Предстоящие мероприятия


Ульяновск
23 января 2025

Ульяновск
24 января 2025

Ульяновск
25 января 2025

Ульяновск
26 января 2025

Ульяновск
31 января 2025

Ульяновск
1 февраля 2025

Димитровград
7 февраля 2025

Ульяновск
8 февраля 2025

Ульяновск
13 февраля 2025

Димитровград
14 февраля 2025

Ульяновск
15 февраля 2025

Ульяновск
15 февраля 2025

Ульяновск
16 февраля 2025

Ульяновск
19 февраля 2025

Ульяновск
21 февраля 2025

Читайте на эту же тему







Дирижер Дмитрий Руссу: В следующем сезоне будет много творческих открытий, сюрпризов и премьер

Добавлено 15 июня 2016 Dmitry Russu

Дмитрий Руссу (дирижер), Ульяновская филармония

День России в нынешнем году отмечен множеством ярких событий в Ульяновске, Димитровграде, районах области. Праздник запомнился, он будет еще долго обсуждаться. Его готовили лучшие коллективы и сотни энтузиастов, отметили в Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области. С каждый разом профессиональный опыт организаторов массовых культурных событий растет.


В числе самых ярких праздничных мероприятий — концерт под открытым небом Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский». Как он готовился? О своих впечатлениях по просьбе «Ульяновской правды» рассказывает лауреат Всероссийского конкурса, дирижёр Дмитрий Руссу. Он бывает в других городах страны, выезжает за рубеж. Молодой музыкант уделяет много сил собственному профессиональному росту, его мнение любопытно.

Корреспондент: — Концерт в День России собрал много слушателей в Ульяновске. Какое у Вас впечатление от этого выступления?

Дмитрий Руссу: — Как и у моих коллег, артистов оркестра, довольно смешанное впечатление. С одной стороны, огромное удовольствие видеть такое большое количество слушателей и играть для них. С другой — конечно, симфонический оркестр не предназначен для выступлений на открытом воздухе, и от этого многое теряет силу воздействия.

Корреспондент: — Какие произведения Вы отбирали, ведь звучит музыка на площади совершенно иначе, чем в зале?

Дмитрий Руссу: — Я выбрал одно из самых замечательных сочинений Антонина Дворжака — Славянские танцы. Это произведение, как дыхание, полно жизни, очень мощное. Дворжака знают и любят во всём мире, он постоянно звучит в концертах, он современен, востребован. Известно, что композитор написал две тетради танцев по восемь пьес в каждой. Это великолепный труд, каждая музыкальная фраза сразу западает в душу. Каждая мелодия изумляет. Мы сыграли четыре танца, пожалуй, наиболее популярных. Думаю, в выборе мы не ошиблись. Слушатели очень тепло приняли исполнение.

Корреспондент: — А состав оркестра, он не меняется, когда музыканты идут «в народ»?

Дмитрий Руссу: — Всё зависит от конкретных условий и размера концертной эстрады. Подготовка концерта — процесс сложный, тонкий, все нюансы и описать трудно. Конечно, для нас всегда предпочтительнее, чтобы состав был полным. В иных случаях из-за небольших размеров сцены нам приходится уменьшать состав струнной группы оркестра.

Корреспондент: — Слушатели на площади, они все время двигаются? Или стараются не мешать игре музыкантов? Много фотографируют? Как ведут себя дети?

Дмитрий Руссу: — Главное, чтобы дети не кричали слишком громко во время исполнения (улыбается). Остальное нас не слишком отвлекает. При игре на открытом воздухе для нас самое главное — это погодные условия. Уже неоднократно бывали случаи, когда из-за сильного ветра у музыкантов начинают падать пульты и разлетаются по сторонам ноты. В этот раз, слава Богу, обошлось без подобных происшествий. Но ни на минуту расслабиться нельзя. Если бы сняли фильм, как готовится концерт, как он проходят, как реагирует публика — получилось бы очень интересно. Такой фильм можно снять только на «уличном» исполнении, когда никто не обращает внимания на движение публики. В зале и шорох страниц с нотами нарушает восприятие (улыбается). Поэтому и фотографий исполнения музыки в залах почти нет. Профессионалы фотографируют во время поклонов, оваций — это другое.

Корреспондент: — На Ваш взгляд, как организовывать такие выступления? Нужна ли дополнительная реклама? Как ее готовить и распространять?

Дмитрий Руссу: — Реклама нужна всегда, и, как мне кажется, её для симфонического оркестра никогда много не бывает. Что касается организации подобных мероприятий, на мой взгляд, самое главное — это режиссура. Очень важно продумывать очерёдность выступления разных коллективов.

Например, если перед симфоническим оркестром выступит какой-нибудь танцевальный ансамбль, залихватски исполняющий под мощную фонограмму русские народные пляски, то выступление оркестра с его академической манерой и классическим репертуаром после этого может показаться невыигрышным.

Хочется высказать в связи с этим пожелание режиссёрам таких мероприятий — встречаться с дирижёрами и руководителями оркестров для обсуждения всего мероприятия в целом. Мы всегда открыты для такого диалога. В искусстве, где все построено, на «чуть-чуть», на нюансах, важная каждая деталь.

Корреспондент: — В ближайшие дни Вам предстоят еще два выступления на улице, какие там программы, особенности программы?

Дмитрий Руссу: — Да, 24 июня оркестр выступит с приглашённым дирижёром Питером Фрейзингером из США, который подготовит разнообразную программу, включающую произведения Глинки, Равеля, Энеску, де Фалья и Гершвина — пяти композиторов соответственно пяти разных стран.

А на следующий день, 25 июня, ульяновская публика услышит симфоническую музыку русских композиторов — Чайковского, Свиридова, Глазунова, Бородина и Римского-Корсакова. За пультом будут главный дирижёр оркестра Олег Зверев. Готовлюсь и я. Уверен, будет много впечатлений.

Корреспондент: — Во всем мире, во всех странах, в крупных городах летом проводят концерты вне залов. Вы никогда в подобных не участвовали в других городах? Как там организуют их?

Дмитрий Руссу: — Да, мне уже доводилось участвовать в летних концертах на открытой площадке — в 2012 году был приглашён в Хабаровск провести серию таких концертов с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром. Концерты проходили недалеко от Хабаровской филармонии, в живописном парке, на набережной Амура. Кстати, атмосфера там очень похожа на ульяновский Владимирский сад, и сцена (ракушка) тоже. Организовано было всё очень хорошо, я помню, что публика принимала выступления оркестра с восторгом. Запомнилось, что было достаточно много рекламы. Мне рассказывали, что СМИ Хабаровска постарались. Там, как и в Ульяновске, нередко на концертах бывают руководители разного уровня.

Корреспондент: — В этом году выступления оркестра приурочены к началу продажи абонементов. Что это за акция, ведь и раньше продавали абонементы, но специальных рекламных концертов не было?

Дмитрий Руссу: — Нет, не верно! Концерты в рамках «Ярмарки абонементов» уже проходили в Ульяновской филармонии в прошлом году. Помню, выступления симфонического оркестра состоялись в последних числах июня. Думаю, это станет хорошей традицией и будет способствовать привлечению новых слушателей на концерты в Ульяновской филармонии.

Корреспондент: — Вы недавно провели большой концерт, который был задуман для показа солистов оркестра, удалось задуманное? Как оценили выступления сами солисты?

Дмитрий Руссу: — Да, действительно — концерт «Парад солистов» оказался психологически довольно сложным, наверное, одним из самых ответственных и непростых в сезоне. Для любого артиста оркестра невероятно трудно набраться смелости и выйти играть соло с оркестром. Уверен, что каждый из выступавших сделал максимум из того, на что был способен. Меня тронуло то, что коллеги действительно по-настоящему поддерживали друг друга — ведь каждый прекрасно понимает уровень сложности и степень ответственности.

Корреспондент: — В следующем сезоне такие концерты продолжатся? Как популяризировать солистов, делать их известными, а может быть, даже знаменитыми? И сложившиеся механизмы привлечения публики не отменить — слушатели идут «на имя»?

Дмитрий Руссу: — Продолжатся, безусловно. Это уже стало доброй традицией. Помимо «творческого отчёта» солистов в конце года музыканты будут выступать соло и в течение сезона. Что касается «известности» и «знаменитости», на мой взгляд, об этом надо думать в последнюю очередь. Главное — это стараться хорошо сыграть, чтобы самому понравилось. А это — самое сложное.

Корреспондент: — В театре Мольера, сохранились свидетельства, артисты были компаньонами владельца театра, получали вознаграждение в зависимости от того, какой доход был у всей труппы. А у музыкантов не пробуют привязывать заработок к итогам продаж билетов оркестра?

Дмитрий Руссу: — Это вопрос скорее не ко мне, а к директору филармонии. Со своей стороны могу сказать, что я, как, вероятно, и всё остальные, был бы только рад, если у музыкантов будет дополнительный материальный стимул.

Корреспондент: — Время сейчас не простое, но музыка уверенно занимает свою нишу в духовной жизни ульяновцев. Что, на Ваш взгляд, надо делать, чтобы повышать интерес к классической музыке в Ульяновске?

Дмитрий Руссу: — Шостакович сказал: «Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, её слушать». Мы стараемся делать всё возможное, чтобы у жителей города и области сохранялся и приумножался интерес к симфонической музыке. Это касается составления концертных программ — как для площадки Ленинского мемориала, так и «Филармонии — 2» (ДК «Руслан» в Новом городе), также тщательно продумываем программу детского абонемента. В следующем сезоне будет много творческих открытий, сюрпризов и премьер.

Корреспондент: — Кто из музыкантов, на Ваш взгляд, играет особенно ярко? Слушатели мало знают об оркестре. У нас есть семьи, когда супруги вместе играют в оркестре? Династии есть?

Дмитрий Руссу: — В оркестре все до одного музыканты — настоящие профессионалы с прекрасной школой. Как и в любом другом коллективе, есть более опытные, есть молодые. Есть несколько музыкантов, работающих в оркестре с самого первого дня. Есть и семьи, и династии. Что меня радует — что присутствует чувство взаимоуважения и настоящего профессионального товарищества. Это великолепно, дорогого стоит.

Корреспондент: — В Ульяновском драматическом театре дети актеров нередко оказываются на сцене еще в дошкольном возрасте. Когда режиссеру в какой-то сцене нужен ребенок, проблем нет. А когда дети музыкантов появятся на сцене с родителями?

Дмитрий Руссу: — Здесь всё индивидуально, но естественно, что ребёнок редко садится в оркестр или выходит на сцену с родителями в юном возрасте (если, конечно, он не из числа считанных гениев). Обычно этому выходу предшествует длительный профессиональный путь — музыкальная школа, училище, консерватория, иногда аспирантура.

Корреспондент: — На самом деле — оркестр — это мощный авторитетный коллектив, который обладает и энергией и репутаций, и колоссальным интеллектом. Мне кажется, у него еще не раскрыт полностью потенциал хранителя духовной культуры края и двигателя креативной славы области? А Ваше мнение?

Дмитрий Руссу: — Всё зависит от нас самих, от нашей творческой энергии и наших возможностей. Не будем забывать, что и оркестр — это коллектив, который ежедневно нуждается в поддержке, в том числе и материальной.

Музыкальные инструменты — удовольствие не из дешёвых, их периодически необходимо обновлять, закупать расходные материалы и т. п. Присвоение оркестру почётного статуса «Губернаторский» помогает решать многие задачи, но вместе с тем многое ещё предстоит сделать. Прежде всего, это касается улучшения условий труда музыкантов. Наличие симфонического оркестра — это показатель высокого уровня культуры региона.

Далеко не везде есть свой симфонический оркестр. Уверен, что руководство области с особым вниманием будет относиться к нашей гордости — Ульяновскому симфоническому оркестру, 50-летие которого мы будем праздновать в 2018 году.

Петр Дуюн

ulpravda.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2025 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору