«Диктатура» музыки

Добавлено 23 мая 2013 muzkarta

Валерий Гергиев (дирижер), Денис Мацуев (фортепиано), Московский Пасхальный фестиваль

12-й Московский пасхальный фестиваль, который проводит художественный руководитель Мариинского театра, выдающийся дирижер современности Валерий Гергиев, вовлек в свою праздничную орбиту и Орел. 7 мая в концертном зале мегакомплекса «Гринн» с огромным успехом прошел благотворительный концерт симфонического оркестра Мариинки.

Ожидание


Концерт должен был начаться в 21 час. За 70 минут ожидания никто из слушателей не покинул фойе и свои места в зале. Слишком велик интерес ценителей классической музыки к прославленному коллективу. И вот настал долгожданный момент. Артисты расселись по местам. Концертмейстер оркестра дал сигнал к настройке инструментов. Затем – тишина. Из-за кулис выходит прославленный маэстро. Встает за дирижерский пульт. Уверенный взмах рук и… начинается настоящее чудо.

Симфония кризиса


Наверное, можно так назвать четвертую симфонию фа-минор Петра Чайковского. Она была написана в 1877 году. Война на Балканах, плюс глубокий душевный кризис Петра Ильича отразились в музыке, где тема рока и невозможности личного человеческого счастья создали такой мощный эмоциональный «сплав», перед которым забываются твои собственные чувства.

В первой части великий дирижер (с первых тактов музыки) задал оркестру экспрессивный темп. Оркестр не просто играл – жил острыми и глубокими переживаниями страдающей человеческой души. Но эти страдания не были голосом обыкновенного сентиментализма. Внутренняя сила – мятежная и неодолимая – заявляла о себе в первой части симфонии уверенно и непобедимо. Властные и чуткие руки Валерия Гергиева вели оркестр от темы к теме, где страдания и грезы, порывы к счастью и фатум будто бы искали пристань успокоения, но… не находили.

Вторая часть, с меланхолико-носталь-гическим соло гобоя, как бы взывала к душевному отдыху, когда в горьких размышлениях совершенно неожиданно раскрываются обновленные душевные силы, «состязающиеся» с грустью и тоской.

Третья часть симфонии в интерпретации В. Гергиева «нарисовала» в моем воображении странные бытовые картинки с шумами ближней улицы, обрывками случайных фраз прохожих, которые проникают в твое сознание сквозь «границу» между сном и реальностью.

Четвертая часть симфонии, не потерявшая в исполнении оркестра эмоциональную силу, пыталась призвать страдающую душу к чувству веселья и праздника. Нежная народная мелодия «Во поле береза стояла» – как голос наивного ребенка: радуйся вместе со мной! Но тема рока не дает о себе забыть. Жить в ней или предаваться народному веселью? Каждый из нас может услышать в четвертой части симфонии нечто созвучное с собственными мыслями и переживаниями сегодняшнего дня. Не к смерти, а к жизни, в которой надо преодолевать непреодолимое, призывают нас замечательный оркестр и дирижер, услышавшие в этом симфоническом творении Чайковского надежду на победу добра.

Рапсодия как «поле брани»


Во втором отделении концертный зал наполнила музыка Сергея Рахманинова, его рапсодия на тему Паганини – произведение для фортепьяно с оркестром. Солировал один из самых талантливых и востребованных во многих странах пианистов – Денис Мацуев. Два музыканта высочайшего уровня и уникальный по своим художественным качествам оркестр «пригласили» публику на музыкальное «поле брани», где сошлись в звуковом «поединке» силы «дьяволизма» Паганини и мотивы рахманиновской широты и напевности. Это произведение написано Сергеем Васильевичем в 1934 году. Оно одно из ведущих в репертуарах симфонических оркестров мира.

На орловском концерте Денис Мацуев, Валерий Гергиев и оркестр были совершенно неотделимы друг от друга. Рояль чуть ли не содрогался от сильных, красивых мацуевских пассажей, которые, перекликаясь с оркестром, действительно создавали ощущение неистовой борьбы двух равновеликих сил, что ведут непрерывный спор за человека и его духовную сущность. Победа осталась за Рахманиновым и его интерпретаторами.

Джазовый гений


В самом конце вечера Денис Мацуев исполнил на бис великолепную джазовую композицию, продемонстрировав свою неповторимую виртуозность, фантастическое чувство ритма, великолепный дар импровизации, без которой настоящий джаз жить не может.

Слово о Гергиеве


В музыкальном мире у Валерия Гергиева место особое. Он управлял (и управляет до сих пор) всеми знаменитыми оркестрами, которые мы знаем. Как профессионал Валерий Абисалович, по моему мнению, велик тем, что в отличие от дирижеров заурядных, слышит в своем оркестре каждый звучащий инструмент, а не какую-то отдельную группу в целом. Это позволяет ему добиваться ни с чем не сравнимой красоты звукового пространства, что и продемонстрировал нам симфонический коллектив Мариинского театра. Струнные и духовые группы в своем великолепном ансамблевом сочетании представляют собой единый живой организм, способный страдать, смеяться, плакать, радоваться, размышлять… Жизнь этого музыкального организма протекает в радости созидания, украшая нашу повседневность.

А знаете ли вы, что маленького Валеру Гергиева не хотели принимать в музыкальную школу? Чувства ритма, видите ли, у него не нашли. Но все-таки он был принят. И музыкальное училище во Владикавказе закончил как пианист и дирижер. Затем учился в классе дирижирования одного из самых известных и выдающихся педагогов Ленинградской консерватории Ильи Александровича Мусина. В студенческие годы был удостоен звания лауреата престижного конкурса дирижеров имени Герберта фон Карояна в Берлине. Был приглашен к маэстро Карояну на стажировку. Но судьба распорядилась по-другому. В 1977 году стал ассистентом дирижера у Юрия Хотуевича Темирканова, возглавлявшего в те годы Кировский (Мариинский) театр оперы и балета.

В 1988 году в 35-летнем возрасте Валерий Гергиев стал художественным руководителем этого театра, с которым не расстается и по сей день. Работоспособность у Валерия Абисаловича фантастическая. Другому человеку такая ноша оказалась бы не под силу. А он руководит одним из лучших театров оперы и балета и Лондонским симфоническим оркестром, встает за дирижерские пульты европейских и американских оркестров, осваивая обширные музыкальные программы, дирижирует операми в Мариинском театре, устраивает фестивали, занимается многочисленными текущими проблемами жизни своего коллектива. И все делает отлично. Огромное количество сил и энергии затрачено им на воплощение идеи строительства нового корпуса Мариинского театра, кстати, с весьма спорной эстетикой внешнего вида. Но внутреннее устройство нового зала – настоящее чудо техники и дизайна.

2 мая Валерию Абисаловичу исполнилось 60 лет. Он народный артист России, лауреат четырех государственных премий, Герой труда. Его дирижерская гениальность и незаурядный организаторский талант – в расцвете.

Вот с такой личностью довелось соприкоснуться в Орле тем, кто стал участником памятного пасхального концерта. Однажды Валерия Абисаловича спросили: диктатор он по характеру или нет? Гергиев ответил: «Признаю только «диктатуру» музыки».

Виктор Евграфов, фото Вячеслава Коваленко
http://www.vestnik57.ru/page/diktatura-muzyki

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору