Денис Мацуев: ко всему надо относиться с глубочайшей иронией

Добавлено 16 мая 2015 muzkarta

Валерий Гергиев (дирижер), Денис Мацуев (фортепиано)

Пианист Денис Мацуев рассказал в интервью телеканалу «МИР 24», кто для него главные критики и как он отдыхает на сцене.

Москва, 16 мая. В подмосковном Клину завершился Международный музыкальный фестиваль, посвященный 175-летию Петра Чайковского. Восемь дней в музей-заповеднике звучали произведения самого знаменитого российского композитора. Финальной точкой стал концерт с участием оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева. Это было совместное мероприятие двух фестивалей — имени Чайковского и Пасхального.

Дениса Мацуева можно назвать одним из самых известных популяризаторов классической музыки. В эфире телеканала «МИР 24» он рассказал, почему отдыхает только на сцене и что ему говорят родители после выступлений.

Денис Мацуев Родился 11 июня 1975 года в Иркутске в семье пианистов. Первые уроки музыки он брал у бабушки, которая играла на нескольких инструментах. В 15 лет переехал с родителями в Москву, поступил в 1-ю музыкальную школу, закончил Консерваторию. Слава к Денису пришла в 23 после победы на конкурсе Чайковского. Сегодня он играет по всему миру. Мацуев — руководитель нескольких музыкальных фестивалей и конкурсов, президент фонда «Новые имена» и посол доброй воли ЮНЕСКО.

Сегодняшний концерт завершает программу целевого фестиваля, посвященного 175-летию Чайковского в Клину. Это первый раз, когда вы играете здесь?

Денис Мацуев: В Клину да.

Сколько вам нужно времени, чтобы установить отношения с роялем? И бывает ли так, что вы понимаете, что на этом рояле сыграть ничего не получится?

Денис Мацуев: Такое бывает. Но если ты подчинил самый ужасный рояль в мире, на котором, при первом прикосновении ты понимаешь, что вряд ли что-то сыграешь… Если ты и его подчинил, то самый блестящий рояль в самом лучшем зале мира будет легче укротить.

При таком совершенно жутком графике когда вы отдыхаете?

Денис Мацуев: На сцене! Сцена — это самое уникальное место. Это я знаю давным-давно, потому что с самого детства выход на сцену для меня всегда был праздником. Это самое приятное время дня — вечер. Этот тот момент, когда тебе никто не звонит по телефону, когда ты не смотришь интернет, когда ты можешь один на один общаться с великой музыкой.

В театре есть режиссер, в музыке есть дирижер. А в случае, когда концерт для инструмента с оркестром, кто отвечает за интерпретацию в большей степени?

Денис Мацуев: Знаете, концерт вообще подразумевает некое соперничество между солистом и дирижером. Как правило, у меня это происходит в тандеме, и мы вместе отвечаем абсолютно равноправно: я предлагаю, дирижер предлагает. Но, как сказал Темирканов, если мы повторим на концерте точь-в-точь то, что мы придумали на репетиции, мы убьем музыку полностью.

Скоро начнется очередной фестиваль «Крещендо» в Сочи, и вы там будете играть. А джаз тоже будет?

Денис Мацуев: Будет. Но это не джаз, это такая уже традиционная крещендовская фантазия, я бы сказал. Это не чистой воды джаз, это классические музыканты, пытающиеся играть джаз. Это разные вещи. Общий фон этого — импровизационный драйв. Классические музыканты — безусловно, люди талантливые и хотят это играть. Как и я. Я не называю себя джазменом, потому что это абсолютно другое. Но с дества мне нравилось это. И вообще мне импровизация помогает как в жизни, так и на сцене.

Видел, что на этот концерт вы приехали с родителями. Насколько для вас важна их оценка? И как разнятся их оценки? Что они могут сказать?

Денис Мацуев: Очень сильно разнятся, особенно с реакцией зала.

Они между собой не ссорятся по поводу оценки?

Денис Мацуев: Бывает-бывает. Но как правило, это очень хорошие отзывы. Не в плане тонуса, не в плане промывки мозгов, а это было всегда, может быть, это и есть. Но самое главное — они прекрасно знают мои возможности. Это делается для того, чтобы улучшить мою игру. Знаете, когда я прихожу в отель из Карнеги-холла, где я играл 9–10 бисов, после восторженного приема публики и самой гениальной рецензии на следующий день в New York Times, мне говорят совершенно другие слова. И я уже этого жду, я не могу без этого.

А вы им — рецензию.

Денис Мацуев: А они говорят: ничего не слушай, это все ерунда. Надо ко всему относиться с глубочайшей иронией. Это их девиз на самом деле, у нас такой семейный слоган.

Вы уже несколько лет возглавляете фонд Новые имена. Что он для вас, и насколько много времени это у вас отнимает?

Денис Мацуев: Нам 25 лет, в прошлом году был большой юбилей. У истоков стояли наши мэтры — и Спиваков, и Башмет, и Лихачев, и Михалков, и Ван Клайберн, и Лучано Паваротти, и Владимир Ашкенази. Это был прорыв, это был бренд нашей России. Когда мы приехали в штаб-квартиру НАТО играть перед генералами, и газеты написали: «Русские завоевали НАТО»… Мы стоим в линейку — девять таких шкетов, — и нам говорят: «Против такого завоевания мы не против». Это была и есть в каком-то роде наша семья. Потому что то, чем мы гордимся — наравне с нашими недрами и нашим вооружением, а может и больше — потому что это наше самое главное оружие, эта культура и то уникальное поколение, которое сейчас идет за нами уже, которым 10-13-14 лет. Поверьте мне, Это уникальные ребята, которые в самом ближайшем будущем заявят о себе во весь голос, даже на ближайшем конкурсе Чайковского, который стартует вот уже в июне.

ВИДЕО: mir24.tv

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору