Денис Мацуев: «Я был в бешенстве от счастья!»

Добавлено 14 августа 2016 muzkarta

Валерий Гергиев (дирижер), Денис Мацуев (фортепиано)

Денис Мацуев — о летней музыке, авиалайнере и футболе

В ближайшее время выходят пластинки Дениса Мацуева — сольный концертный DVD с записью из амстердамского «Консертгебау». Фото: globallookpress.com
Застать летом в Москве Дениса Мацуева — огромная редкость: пора гастролей, фестивалей… И вдруг — концерт на открытом воздухе. Рапсодия Гершвина, сыгранная с джазовыми вставками самого Мацуева и его партнеров — контрабасиста Андрея Иванова и барабанщика Александра Зингера. Эстрада — популярнее не придумаешь: главная аллея ВДНХ, где во второй раз с размахом прошел фестиваль театра, танца и музыки «Вдохновение».

— Идея возникла спонтанно, но очень мне понравилась, — комментирует за кулисами начинающегося фестиваля Денис. — У меня идет европейский тур, и вдруг звонок от организаторов «Вдохновения». На счастье, как раз эта дата в начале августа у меня оказалась свободной. Обожаю играть на открытом воздухе! Отраден сам факт, что классическая музыка приходит к огромному количеству людей, которые, может быть, никогда в жизни на академическом концерте не были. В этом году в Иркутске по случаю Дня города я исполнял концерт Чайковского на центральной площади для 50 тысяч моих земляков. А концерты Валерия Гергиева на Поклонной горе в День Победы, в которых участвую уже седьмой год, собирают и за сто тысяч…

Ну, а ВДНХ — это еще и сказка, оставшаяся в памяти с детства, со времен походов туда с дедушкой и бабушкой: Давно здесь не был, порадовало, в каком блестящем состоянии находятся отреставрированные павильоны. Кроме того, сегодня у меня дебют с моим троюродным братом, дирижером Дмитрием Юровским, — тоже очень приятный факт.

— Насколько распространены подобные фестивали в мире?

— Очень распространены: Танглвуд, Равиния, Голливуд-боул: Это в Америке. А буквально вчера я играл в Ла-Рок-д’Антерон — местечке на юге Франции, где уже 36-й год проходит фестиваль, который делает огромный энтузиаст классической музыки Рене Мартен. Тот самый, что придумал фестиваль «Безумные дни» в Нанте, знаменитый теперь на весь мир: 180 концертов, музыка на все вкусы звучит чуть ли не круглосуточно (Рене Мартен дважды провел «Безумные дни» и в нашей стране, в Екатеринбурге, о чем писал «Труд» 15 июля с. г. — «Труд»). Представляете: эстрада прямо во дворе замка, акустика изумительная, в перерывах слышен звон цикад: Ночной перелет в Москву — и вот уже Гершвин на ВДНХ.

— Слыхал, что вам удалось доехать и до юрмальского зала «Дзинтари»…

— Это была инициатива латвийских меценатов, на которую я с радостью откликнулся и провел там свой первый фестиваль «Амбер лайф». Можно сказать, мы с Юрием Хатуевичем Темиркановым и его Академическим оркестром Санкт-Петербургской филармонии возобновили традицию тех десятилетий, когда Юрмала была летней резиденцией наших лучших оркестров и дирижеров — Кондрашина, Мравинского, Светланова: В те годы там не было никакой попсы. И хотя тамошняя публика ею сильно инфицирована, она не потеряла своей традиционной интеллигентности. Надеюсь повторить этот опыт на будущий год.

— Как вас встречали в Латвии? Не почувствовали какого-то противодействия?

— Ни малейших его признаков! Классическая музыка — тот удивительный терапевт, который лечит души и поселяет в них мир.

— Что принесло лето тем талантливым юным пианистам, с которыми вы познакомили нас в мае на вашем первом международном конкурсе «Гранд пиано» в Москве?

— Резонанс в мире потрясающий. Просмотры конкурсных прослушиваний на интернет-канале «Медичи» сравнялись по цифрам с конкурсом Чайковского. Я читал большое интервью Евгения Кисина, где он разобрал по косточкам выступления финалистов. Кисин не тот человек, что будет тратить время и внимание на пустяки… Обладатели Гран-при Саша Малофеев и Сандро Небиеридзе вызвали фурор на фестивалях в Финляндии и Франции, Ваню Бессонова на моем фестивале «Денис Мацуев представляет:" в Екатеринбурге приветствовали стоя овацией. Эти ребята у импресарио нарасхват. Тут важно, чтобы их не «переиграли». Ребятам ведь надо творчески развиваться. Варя Кутузова в свои 13 лет учит концерт Шумана, 15-летний Сандро будет ставить свою оперу на Аугсбургском фестивале в Германии: он еще и композитор…

— Визит на Урал принес, я слышал, знакомство с мальчиком-самородком из Нижней Туры?

— Тут все началось с того, что глава правительства Свердловской области Денис Паслер предложил посмотреть одну интересную школу в этой самой Нижней Туре. Я был поражен уникальным составом педагогов и детей. Они нам подарили фантастический концерт. А Володя Кошель — просто феномен. Занимается у мамы. В 9 лет — потрясающее чувство джаза, импровизационная свобода. Я тут же пригласил его в свой концерт в Екатеринбурге, потом — в Москву, мы записали в четыре руки номер для новогодней телепрограммы Сати Спиваковой. Позвал Володю и на свой недавний екатеринбургский фестиваль — и снова был поражен тем, какой стремительный рывок он совершил меньше чем за год. Поверьте, это будет новый Леонид Чижик.

— Ваш нынешний европейский тур тоже связан с юными музыкантами.

— Да, только речь уже об американской молодежи, о юношеском оркестре США, который третий год собирает знаменитый нью-йоркский Карнеги-холл. Они сами выбирают себе дирижера и солистов — и вот выбрали Гергиева и меня. Я сперва немного поволновался: это же совсем дети, а 3-й концерт Рахманинова — один из самых сложных и для пианиста, и для оркестра. Но с первой же репетиции они включились, все получили огромное удовольствие.

— Какие еще яркие впечатления лета припомните?

— Конечно, поездки по нашей стране, традиционный волжский тур, мои любимейшие города Нижний Новгород, Самара, Казань: Участие в презентации нового самолета МС-21 в моем родном Иркутске: это было совершенно неожиданное предложение, пришлось сдвинуть по времени репетицию концерта с Уральским симфоническим оркестром, который предстоял в Париже в День России: Я играл прямо в ангаре, и у самого мурашки бежали от слияния чувств, рожденных музыкой Скрябина и видом красавца-лайнера, с которым наша гражданская авиация может совершить рывок…

Потом тот самый концерт в театре Елисейских полей, накануне — мой день рождения 11 июня и наша игра против англичан в футбольном чемпионате Европы. Потрясающий гол Березуцкого, ничья 1:1, всплеск надежд — и такое катастрофическое для нашей сборной продолжение событий…

Но там же, в Париже, мне присвоили звание посла ЧМ-2018. Это огромная честь, уже думаю, что мог бы привнести в его программу.

Кстати, еще о футболе. Недавно мне устроили встречу с Георгием Ярцевым и Олегом Романцевым. Я был в бешенстве от счастья! Разбирал с ними звездные моменты того «Спартака» 30-летней давности, в который Олег Иванович пришел тренером. К его удивлению, напомнил ему эпизоды, о которых он сам уже позабыл. Например, первый матч первого чемпионата России по футболу 1992 года в ЛФК «ЦСКА»: «Спартак» разгромил «Крылья Советов» со счетом 5:0, мячи забили Ледяхов (2), Бесчастных (2) и Чернышев. Это был первый матч 17-летнего Володи Бесчастных, в будущем — лучшего бомбардира сборной России. Олег Иванович выслушал меня и честно ответил: убей не помню: Это были два часа упоения! Я пригласил его в Иркутск на свой грядущий в сентябре XI фестиваль «Звезды на Байкале», где по традиции мы сыграем матч с участием музыкантов и спартаковских ветеранов.

— Вас принято считать везунчиком, у которого все в жизни прекрасно. Но сами-то вы знаете за собой недостатки?

— Знаю, и не только я. Все близкие — родители, друзья — в один голос твердят: «Когда ты наконец научишься говорить слово „нет“?» Доходит до сумасшествия: я каждый день в переездах и на новом месте. Ну вот что стоило сказать организаторам фестиваля на ВДНХ: «Не могу»? Но если б отказался, наверное, это был бы уже не я.

P. S. В ближайшее время выходят пластинки Дениса Мацуева — сольный концертный DVD с записью из амстердамского «Консертгебау» («Времена года» Чайковского, «Крейслериана» Шумана, «Петрушка» Стравинского), CD с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева (2-й концерт Рахманинова и 2-й концерт Прокофьева), с оркестром Баварского радио под управлением Мариса Янсонса (Рапсодия Гершвина), с камерным оркестром «Вена — Берлин» (концерт Шнитке, Вариации на тему Паганини Лютославского и 1-й концерт Шостаковича). Выдающийся немецкий дирижер Кристиан Тилеманн, руководящий оркестром «Дрезденская штаатскапелла», пригласил Мацуева в качестве пианиста-резидента своего будущего весеннего тура (3-й концерт Бетховена, Концерт Шумана, 2-й концерт Чайковского), в ходе которого хочет выступить в Петербурге, Москве и Кафедральном соборе Калининграда.

Сергей Бирюков
www.trud.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору