Денис Мацуев: «У нас на всю страну всего три настройщика!»

Добавлено 14 мая 2014 muzkarta

Денис Мацуев (фортепиано), Александр Сладковский (дирижер), Вадим Руденко (фортепиано)

Известный пианист лично выбрал рояль для фестиваля «Белая сирень»

...Знаменитый рахманиновский форум «Белая сирень» в Казани (на который в этом году съезжаются ведущие пианисты Денис Мацуев, Александр Торадзе, Вадим Руденко, дирижер Кен-Дэвид Мазур, хор Конторовича) еще до своего открытия преподнес неожиданный сюрприз: специально под фестиваль для Госоркестра РТ был приобретен замечательный концертный «Стейнвей», причем, выбирал его лично Денис Мацуев, которой вскоре опробует 6-миллионное чудо Первым концертом Рахманинова.

фото: Сергей Николаев
Это не первое инструментальное обновление Госоркестра РТ: некоторое время назад маэстро Сладковский (главный дирижер) со своим концертмейстером выезжал в Кремону для выбора новых скрипок. И вот теперь оркестр получил и рояль, что само по себе очень стимулирует приезжающих к Александру Сладковскому мировых пианистических звезд. Ну а Денис Мацуев поделился с «МК» проблемной стороной вопроса.

— Итак, как вы выбирали рояль для Госоркестра РТ?

— Вот подсчитал, что за последние года два для разных филармоний и концертных залов я выбрал около сорока новых «Стейнвеев». Рассказываю принцип: для начала, чтобы рояль купить, надо убедить в важности этого шага региональные власти. Это задача №1. Потому что в последние годы люди, увы, играли черт знает на чем.

— И вот вы идете к губернатору

— Ну да, тот дает распоряжение, изыскивают немаленькие средства, потому что рояли такого класса стоят уже под 8 миллионов рублей в связи с подорожанием евро. Далее я иду либо на фабрику в Гамбурге, либо в московский офис, куда также привозят инструменты из Гамбурга. Наугад брать рояль нельзя, могут прислать не очень удачный. Я что имею ввиду — у каждого инструмента есть свой персональный тембр, окрас. Ведь, покупая рояль, я прекрасно знаю — для какого города его беру. Для какого зала.

— То есть рояль должен сочетаться с залом?

— А как же? Я в каждом зале играл, знаю акустические особенности. И тут выбор — брать либо яркий инструмент, либо более матовый. С залами-то в России тоже не самая сладкая ситуация, вы понимаете.

— А что касается конкретного случая со Сладковским?

— Мы очень дружим с Александром, я чем могу — помогаю (и «Белая сирень» зарождалась при моем участии), совершенно очевидно, что его Госоркестр РТ сделал за последнее время огромный скачок. Коллектив на подъеме, и это здорово. Равно как и сам фестиваль, куда приезжают ведущие мировые солисты. Для Сладковского я выбирал рояль в Москве (он только пришел из Гамбурга). Но ведь здесь какая проблема появляется? (Я не о Сладковском говорю, у них-то все хорошо будет). Вот приезжает в региональную филармонию этот король фортепиано за восемь миллионов. И начинаются сплошные проблемы, еще более ужасающие, чем поиск денег: как содержать рояль? Где помещения? Где настройщики?

— Неужто мало настройщиков?

— У нас в стране настройщики отсутствуют вообще! В огромной России всего 3-5 настройщиков высокого класса! Далее. Наши залы не предусмотрены для хранения инструментов. Обычно они стоят прямо на сцене в углу, под каким-то чехлом...

— А зачехлять не надо?

— Рояль должен стоять в отдельном помещении с регулируемой температурой и влажностью! Это самое главное. В России-то перепады сумасшедшие — то жара, то холод (должно быть 42-45% влажности). А то покупаем с губернатором рояль, потом я приезжаю через год-два, — рояль не узнаю! У меня слезы на глаза наворачиваются. Он испорчен так, что у него может запросто треснуть дека, или плывет строй буквально через три минуты, как я прикоснулся к клавишам. И это трагедия, потому что при должном уходе «Стейнвей» может служить 20 лет. Так что поиск помещения и настройщика становится второй фазой операции «покупка рояля». И об этом нельзя молчать.

— Денис, вы, что называется, первым коснетесь его клавиш, исполняя Концерт Рахманинова

— Мне всегда предоставляют эту возможность, но обязанность эта, честно говоря, не самая приятная... Почет почетом, но звук рояля должен проснуться. А это происходит не сразу. Я очень прошу Александра Сладковского, чтобы до моего концерта на «Стейнвее» позанимались молодые пианисты. Рояль должен быть разыгран. А то он только начнет просыпаться после первого концерта... это целая наука.

— Хотя на фабрике на нем играли?

— Безусловно. Но все равно он должен отстояться. А вообще это очень здорово, что пошла такая мода — приобретать рояли для регионов. Это же тонус для больших музыкантов, чтоб они приезжали в разные города... погружение в мир музыки пройдет теперь в другом состоянии, а это дорогого стоит. И я счастлив, что сыграю Первый концерт Рахманинова — один из моих самых любимых, это упоительная молодая романтика, от которой можно заплакать...

Ян Смирницкий

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору