Предстоящие мероприятия


Ульяновск
23 января 2025

Ульяновск
24 января 2025

Ульяновск
25 января 2025

Ульяновск
26 января 2025

Ульяновск
31 января 2025

Ульяновск
1 февраля 2025

Димитровград
7 февраля 2025

Ульяновск
8 февраля 2025

Ульяновск
13 февраля 2025

Димитровград
14 февраля 2025

Ульяновск
15 февраля 2025

Ульяновск
15 февраля 2025

Ульяновск
16 февраля 2025

Ульяновск
19 февраля 2025

Ульяновск
21 февраля 2025

Читайте на эту же тему







Дирижёр Дмитрий Руссу: «Хочу, чтоб высшее начало меня всё чаще побуждало…»

Добавлено 23 июня 2016 Dmitry Russu

Ульяновская филармония, Дмитрий Руссу (дирижер)

В Ульяновской области отмечают Всемирный день поэзии (World Poetry Day). Накануне дирижер Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» Дмитрий Павлович Руссу рассказал, как он относится к поэзии, какое значение она имеет в его личной и творческой жизни.

Корреспондент: — Читаете ли стихи, какие авторы нравятся, чем, поэзия отличается от прозы?

Дмитрий Руссу: — Поэзия сопровождает меня всю жизнь, ведь с раннего детства мне, как, наверное, и всем, вслух читали родители. Моя бабушка замечательный филолог по образованию, и чтению, в том числе поэзии вслух, уделяла большое внимание. Во время обучения в Хоровом училище (а там учатся с 1-го по 11-й класс), потом и в консерватории надирижёрско-хоровом факультете мы были постоянно связаны с поэтическими текстами, на которые созданы музыкальные произведения для хора.

Изучая то или иное хоровое сочинение, обязаны были анализировать не только музыкальный, но и поэтический его текст, знать биографию автора, заучивать текст наизусть и т. д. Позднее из чисто учебной профессиональной задачи это переросло у меня в увлечение — так, через творчество композитора открывалась дверь в удивительный мир поэзии: через Танеева к Полонскому, через Рахманинова к Некрасову, через Глинку — к Пушкину, через Свиридова — к Есенину и Блоку.

То же касается и любимой мной немецкой поэзии — Гёте, Гейне, Шиллера, Хейзе, Гёльдерлина, Мёрике. Ее мы открывали через вокально-хоровое творчество Шуберта, Шумана, Брамса, Вольфа…

Из любимых поэтов могу назвать Северянина, Блока, Маяковского, Евтушенко. С интересом периодически открываю для себя новые тексты. В своё время мне посчастливилось общаться с совершенно удивительным человеком, который оказал на меня определённое влияние — петербургским литератором, поэтом Юрием Ивановичем Ороховацким (1938–2002). Выпускник кафедры романской филологии Ленинградского университета, он — автор первой в нашей стране научнойработы, посвящённой творчеству Поля Верлена (диссертация «Музыка стиха», 1974). У меня есть несколько его сборников стихов, которые время от времени перечитываю. Люблю читать замечательные тексты моего хорошего друга, петербургского поэта Егора Фетисова (сейчас он живёт в Дании).

Если говорить об отличиях поэзии и прозы — для меня и то, и другое одинаково важно и не может существовать одно без другого.

Корреспондент:- Какие стихи из школьного и юного возраста помните? Сами сочиняете или пробовали сочинять?

Дмитрий Руссу: — Помню очень многое… Как-то на уроке литературы, классе, наверное, в седьмом или восьмом, каждый из нас должен был выучить наизусть развёрнутый фрагмент из «Слова о полку Игореве». Видимо, тогда я так усердно отнёсся к этому заданию, что до сих пор помню этот фрагмент. Сам, конечно, тоже пробовал сочинять — в 1999 году, в период первой влюблённости, даже написал романс для голоса и фортепиано на собственный текст.

Корреспондент: — Какие стихи читаете дочери, какие книги стихотворные у Вас есть дома?

Дмитрий Руссу: — Моей дочери 4 года, начинаем с детских стихов. В садике периодически им задают что-то на дом. Замечаю, что у неё хорошая память и ей нравится декларировать стихи. Постепенно, видимо, будем расширять наш поэтический репертуар (улыбается).

Корреспондент: — Каким иностранным языком владеете? Вот если посмотрите по зарубежному интернету, что по теме «поэзия» привлечет?

Дмитрий Руссу: — Во мне течёт пять кровей, и мне передалась способность к быстрому усвоению языков. От бабушки немецкий, от мамы — английский, от отца французский. Папа владел четырьмя языками. Когда я работал в течение трёх лет в Швеции в составе Международного Камерного хора региона Баренцева моря, занимался шведским (он очень похож на немецкий).

В «хоровые» годы своей биографии приходилось петь музыку почти на всех основных европейских языках. Помимо моих личных семейных обстоятельств, должен сказать, что Хоровое училище им. Глинки даёт очень широкое образование — и в языковом смысле тоже.

Ещё мальчишками мы принимали участие в международных хоровых фестивалях, проводившихся в разных странах. Мы пели Баха, Шуберта и Брамса на немецком, Дебюсси и Равеля на французском, русскую духовную музыку — на церковнославянском соответственно. Реквием Моцарта — на латыни и т. д. Перечислять можно долго.

В общем, ничего удивительного в этом нет — сегодня практически каждый дирижёр, выпускник ленинградской-петербургской школы, хорошо владеет двумя-тремя иностранными языками — это профессиональная норма.

Что касается темы «поэзия» в зарубежном интернете — здесь смотрю тексты, которые важны для меня в данный момент для работы над тем или иным музыкальным произведением — ведь многие симфонические сочинения вдохновлялись каким-либо поэтическим текстом, например «Дон-Жуан» Р. Штрауса по Ленау или «Утёс» Рахманинова по Лермонтову. Люблю сравнивать переводы.

Корреспондент: — Может, назовете еще примеры, когда композитора или музыканта поэзия вдохновляла?

Дмитрий Руссу: — Их много. Трудно что-либо выделить… Взять хотя бы всё романсовое творчество русских композиторов от Глинки и Мусоргского до Шостаковича и Свиридова… Проза вдохновляла композиторов не меньше: вспомните «Пиковую даму» Пушкина и Чайковского.

Корреспондент:- Можно ли утверждать, что поэзия и музыка — подтверждение божественного духа в человеке? И каждое слово в строке, и каждая нота, мелодия — всегда больше, чем сами по себе?

Дмитрий Руссу: — Безусловно. Знаете, у Рильке есть такие строки: «Хочу, чтоб высшее начало меня всё чаще побуждало, и я бы рос ему в ответ». Музыка и слово — это и есть высшее начало, побуждающее нас к поиску и совершенству.

Петр Дуюн
ulpravda.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору