Предстоящие мероприятия


Ульяновск
23 января 2025

Ульяновск
24 января 2025

Ульяновск
25 января 2025

Ульяновск
26 января 2025

Ульяновск
31 января 2025

Ульяновск
1 февраля 2025

Димитровград
7 февраля 2025

Ульяновск
8 февраля 2025

Ульяновск
13 февраля 2025

Димитровград
14 февраля 2025

Ульяновск
15 февраля 2025

Ульяновск
15 февраля 2025

Ульяновск
16 февраля 2025

Ульяновск
19 февраля 2025

Ульяновск
21 февраля 2025

Читайте на эту же тему







Полюбите тромбониста

Добавлено 27 июня 2016 muzkarta

Ульяновская филармония

60-летие отмечает сегодня человек, ответственный за гармоничное, слаженное звучание «тяжелой меди» Ульяновского государственного академического симфонического оркестра. От него зависит творческий порядок на «галерке» оркестра, где сидят тромбонисты и тубист. А еще он — солист духового квинтета «Волга-брасс», преподаватель музыкального училища и факультета культуры и искусства УлГУ. Разрешите представить: Иван Шилов.


Подкупил квартирой

Шилов называет Ульяновскую область, которую он вместе с оркестром и квинтетом исколесил вдоль и поперек, родным местом. Но родился он ниже по Волге, в Волгоградской области. Музыкальное училище кончил еще ниже — в Астрахани, высшее образование получил в Саратове. С педагогом ему очень повезло: тогда в консерватории преподавал профессор Борис Манжора, о котором шутили, что он лучший тромбонист среди музыковедов и лучший музыковед среди тромбонистов — из-за двух полученных специальностей. Шилов думал, что станет артистом симфонического оркестра и даже начал работать в оркестре Саратовской филармонии, но молодого выпускника отправили в армию. Затем Иван перебрался в Днепропетровск, но его жену тянуло домой, в Саратов, и через пару лет семья вернулась. Работы не было, и долгие четыре года музыкант играл в эстрадном оркестре местного цирка. Несоответствие стремлений и ожиданий скучной рутине привело к творческому разладу, и молодой тромбонист начал искать другие пути.

В 1988 году Эдуард Серов, создавший наш оркестр, организовывал оркестр в Волгограде. Шилов съездил туда, прошел прослушивание, а потом поехал в Ульяновск, к другу-тромбонисту Владимиру Краснову. Тот привел его к Николаю Алексееву — дирижеру нашего симфонического, и он принял Шилова на работу.

— Купил меня квартирой, — смеется музыкант. — Тогда областью руководил Горячев, он поддерживал симфонический оркестр, и я сразу смог перевезти сюда семью. А вскоре пришел ответ из Волгограда: меня приняли. Но я отказался, потому что уже начал работать в Ульяновске. А с Серовым и Волгоградским оркестром в начале 2000-х годов я все-таки немного поработал — ездил с ними в Германию на гастроли.

Посвящение квинтету

Тогда же, в 1988 году, молодой еще трубач Валерий Уткин решил создать духовой квинтет «Волга-брасс «. Шилов загорелся этой идеей и даже сел за незнакомый ему инструмент — тубу.

— Приличный тубист в городе был, но нам нужен был классный музыкант, — рассказывает Иван Николаевич. — И тогда я сидел ночами в филармонии, со слезами на глазах работал, а в итоге лет 15–17 на тубе играл. Сейчас меня заменил молодой тубист Сергей Миронов. В 80-е годы на весь мир гремел духовой квинтет «Canadian brass quintet», который объехал свет с ретроспективной программой, охватывающей музыку от классики до джаза. На этой волне по России образовалось много брасс-квинтетов — и наш в том числе. Тем более что мы были молодыми, нам хотелось дружить, музицировать, делать что-то для себя, для творческого роста, а заодно получать дополнительный доход.

Мало кто из композиторов писал музыку для квинтета медных духовых инструментов. Аранжировать, то есть перекладывать музыку для этого состава, поручили Шилову — эта работа требует отличного знания особенностей каждого инструмента в ансамбле, художественного вкуса. Коллеги говорят, что Шилов обладает этими качествами, хотя музыкант признает, что примерно из 20 аранжировок удачными оказываются пять-семь.

— На медь хорошо ложится полифония — Бах, Гендель. Чайковский тоже хорошо звучит. Для нашего детского театра мы переложили для квинтета музыку из сказок «Бременские музыканты», «Приключения Буратино», неплохо получается эстрадная и популярно-джазовая музыка. Можно играть классику в современной аранжировке — я делал это с темой из увертюры «Ромео и Джульетта» Чайковского.

Квинтет брался и за очень сложные программы — такие, что пятерка профессионалов вспоминала студенческие времена и усердно занималась. Наградой были лауреатства на конкурсах в Харькове, Нарбонне (Франция), Мёрсе (Германия), гастроли в Хорватии, Норвегии, Швеции, Польше, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Казани, Нижнем Новгороде и, конечно, районах Ульяновской области. Московский композитор Олег Облов посвятил нашему квинтету несколько произведений и специально для него написал сюиту «Сказочные образы». «Волга-брасс» первым исполнил музыку английского композитора Тимоти Муура — сыграли его сочинения в Лондоне и Кембридже. В 2000-х годах квинтет позвали на конкурс в Корею, но уже не в качестве конкурсантов, а как приглашенных музыкантов и членов жюри. Вдоволь поработав с чужой музыкой, Шилов стал сочинять свою. Любитель легкого джаза и панк-рока, он писал миниатюры для квинтета духовых инструментов — нечто в духе популярных в 70-80-е годы команд «Чикаго» и «Земля, ветер, огонь».

Теплая компания

В последние годы больше интересной работы у Шилова бывает в симфоническом оркестре. Пережив трудный период с частой сменой художественного руководителя, оркестр обрел строгого профессионального дирижера — Олега Зверева. В этом году, считает Шилов, наиболее удачно прозвучала Пятая симфония Шостаковича. К удовлетворению музыканта, в оркестре сейчас сложилась хорошая группа духовых инструментов — и деревянных, и медных. Великолепные гобоисты, отличные флейтисты, крепкие кларнеты и фаготы. Стабилизировалась группа тромбонов — это два бывших ученика Шилова — Антон Беляков и Андрей Беленкин, а также Андрей Козин, который тоже учился в Саратове у Манжоры. Сильный трубач — Андрей Москалев, которого дополняет его ученик Сергей Логинов. Не хватает только валторнистов — их в оркестре должно быть шестеро, а работают только четверо. «Тяжелая» медь без дела не сидит: тромбонистам есть где себя показать — Чайковский в Шестой симфонии написал потрясающий хорал для меди, прекрасные соло тромбона есть во Второй симфонии Малера, Пятнадцатой — Шостаковича, очень сложное — в «Болеро» Равеля. Творить и творить!

Анна Школьная
simkr.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

Комментарии

  1. Музыканты, Ульяновск, 28 июня 2016:

    Хорошая статья! Иван Николаевич, поздравляем Вас с юбилеем и желаем дальнейших успехов на творческом поприще. вы очень хороший аранжировщик и с Вами приятно работать!

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору