60-летие отмечает сегодня человек, ответственный за гармоничное, слаженное звучание «тяжелой меди» Ульяновского государственного академического симфонического оркестра. От него зависит творческий порядок на «галерке» оркестра, где сидят тромбонисты и тубист. А еще он — солист духового квинтета «Волга-брасс», преподаватель музыкального училища и факультета культуры и искусства УлГУ. Разрешите представить: Иван Шилов.
Подкупил квартирой
Шилов называет Ульяновскую область, которую он вместе с оркестром и квинтетом исколесил вдоль и поперек, родным местом. Но родился он ниже по Волге, в Волгоградской области. Музыкальное училище кончил еще ниже — в Астрахани, высшее образование получил в Саратове. С педагогом ему очень повезло: тогда в консерватории преподавал профессор Борис Манжора, о котором шутили, что он лучший тромбонист среди музыковедов и лучший музыковед среди тромбонистов — из-за двух полученных специальностей. Шилов думал, что станет артистом симфонического оркестра и даже начал работать в оркестре Саратовской филармонии, но молодого выпускника отправили в армию. Затем Иван перебрался в Днепропетровск, но его жену тянуло домой, в Саратов, и через пару лет семья вернулась. Работы не было, и долгие четыре года музыкант играл в эстрадном оркестре местного цирка. Несоответствие стремлений и ожиданий скучной рутине привело к творческому разладу, и молодой тромбонист начал искать другие пути.
В 1988 году Эдуард Серов, создавший наш оркестр, организовывал оркестр в Волгограде. Шилов съездил туда, прошел прослушивание, а потом поехал в Ульяновск, к другу-тромбонисту Владимиру Краснову. Тот привел его к Николаю Алексееву — дирижеру нашего симфонического, и он принял Шилова на работу.
— Купил меня квартирой, — смеется музыкант. — Тогда областью руководил Горячев, он поддерживал симфонический оркестр, и я сразу смог перевезти сюда семью. А вскоре пришел ответ из Волгограда: меня приняли. Но я отказался, потому что уже начал работать в Ульяновске. А с Серовым и Волгоградским оркестром в начале 2000-х годов я все-таки немного поработал — ездил с ними в Германию на гастроли.
Посвящение квинтету
Тогда же, в 1988 году, молодой еще трубач Валерий Уткин решил создать духовой квинтет «Волга-брасс «. Шилов загорелся этой идеей и даже сел за незнакомый ему инструмент — тубу.
— Приличный тубист в городе был, но нам нужен был классный музыкант, — рассказывает Иван Николаевич. — И тогда я сидел ночами в филармонии, со слезами на глазах работал, а в итоге лет 15–17 на тубе играл. Сейчас меня заменил молодой тубист Сергей Миронов. В 80-е годы на весь мир гремел духовой квинтет «Canadian brass quintet», который объехал свет с ретроспективной программой, охватывающей музыку от классики до джаза. На этой волне по России образовалось много брасс-квинтетов — и наш в том числе. Тем более что мы были молодыми, нам хотелось дружить, музицировать, делать что-то для себя, для творческого роста, а заодно получать дополнительный доход.
Мало кто из композиторов писал музыку для квинтета медных духовых инструментов. Аранжировать, то есть перекладывать музыку для этого состава, поручили Шилову — эта работа требует отличного знания особенностей каждого инструмента в ансамбле, художественного вкуса. Коллеги говорят, что Шилов обладает этими качествами, хотя музыкант признает, что примерно из 20 аранжировок удачными оказываются пять-семь.
— На медь хорошо ложится полифония — Бах, Гендель. Чайковский тоже хорошо звучит. Для нашего детского театра мы переложили для квинтета музыку из сказок «Бременские музыканты», «Приключения Буратино», неплохо получается эстрадная и популярно-джазовая музыка. Можно играть классику в современной аранжировке — я делал это с темой из увертюры «Ромео и Джульетта» Чайковского.
Квинтет брался и за очень сложные программы — такие, что пятерка профессионалов вспоминала студенческие времена и усердно занималась. Наградой были лауреатства на конкурсах в Харькове, Нарбонне (Франция), Мёрсе (Германия), гастроли в Хорватии, Норвегии, Швеции, Польше, Москве, Санкт-Петербурге, Челябинске, Казани, Нижнем Новгороде и, конечно, районах Ульяновской области. Московский композитор Олег Облов посвятил нашему квинтету несколько произведений и специально для него написал сюиту «Сказочные образы». «Волга-брасс» первым исполнил музыку английского композитора Тимоти Муура — сыграли его сочинения в Лондоне и Кембридже. В 2000-х годах квинтет позвали на конкурс в Корею, но уже не в качестве конкурсантов, а как приглашенных музыкантов и членов жюри. Вдоволь поработав с чужой музыкой, Шилов стал сочинять свою. Любитель легкого джаза и панк-рока, он писал миниатюры для квинтета духовых инструментов — нечто в духе популярных в 70-80-е годы команд «Чикаго» и «Земля, ветер, огонь».
Теплая компания
В последние годы больше интересной работы у Шилова бывает в симфоническом оркестре. Пережив трудный период с частой сменой художественного руководителя, оркестр обрел строгого профессионального дирижера — Олега Зверева. В этом году, считает Шилов, наиболее удачно прозвучала Пятая симфония Шостаковича. К удовлетворению музыканта, в оркестре сейчас сложилась хорошая группа духовых инструментов — и деревянных, и медных. Великолепные гобоисты, отличные флейтисты, крепкие кларнеты и фаготы. Стабилизировалась группа тромбонов — это два бывших ученика Шилова — Антон Беляков и Андрей Беленкин, а также Андрей Козин, который тоже учился в Саратове у Манжоры. Сильный трубач — Андрей Москалев, которого дополняет его ученик Сергей Логинов. Не хватает только валторнистов — их в оркестре должно быть шестеро, а работают только четверо. «Тяжелая» медь без дела не сидит: тромбонистам есть где себя показать — Чайковский в Шестой симфонии написал потрясающий хорал для меди, прекрасные соло тромбона есть во Второй симфонии Малера, Пятнадцатой — Шостаковича, очень сложное — в «Болеро» Равеля. Творить и творить!
Анна Школьная
simkr.ru
Комментарии
Музыканты, Ульяновск, 28 июня 2016:
Хорошая статья! Иван Николаевич, поздравляем Вас с юбилеем и желаем дальнейших успехов на творческом поприще. вы очень хороший аранжировщик и с Вами приятно работать!