Знаменитую Гнесинку могут приравнять к обычной общеобразовательной школе
Министерство образования и науки взялось за музыкальные школы — педагоги и родители одаренных детей в ужасе от разрушения отечественной системы подготовки кадров. Крупнейшие музшколы уровня ЦМШ или Гнесинки планируется приравнять к обычным общеобразовательным, отменив обучение музыке с первого класса, которое закладывает основу будущих артистов. Это решение начисто лишает школы возможности готовить таких всемирно известных звезд высочайшего класса, как пианист Денис Мацуев и скрипач Дмитрий Коган.
фото: Геннадий Черкасов
Сегодня музыкальные школы находятся в подчинении Минкультуры, но в той части, которая касается общеобразовательного направления, они подчиняются стандартам Минобрнауки. В результате Минобрнауки наводит порядки в смежной сфере, не вникая в особенности её работы, сложившейся десятилетиями.
— Деятели культуры и музыки давно бьют тревогу по поводу разрушения начальной системы подготовки учеников музыкальных школ — мы неоднократно обращались к президенту и премьеру по поводу некомпетентности Минкульта и Минобрнауки! — говорит директор центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Владимир Овчинников. — На некоторое время нас оставили в покое, но на днях мы узнали о письме замминистра образования Александра Климова к Минкульту с требованием срочно утвердить в музыкальных школах новый стандарт по специальности «инструментальное исполнительство». В нем на музыкальное профессиональнее направление обучения из всего срока учебы выделяется 6 лет 10 месяцев — тогда как раньше оно длилось столько же, сколько и вся учеба в школе. Что это значит? То, что профобразование по новому стандарту будет начинаться не с 1-го класса, а с 5-го! Начальное музыкальное образование исчезает, как понятие. Это ставит в принципе под вопрос существование крупнейших музшкол — Центральной, Гнесинской и т. д. — того самого ядра, которое взращивало весь цвет советской и российской музыки!
фото: Геннадий Черкасов
— Система десятилетиями давала результаты именно за счет того, что музыке учили с 6–7 лет! — подтверждает директор Московской средней специальной музыкальной школы им. Гнесиных Михаил Хохлов. — Спорить с этим просто бессмысленно — потеря нескольких первых лет для юного таланта просто губительна. Это вам скажет директор любой «музыкалки»! Но уверенность руководителей самых известных музыкальных заведений, нашего национального достояния, в том, что детей нужно учить именно с первого класса, напрочь игнорируется чиновниками!
Другая сторона проблемы заключается в том, что упразднение начального музыкального образования отменяет и тот первичный отбор, который традиционно проводили музыкальные (и иные особые) школы. Это позволяло таким учебным заведениям набирать именно «свой контингент» — талантливых в их сфере детей.
— По новым ФГОСам никаких испытательных вступительных экзаменов в первом классе музыкальных спецшкол не будет! — возмущается первый зампред комитета ГД по культуре Елена Драпеко. — Это значит, что когда в музыкальную школу, десятилетиями готовившую звезд, мама приведет своего ребенка без малейших зачатков слуха и голоса (просто потому, что «музыкалка» у неё в соседнем дворе — пусть, типа, еще и музыке поучится!) директор не сможет ей отказать, а если откажет — под суд пойдет! Решения Минобразования и его руководителя Ливанова разрушают нашу систему образования — но он непотопляем, хотя его отставки требуют все — от депутатов до нобелевских лауреатов!
фото: Геннадий Черкасов
В СССР система музыкальных школ для талантливых детей была великолепно развита — не зря её успешно скопировал Китай и вовсю использует сейчас для подготовки «штучного экспортного продукта» — музыкантов, которые представляют страну за рубежом.
— Особенность этой системы заключалась в том, что одаренные дети с первого класса обучались в музшколах у специалистов своего дела, вырастая к окончанию школы в профессиональных музыкантов, — рассказал «МК» предысторию вопроса пианист Виктор Ямпольский. — С точки зрения музыкальной подготовки такой подход — единственно правильный, но, надо признать, у него были и минусы — обычное школьное образование в «музыкалках» уходило на второй план, и знания по математике, русскому, физике, химии и всем остальным предметам были у их выпускников не блестящие… Поэтому если тяга к музыке у подростков угасала (а такое случалось), поступить в какие-то немузыкальные вузы им было крайне сложно. В системе же, где правит бал ЕГЭ, подход и к музыкально одаренным, и ко всем остальным — единый. И у спецшкол в такой ситуации два пути-либо, теряя репутацию, заниматься музыкой постольку-поскольку, либо удваивать и без того огромную нагрузку на детей — вбивать в них и общеобразовательную программу по единым ФГОС, и музыкальную.
— Всегда чиновники игнорировали интересы музыкального образования, и сейчас, и когда я учился, — сокрушается скрипач, заслуженный артист Российской Федерации, выпускник центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Дмитрий Коган.-То, что сегодня происходит — это натуральные санкции против школ, против талантливых детей, их родителей, педагогов! Основных ведущих музыкальных школ меньше десятка — но это те заведения, которые готовят цвет российской музыки — неужели нельзя им придать какой-то особый статус и оставить в покое?!
Евгений Балабас Заголовок в газете: Не лишайтесь пианистов!
Опубликован в газете «Московский комсомолец» № 26693 от 8 декабря 2014
www.mk.ru