Предстоящие мероприятия

Ульяновск
21 декабря 2024

Ульяновск
28 декабря 2024

Ульяновск
29 декабря 2024



Ульяновск
4 января 2025

Ульяновск
5 января 2025

Ульяновск
6 января 2025

Ульяновск
8 января 2025

Ульяновск
10 января 2025

Димитровград
11 января 2025

Читайте на эту же тему







Дирижер Дмитрий Руссу: В следующем сезоне будет много творческих открытий, сюрпризов и премьер

Добавлено 15 июня 2016 Dmitry Russu

Дмитрий Руссу (дирижер), Ульяновская филармония

День России в нынешнем году отмечен множеством ярких событий в Ульяновске, Димитровграде, районах области. Праздник запомнился, он будет еще долго обсуждаться. Его готовили лучшие коллективы и сотни энтузиастов, отметили в Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области. С каждый разом профессиональный опыт организаторов массовых культурных событий растет.


В числе самых ярких праздничных мероприятий — концерт под открытым небом Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский». Как он готовился? О своих впечатлениях по просьбе «Ульяновской правды» рассказывает лауреат Всероссийского конкурса, дирижёр Дмитрий Руссу. Он бывает в других городах страны, выезжает за рубеж. Молодой музыкант уделяет много сил собственному профессиональному росту, его мнение любопытно.

Корреспондент: — Концерт в День России собрал много слушателей в Ульяновске. Какое у Вас впечатление от этого выступления?

Дмитрий Руссу: — Как и у моих коллег, артистов оркестра, довольно смешанное впечатление. С одной стороны, огромное удовольствие видеть такое большое количество слушателей и играть для них. С другой — конечно, симфонический оркестр не предназначен для выступлений на открытом воздухе, и от этого многое теряет силу воздействия.

Корреспондент: — Какие произведения Вы отбирали, ведь звучит музыка на площади совершенно иначе, чем в зале?

Дмитрий Руссу: — Я выбрал одно из самых замечательных сочинений Антонина Дворжака — Славянские танцы. Это произведение, как дыхание, полно жизни, очень мощное. Дворжака знают и любят во всём мире, он постоянно звучит в концертах, он современен, востребован. Известно, что композитор написал две тетради танцев по восемь пьес в каждой. Это великолепный труд, каждая музыкальная фраза сразу западает в душу. Каждая мелодия изумляет. Мы сыграли четыре танца, пожалуй, наиболее популярных. Думаю, в выборе мы не ошиблись. Слушатели очень тепло приняли исполнение.

Корреспондент: — А состав оркестра, он не меняется, когда музыканты идут «в народ»?

Дмитрий Руссу: — Всё зависит от конкретных условий и размера концертной эстрады. Подготовка концерта — процесс сложный, тонкий, все нюансы и описать трудно. Конечно, для нас всегда предпочтительнее, чтобы состав был полным. В иных случаях из-за небольших размеров сцены нам приходится уменьшать состав струнной группы оркестра.

Корреспондент: — Слушатели на площади, они все время двигаются? Или стараются не мешать игре музыкантов? Много фотографируют? Как ведут себя дети?

Дмитрий Руссу: — Главное, чтобы дети не кричали слишком громко во время исполнения (улыбается). Остальное нас не слишком отвлекает. При игре на открытом воздухе для нас самое главное — это погодные условия. Уже неоднократно бывали случаи, когда из-за сильного ветра у музыкантов начинают падать пульты и разлетаются по сторонам ноты. В этот раз, слава Богу, обошлось без подобных происшествий. Но ни на минуту расслабиться нельзя. Если бы сняли фильм, как готовится концерт, как он проходят, как реагирует публика — получилось бы очень интересно. Такой фильм можно снять только на «уличном» исполнении, когда никто не обращает внимания на движение публики. В зале и шорох страниц с нотами нарушает восприятие (улыбается). Поэтому и фотографий исполнения музыки в залах почти нет. Профессионалы фотографируют во время поклонов, оваций — это другое.

Корреспондент: — На Ваш взгляд, как организовывать такие выступления? Нужна ли дополнительная реклама? Как ее готовить и распространять?

Дмитрий Руссу: — Реклама нужна всегда, и, как мне кажется, её для симфонического оркестра никогда много не бывает. Что касается организации подобных мероприятий, на мой взгляд, самое главное — это режиссура. Очень важно продумывать очерёдность выступления разных коллективов.

Например, если перед симфоническим оркестром выступит какой-нибудь танцевальный ансамбль, залихватски исполняющий под мощную фонограмму русские народные пляски, то выступление оркестра с его академической манерой и классическим репертуаром после этого может показаться невыигрышным.

Хочется высказать в связи с этим пожелание режиссёрам таких мероприятий — встречаться с дирижёрами и руководителями оркестров для обсуждения всего мероприятия в целом. Мы всегда открыты для такого диалога. В искусстве, где все построено, на «чуть-чуть», на нюансах, важная каждая деталь.

Корреспондент: — В ближайшие дни Вам предстоят еще два выступления на улице, какие там программы, особенности программы?

Дмитрий Руссу: — Да, 24 июня оркестр выступит с приглашённым дирижёром Питером Фрейзингером из США, который подготовит разнообразную программу, включающую произведения Глинки, Равеля, Энеску, де Фалья и Гершвина — пяти композиторов соответственно пяти разных стран.

А на следующий день, 25 июня, ульяновская публика услышит симфоническую музыку русских композиторов — Чайковского, Свиридова, Глазунова, Бородина и Римского-Корсакова. За пультом будут главный дирижёр оркестра Олег Зверев. Готовлюсь и я. Уверен, будет много впечатлений.

Корреспондент: — Во всем мире, во всех странах, в крупных городах летом проводят концерты вне залов. Вы никогда в подобных не участвовали в других городах? Как там организуют их?

Дмитрий Руссу: — Да, мне уже доводилось участвовать в летних концертах на открытой площадке — в 2012 году был приглашён в Хабаровск провести серию таких концертов с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром. Концерты проходили недалеко от Хабаровской филармонии, в живописном парке, на набережной Амура. Кстати, атмосфера там очень похожа на ульяновский Владимирский сад, и сцена (ракушка) тоже. Организовано было всё очень хорошо, я помню, что публика принимала выступления оркестра с восторгом. Запомнилось, что было достаточно много рекламы. Мне рассказывали, что СМИ Хабаровска постарались. Там, как и в Ульяновске, нередко на концертах бывают руководители разного уровня.

Корреспондент: — В этом году выступления оркестра приурочены к началу продажи абонементов. Что это за акция, ведь и раньше продавали абонементы, но специальных рекламных концертов не было?

Дмитрий Руссу: — Нет, не верно! Концерты в рамках «Ярмарки абонементов» уже проходили в Ульяновской филармонии в прошлом году. Помню, выступления симфонического оркестра состоялись в последних числах июня. Думаю, это станет хорошей традицией и будет способствовать привлечению новых слушателей на концерты в Ульяновской филармонии.

Корреспондент: — Вы недавно провели большой концерт, который был задуман для показа солистов оркестра, удалось задуманное? Как оценили выступления сами солисты?

Дмитрий Руссу: — Да, действительно — концерт «Парад солистов» оказался психологически довольно сложным, наверное, одним из самых ответственных и непростых в сезоне. Для любого артиста оркестра невероятно трудно набраться смелости и выйти играть соло с оркестром. Уверен, что каждый из выступавших сделал максимум из того, на что был способен. Меня тронуло то, что коллеги действительно по-настоящему поддерживали друг друга — ведь каждый прекрасно понимает уровень сложности и степень ответственности.

Корреспондент: — В следующем сезоне такие концерты продолжатся? Как популяризировать солистов, делать их известными, а может быть, даже знаменитыми? И сложившиеся механизмы привлечения публики не отменить — слушатели идут «на имя»?

Дмитрий Руссу: — Продолжатся, безусловно. Это уже стало доброй традицией. Помимо «творческого отчёта» солистов в конце года музыканты будут выступать соло и в течение сезона. Что касается «известности» и «знаменитости», на мой взгляд, об этом надо думать в последнюю очередь. Главное — это стараться хорошо сыграть, чтобы самому понравилось. А это — самое сложное.

Корреспондент: — В театре Мольера, сохранились свидетельства, артисты были компаньонами владельца театра, получали вознаграждение в зависимости от того, какой доход был у всей труппы. А у музыкантов не пробуют привязывать заработок к итогам продаж билетов оркестра?

Дмитрий Руссу: — Это вопрос скорее не ко мне, а к директору филармонии. Со своей стороны могу сказать, что я, как, вероятно, и всё остальные, был бы только рад, если у музыкантов будет дополнительный материальный стимул.

Корреспондент: — Время сейчас не простое, но музыка уверенно занимает свою нишу в духовной жизни ульяновцев. Что, на Ваш взгляд, надо делать, чтобы повышать интерес к классической музыке в Ульяновске?

Дмитрий Руссу: — Шостакович сказал: «Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, её слушать». Мы стараемся делать всё возможное, чтобы у жителей города и области сохранялся и приумножался интерес к симфонической музыке. Это касается составления концертных программ — как для площадки Ленинского мемориала, так и «Филармонии — 2» (ДК «Руслан» в Новом городе), также тщательно продумываем программу детского абонемента. В следующем сезоне будет много творческих открытий, сюрпризов и премьер.

Корреспондент: — Кто из музыкантов, на Ваш взгляд, играет особенно ярко? Слушатели мало знают об оркестре. У нас есть семьи, когда супруги вместе играют в оркестре? Династии есть?

Дмитрий Руссу: — В оркестре все до одного музыканты — настоящие профессионалы с прекрасной школой. Как и в любом другом коллективе, есть более опытные, есть молодые. Есть несколько музыкантов, работающих в оркестре с самого первого дня. Есть и семьи, и династии. Что меня радует — что присутствует чувство взаимоуважения и настоящего профессионального товарищества. Это великолепно, дорогого стоит.

Корреспондент: — В Ульяновском драматическом театре дети актеров нередко оказываются на сцене еще в дошкольном возрасте. Когда режиссеру в какой-то сцене нужен ребенок, проблем нет. А когда дети музыкантов появятся на сцене с родителями?

Дмитрий Руссу: — Здесь всё индивидуально, но естественно, что ребёнок редко садится в оркестр или выходит на сцену с родителями в юном возрасте (если, конечно, он не из числа считанных гениев). Обычно этому выходу предшествует длительный профессиональный путь — музыкальная школа, училище, консерватория, иногда аспирантура.

Корреспондент: — На самом деле — оркестр — это мощный авторитетный коллектив, который обладает и энергией и репутаций, и колоссальным интеллектом. Мне кажется, у него еще не раскрыт полностью потенциал хранителя духовной культуры края и двигателя креативной славы области? А Ваше мнение?

Дмитрий Руссу: — Всё зависит от нас самих, от нашей творческой энергии и наших возможностей. Не будем забывать, что и оркестр — это коллектив, который ежедневно нуждается в поддержке, в том числе и материальной.

Музыкальные инструменты — удовольствие не из дешёвых, их периодически необходимо обновлять, закупать расходные материалы и т. п. Присвоение оркестру почётного статуса «Губернаторский» помогает решать многие задачи, но вместе с тем многое ещё предстоит сделать. Прежде всего, это касается улучшения условий труда музыкантов. Наличие симфонического оркестра — это показатель высокого уровня культуры региона.

Далеко не везде есть свой симфонический оркестр. Уверен, что руководство области с особым вниманием будет относиться к нашей гордости — Ульяновскому симфоническому оркестру, 50-летие которого мы будем праздновать в 2018 году.

Петр Дуюн

ulpravda.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору