — так условно называют его. Он напоминает нам об особом событии в белгородской музыкальной истории — 15 и 16 декабря 2011-го в нашем городе прозвучали первые органные концерты.
С того времени повелась традиция — чествовать короля всех инструментов два дня: в первый вечер главный герой торжества — заслуженный артист России Даниэль Зарецкий, признанный в России и за рубежом мастер органного исполнительства, во многом благодаря которому органное искусство открылось белгородцам. Во второй — лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин.

Одна история — три взглядаШёл 2011-й, когда многолетняя мечта Ивана Трунова (худрук белгородской филармонии до 2013-го, ныне — референт губернатора по культуре) об органном зале для белгородцев стала обретать реальные очертания. Он уже определился с фирмой — строителем органа, немецкой «Ойле», и пребывал в поисках органиста, который бы его оживил. Иван Григорьевич обратился в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского. Но, увы, безуспешно.
Иван Трунов: Между тем я обнаружил, что инструмент «Ойле» установлен в Малом зале им. А. К. Глазунова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. И вышел на вуз и профессора его кафедры органа и клавесина Даниэля Зарецкого. Зарецкий помогал в оформлении документов, разработал диспозицию органа (выбрал регистры, тембры, краски), принимал инструмент у фирмы в Германии и Белгороде. Но главное — от него я узнал, что есть такой прекрасный органист Тимур Халиуллин. А встретившись с молодым музыкантом впервые, сразу понял — этот тот, кого я так долго искал.
Даниэль Зарецкий: Мы смогли полноценно проконсультировать Белгородскую филармонию. И результат вы можете оценить сами: белгородский орган — высококлассный инструмент, универсальный. Фирма «Ойле» так составила диспозицию органа, что при средних размерах он обладает большими звуковыми возможностями — на нём можно исполнить произведения самых разных эпох, стилей и жанров. А что касается причины, по которой мой выбор пал на Тимура, то на тот момент он уже очень ярко себя проявил. Окончил консерваторию и завершал обучение в магистратуре Санкт-Петербургского госуниверситета. До органа он занимался фортепиано, затем параллельно с органом клавесином, а в университете ещё и карильоном. Тимур совмещал всё. И это был важное обстоятельство, ведь Иван Григорьевич объяснил, что в перспективе будет нужен и карильонист. И я очень рад, что белгородская филармония и молодой исполнитель так удачно обрели друг друга.

Тимур Халиуллин: Мой педагог Даниэль Феликсович обратился ко мне: «Тимур, вот тут поступило предложение. Как ты смотришь на то, чтобы после окончания консерватории отправиться работать и жить в Белгород?» Тогда я даже не знал, где находится Белгород. На музыкальной органной карте этот город был terra incognita. И, разумеется, сомнения меня одолевали: что же меня ждёт? Но я рискнул и поехал. Понимал, что лучше попробовать, чтобы потом не жалеть. И вот в моём распоряжении орган одной из ведущих мировых фирм и зал с прекрасной акустикой — все возможности для музицирования. Чуть позже к нему добавились карильон и клавесин. И замечательная публика, которой я посвящаю всю свою музыку. Мало кто из органистов может похвастаться подобными условиями. Ивана Григорьевича я сразу воспринял как отца. Он относился ко мне именно как к сыну. И такое отношение крайне важно для каждого, кто оказывается в другом городе, приходит в незнакомый коллектив и приступает к новым обязанностям.
День 1-й: трио-диковинка и итальянское бароккоПраздничные программы Зарецкого всегда концептуальны и довольно сложны: от своего слушателя они требуют особой сосредоточенности и понимания. Значительную часть концерта мастер отвёл партитурам центральной, культовой фигуры органной музыки Иоганна Себастьяна Баха: Концерт ля минор для органа соло в трёх частях, хоральные прелюдии «Украсься душа» и «Верую в единого бога». Исполнил хорошо известную белгородским поклонникам Токкату из Пятой симфонии для органа Шарля Мари Видора и Каприччио «Ку-ку» для органа Иоганна Каспара Керля. Но всё же основообразующим программы стало трио — орган и дуэт OLiVER.
— На этот раз идея была сделать что-то совсем не обычное. Принадлежит она не только мне, но и художественному руководителю белгородской филармонии Евгению Алешникову (главный дирижёр оркестра русских народных инструментов, заслуженный работник культуры России). Из общения с ним я узнал, что в вашей филармонии существует замечательный OLiVER — две очень талантливые исполнительницы на домре и мандолине Вера Токаева и Ольга Саитова. С другой стороны, есть довольно большой пласт оригинальной старинной музыки для органа и двух домр, органа и двух мандолин таких известных композиторов, как Антонио Вивальди, Томазо Альбинони. «Испанское каприччио» для двух домр и органа Карла Муньера, Полька для двух мандолин и органа Луи Дезорма — мы выбрали, что из этих сочинений было бы интересно для сегодняшней публики, — считает Зарецкий.
— Даниэль Феликсович, если обратиться к географической принадлежности музыки вашего трио, то становится очевидным: преобладают партитуры итальянских композиторов: соль-мажорный Концерт для двух мандолин и органа в трёх частях Вивальди, Трио-соната № 10 для двух домр и органа Альбинони, до-мажорная Соната для двух домр и органа в четырёх частях Пьетро Локателли…
— Да. Для Италии такой состав не был редкостью. Мандолина, как и орган, оказалась очень востребована здесь в добарочную и барочную эпохи.
За четыре года существования органного зала каких только инструментальных сочетаний Халиуллин не представлял, последовательно доказывая: возможности его инструмента безграничны! Но ансамбль органа и домр, органа и мандолин звучал в Белгороде впервые.

— Мы очень обрадовались возможности играть в органном зале. Было невероятно интересно: что же выйдет из нашего трио, каким будет совместное звучание? И до последнего не знали, ведь мастер прибыл только в день концерта и свои партии мы готовили с ним порознь. Для меня оказалось удивительным, что домра и орган будут так сливаться, насколько это сочетание гармонично, — комментирует Вера Токаева.

— Вера, до выступления с Зарецким вы рассматривали подобный репертуар?
— Барочная музыка довольно специфическая. И у нас с Ольгой были опасения: если сделать программу полностью из барочных произведений, то публика может и заскучать. Вот причина, по которой мы не решались на это. А отдельные композиции мы, безусловно, играли. Скажем, в рамках вечера OLiVER исполняли как раз фрагмент Концерта Вивальди.
Голоса белгородского органаОднажды за вечер за органным пультом окажется и Тимур Халиуллин. Подарка для слушателей он приготовит два: Рондо-колокольчик Джанни Моранди и первый диск «Шедевры органной музыки».

«Идея диска возникла давно, но обстоятельства складывались так, что записали мы его только этим летом. Хронологически он первый записанный альбом Белгородской филармонии (первый же представленный публике — „Вот такой у нас народ“ оркестра русских народных инструментов и певицы Ольги Чирковой). Мы сформировали его трек-лист, учитывая данные соцопросов слушателей, мнения музыкантов, принципы маркетинга. И его цель определяем как презентация органа. Здесь вы найдёте все возможные стили органной музыки: добарочная музыка (Джироламо Фрескобальди), барочная (Бах, Георг Фридрих Гендель, Альбинони), немецкий романтизм (Феликс Мендельсон, Ференц Лист, Макс Регер), французский романтизм (Леон Бёльман, Видор). И мы — XX век (Жан Ален). Вы услышите все сорок регистров, которыми располагает наш орган: они звучат соло или в разных комбинациях. К тому же диск выстроен так, что его можно слушать как одно цельное произведение. Здесь всё рассчитано по хронологии, громкости, тональности. Всё развивается от начального трека до последнего. И каждая пьеса играет свою роль. Скажем, есть первая музыка, которая первой наполнила стены органного зала и стала его визитной карточкой — Токката и фуга ре минор Баха. Есть Свадебный марш Мендельсона. И теперь романтический голос белгородского органа может прозвучать на белгородских свадьбах», — рассказал Халиуллин.

День 2-й: Сказки музыки и пескаЕсли учитель начинал с Баха, то ученик открыл свой концерт премьерным исполнением ре-мажорной Прелюдии Дитриха Букстехуде — композитора из пантеона «старых богов». Продолжил баховской хоральной прелюдией «Приди, язычников спаситель». А завершил сольный блок «Вечным движением» Вильгельма Миддельшульте, виртуозно исполнив этюд для педалей соло на тему ми-минорной Фуги («Большой») Баха.
Дальше — время совершенно потрясающих ансамблей органиста и музыкантов-инструменталистов белгородской филармонии. Уникальный и мало с чем сравнимый по красоте звучания союз органа и дудука: Халиуллин и Карен Вирабян преподнесли «Осеннее солнце» Тиграна Мансуряна (причём вступал Тимур на клавесине).


А уже в трио с перкуссионистом Сергеем Коваленко (кахон) они воплотили произведение с ярким национальным характером ещё одного современного армянского композитора Григора Ахиняна — «Танец для любимой».

Впервые орган сочетали с вибрафоном — Концерт для вибрафона с органом бразильца Нея Розауро. Партию вибрафона блестяще исполнил Сергей Коваленко.

К слову, во многом этот удивительный номер напомнил тандем органа и маримбы. Впервые объединили его и с саксофоном: саксофонист Зоран Алексич, студент Белгородского государственного института искусств и культуры и музыкант Концертного оркестра духовых инструментов (главный дирижёр — Юрий Меркулов), Халиуллин и Коваленко (барабанные щётки) играли джаз — знаменитые «Опавшие листья» Жозефа Космы.

Джаз — Интермеццо — звучал и в исполнении трио: кларнет (Дмитрий Хегай), орган и ударные. Александр Цфасман, один из родоначальников советского джаза, посвятил эту пьесу легендарному Бенни Гудмену. Халиуллин исполнял её на джазовых фестивалях в Челябинске и Перми. И вот теперь, наконец, познакомил с ней белгородских слушателей.


И совсем неожиданное совмещение — орган и пианино.
«Я помнил, что 16 декабря исполнится 100 лет со дня рождения Георгия Свиридова. И решил переложить какую-нибудь пьесу. Но какую? И вдруг выяснилось, что в органном зале грядёт концерт пианистки — заслуженной артистки России Людмилы Петровой. И по этому случаю здесь установили пианино. Тогда возникла мысль выбрать что-то из свиридовских партитур для органа и пианино. И вдруг: ну, конечно — всенародно известную часть „Время, вперёд!“ из его оркестровой сюиты. Это значило: орган должен заменить оркестр, а пианино играть свою партию. И ударные», — поясняет белгородский органист.

Заключительный блок концерта — синтез музыки и песочного шоу: Адажио соль минор Альбинони, «Элан» Рольфа Лёвланда, неофолк ирландского колорита. Для украинской народной песни «Квітка-душа» (музыка Константина Меладзе) сплотятся Тимур Халиуллин, Карен Вирабян, Михаил Пидручный (сопилка, пан-флейта), Виктория Безуглая (альт) и Сергей Коваленко. И в то же время публика увидит, как из песка под руками Галины Карякиной будут возникать удивительные сюжеты.

«Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…» — в снежном пустынном пространстве затерялась избёнка, вьётся из её трубы дымок, и позёмка уже заносит чьи-то следы к ней. Взмах руки — и всё исчезает, а в воздухе уже новая песочная взвесь, скоро она превратится в картину новую.

«В предыдущих программах органные звуки визуализировали балетный этюд и световое 3D-шоу. И для меня в который раз важно было найти оригинальный визуальный ключ, чтобы показать: орган на грани искусств музыкального и визуального»,- заключит Халиуллин.

Для композиции-эпилога объединятся он и Михаил Пидручный (пан-флейта). Прозвучит популярная «Время сказать прощай» Франческо Сартори. И вместе с тем песочная фея завершает последнюю из своих сказок. Сказок, подаренных королю и его народу.


Екатерина Шароноваwww.belpressa.ru