Всемирно знаменитый пианист о футболе, любовной химии, сибирском характере и эстонских корнях.
На прошлой неделе в Юрмале в рамках фестиваля Amber Live выступили всемирно известный пианист Денис Мацуев и один из величайших оркестров мира — симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова.
Сказать, что это был фурор — значит, не сказать ничего. Зал неистовствовал, вызывал музыканта-виртуоза на бис несколько раз и аплодировал стоя.
Мы встретились за час до концерта. Денис еще не успел переодеться в концертный фрак и разгуливал по юрмальским аллеям в простой футболке и удобных шортах. Подошел, приветливо улыбнулся: «Ну спрашивайте! Надеюсь, на концерт после интервью тоже останетесь. У вас есть билет?»
Я кивнула. Билет, к счастью, у меня был. Но это первый (и единственный!) случай в моей жизни, когда мировую звезду искренне озаботило, есть ли билет у журналиста.
«Спартак»-чемпион
— Денис, это правда, что, если бы жизнь сложилась чуть-чуть иначе, я сейчас брала бы интервью не у знаменитого пианиста, а у знаменитого футболиста Мацуева?— Насчет знаменитого не уверен, но футбол обожаю с детства. Занимался им всерьез в юношеской команде Иркутска. Я даже был против переезда в Москву, в музыкальную школу при консерватории, пока родители не нашли гениальный ход — пообещали, что в столице я смогу смотреть все матчи «Спартака» живьем, на стадионе. Тогда я быстро засобирался! К музыке до 14–15 лет я относился более чем спокойно, все мысли были о футболе.
— Как же так? Вы ведь из музыкальных вундеркиндов, за инструментом почти с пеленок…— В три года я подошел к пианино, сыграл одним пальцем мелодию «Прогноза погоды» из программы «Время», и родители поняли, что мальчик попал… (смеется). Но футбол мне дал очень многое — физическую форму, силу, выносливость. По-моему, культура и спорт очень близки: и то, и другое обладает терапевтическим воздействием и не требует перевода.
Я безумный футбольный болельщик — не пропускаю ни одного интересного матча, пристально слежу за играми любимых команд. А недавно в Париже получил титул Посла чемпионата мира по футболу 2018 года, чем очень горжусь.
— Обычно пианисты далеки от спорта — берегут руки, и правильно делают. А у вас были и переломы, и вывихи.— Однажды в Японии меня журналисты спросили: что нужно сломать, чтобы играть так, как вы? Я долго смеялся, они тоже, но факт остается фактом: я дважды ломал руку, как-то вывихнул палец. Играл в хоккей, и мне клюшкой-ка-а-к засандалили… Но я руку разработал!
Рахманинов как лейтмотив
— В советское время русская фортепианная школа была самой сильной в мире. А сейчас?— Тогда все таланты были сосредоточены в одной стране, которая называлась Советский Союз, а теперь они разлетелись по разным странам. Но по-моему, талант не имеет национальности. Недавно я вместе с Гергиевым был в жюри конкурса им. Чайковского. Оценивая музыкантов, мы руководствовались одним правилом: откуда бы ни приехал исполнитель, если он будет лучше всех — он победит. И не важно кто это, русский или китаец. Гран-при, между прочим, получил музыкант из Монголии.
Я не согласен, что русским сегодня нечем гордиться. Никогда не забуду закрытие Олимпиады в Сочи, где вся церемония проходила сквозь призму великой русской культуры. Это было грандиозно!
— На закрытии Олимпиады вы играли Второй концерт Рахманинова. С этим композитором у вас особенные отношения…— Особенные и гораздо значимее, чем преданный поклонник и великий мастер. Как-то в Париже я познакомился с внуком Сергея Рахманинова, Александром. Он сказал: «Если бросишь курить, я подарю тебе произведение деда, которое еще никто не исполнял». Я сразу бросил сигарету. Потом в Люцерне мне довелось играть на Stеinway, на котором когда-то играл Рахманинов… И в «Дзинтари» я с удовольствием исполню его Третий фортепианный концерт. Это лейтмотив моей жизни, моя визитная карточка, если хотите. Я играю его с 13 лет и каждый раз словно впервые.
Любовная химия
— Сколько часов в день вы занимаетесь?
— В этом году у меня 245 концертов. Иногда я просыпаюсь и не понимаю, что это за город, что за страна, какой оркестр, какой зал… Так что занимаюсь я в основном на сцене (улыбается).
— Как вы восстанавливаетесь, выходя почти каждый день на сцену и играя так, что порой рояли не выдерживают?— Вот на сцене и восстанавливаюсь. Да, каждый концерт — это труд, пот и как минимум три потерянных килограмма. Но сцена — магическое место, она дает силы.
Недавно 23 часа летел в Австралию. Приземлился за час до концерта. Зал на три тысячи человек, билеты раскуплены за много месяцев, и никого не волнует, что у тебя за сутки полета атрофировались мышцы. Выхожу на сцену и вдруг… Включается какое-то волшебство, идет энергия зрителя, появляется драйв. А отдыхающим на пляже я себя не представляю — я там и пяти минут не пролежу!
— По какому принципу вы отбираете — что исполнять, что не исполнять?— Принцип простой: если нет любовного контакта с музыкой и композитором, то эту вещь лучше не выносить на сцену. Есть произведения, которые я выучил и отложил. Потому что должна возникнуть любовная химия, страсть, момент взаимности. Это как в ухаживании за девушкой, нужно соответствовать предмету своей любви, постоянно убеждать, что ты достоин быть рядом.
— Это правда, что у пианиста должны быть длинные пальцы?— Чушь. У меня, например, рука маленькая. Миф о том, что у пианиста должны быть длинные пальцы, появился после приезда в СССР американского музыканта Вана Клайберна, которому Хрущев отдал первую премию на конкурсе Чайковского.
У Рахманинова были огромные руки. У Листа — тоже. А вот у Рихтера — малюсенькая ручка. Я знаю многих пианистов с длинными пальцами, которые играют плохо.
На сцене «Дзинтари»— Как родилась эта идея — приехать с концертами в Юрмалу?— Вместе с командой единомышленников мы организовали новый фестиваль — Amber Live. В этом году он миниатюрный — всего два дня. Я бесконечно благодарен одному из лучших дирижеров современности, Юрию Темирканову, что он поддержал нас и согласился приехать в Юрмалу. И замечательной японской скрипачке, потрясающей виртуозке Саяки Сёдзи, которая также согласилась участвовать в моем концерте. Она такая ма-аленькая… А энергетика и экспрессия у нее сильнейшие!
Надеюсь, на будущий год наш фестиваль наберет обороты, мы расширим его до недели, и на нем будет звучать разная музыка: не только классика, но и джаз.
— «Дзинтари» — открытый зал. Здесь чаще выступают эстрадные исполнители, нежели классические музыканты. Комфортно ли вам на этой сцене?— «Дзинтари» не совсем открытый зал, у него крыша есть, отражатель звука, а значит, здесь можно играть классическую музыку. Сам бог велел, чтобы в таком намоленном месте как «Дзинтари» звучала классика. Я рад, что она сюда возвращается.
— Связывают ли вас с Латвией какие-то личные воспоминания?— Не столько с Латвией, сколько с Прибалтикой. Мой прадед Раммуль — эстонец, родом из-под Тарту. Он был скрипачом, часовых дел мастером и очень талантливым человеком. Правда, в силу разных причин покинул родину и уехал в Иркутск. Так что кровное родство с прибалтами я чувствую, хотя и родился в Сибири. Абсолютно уверен: сибиряк — это национальность!
Не обижай и помогай
— Чем же отличается «национальность сибиряк» от других национальностей?— Это замечательные, теплые, сильные и открытые люди. У сибиряка два девиза: «Не обижай и помогай!» Сейчас русские рассеялись по всему миру, и если ко мне в Лондоне или Нью-Йорке подходит человек и говорит, что он из Сибири, то он автоматически становится моим родственником. Сибиряки как грузины — очень любят своих.
— В родном Иркутске часто бываете?— Я провожу там фестиваль «Звезды на Байкале». Помимо музыкальной программы, у нас замечательное общение. Играем в футбол, ходим в баню, купаемся. Я уже давно говорю, что фестиваль «Звезды на Байкале» надо переименовать в «Звезды в Байкале» (смеется.)
У меня есть ритуал — кто бы ни приехал, будь то Гергиев или Спиваков, я каждого гостя окунаю в Байкал. Температура воды там не поднимается выше 8 градусов. И еще ни одна звезда не заболела!
— А чем вы угощаете своих гостей?— Как все сибиряки — омулем и пирогами. А еще пельмени умею лепить!
По заветам Ростроповича
— Кто ваши друзья? Наверное, в основном музыканты?— Среди них есть и актеры, и спортсмены, и политики. Я не делю людей по профессиям и кастам, мне все равно кто передо мной — президент или дворник. Это у меня от Ростоповича, я с ним много общался и многому научился. Ростропович жил без маски, был простым и естественным — как на сцене, так и в жизни. Вот и я такой.
— Какие качества вы цените в людях?— Преданность. Чувство юмора — опасаюсь людей, у которых с этим не в порядке. И, пожалуй, романтизм. Сегодня он уходит их нашей жизни, а жаль!
— С кем из музыкантов — ушедших или ныне живущих — вы мечтали бы пообщаться?— С Рахманиновым, Горовицем, Чайковским, Прокофьевым. А из ныне здравствующих… Пока все мои мечты исполняются!
— Что вы слушаете кроме классики?— Все талантливое, и неважно, какой стиль: джаз, рок или поп. Почему нет? Главное, чтобы в музыке присутствовала мелодия, а у исполнителя — талант.
«Маэстро, мне понравилось!»
— Если бы вы могли что-то изменить в этом мире, то что бы вы изменили?— Я в первую очередь изобрел бы лекарство от всех болезней и вакцину, которая уничтожает в людях злость. Мне хочется, чтобы все люди на планете улыбались, и у каждого было отличное настроение. Думаю, классическая музыка отчасти и является таким волшебным средством, благодаря которому люди становятся добрее и отвлекаются от плохих новостей.
— Какие у вас отношения с поклонниками?— Замечательные! Позавчера у меня был концерт в Брюссселе. Подошел мальчик — в бабочке. Лет девяти, наверное. " Можно вас на минуточку?» «Конечно!» — отвечаю я. «Маэстро, я прослушал ваш концерт и могу сказать, что мне понравилось,«- серьезно сказал мне юный зритель и степенно удалился. Вот так и рождаются поклонники!
— Денис, а бывают в вашей жизни дни, когда вам не хочется музыки?— Музыка звучит в моей голове каждую минуту. Часто — новая, та, которую я в данный момент разучиваю. Даже во сне. Иногда приходят новые мелодии. Только не пишите, что это начало композиторской карьеры Мацуева. (Смеется.) Без сцены я не могу.
Досье «Субботы»
Денис Мацуев родился в Иркутске в 1975 году в музыкальной семье. Отец Дениса — композитор и пианист; мать — преподаватель игры на фортепиано. Начальное музыкальное образование он получил у своей бабушки, игравшей на нескольких инструментах.
В 1990 году вместе с семьей переехал в Москву и поступил в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, позже закончил Московскую консерваторию.
Широкую известность Мацуеву принесла победа на XI Международном конкурсе П. И. Чайковского в 1998 году. Артисту на тот момент было 23 года.
Сегодня Денис Мацуев один из самых знаменитых пианистов мира. Руководит фестивалями «Крещендо», «Звезды на Байкале», является вице-президентом фонда «Новые имена», входит в состав Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.
Анекдот от Дениса Мацуева
— Вор-карманник выходит с концерта пианиста и говорит: «Боже мой! Какие руки… Какие пальцы… И такой фигней занимается!»
Елена СМЕХОВА.www.ves.lv