6 ноября в Новгородской филармонии выступит камерный оркестр с концертной программой «Моцарт. Маленькая ночная серенада» к 260-летию В. А. Моцарта. Журналу «Область культуры» удалось побывать на репетиции камерного оркестра накануне концерта и побеседовать с его художественным руководителем и главным дирижером, лауреатом международных конкурсов — Львом Дунаевым.
Лев Александрович пришёл на репетицию прямо с поезда — только вернулся из Петербурга.— Как так получилось, что вы работаете и в Петербурге, и в Новгороде?— Предназаначение музыканта — работать не в одном месте. Если музыкант работает в одном месте, он творчески усыхает. Всегда нужно иметь возможность встречи с новой публикой, с новыми коллективами, с новыми солистами. Публике не интересно, когда выступает на сцене всё время один и тот же руководитель, дирижёр, так же и музыкант не может выступать постоянно в одном месте. Музыканты должны нести своё искусство в разные города. На сегодняшний момент я выступаю во Пскове, Красноярске, Волгограде, Таллине. Раньше ездил с гастролями по Ленинградской области.
— Как долго работаете в Новгородской филармонии?— Я сотрудничаю с Филармонией 2,5 года. Год я был приглашённым дирижёром, потом мне предложили занять место художественного руководителя оркестра.
— Чем будет интересен этот концертный сезон? Чем будет отличаться от предыдущих?Он начался очень рано — в конце августа мы подготовили для новгородцев концерт под открытым небом у входа в Филармонию. Играли сочинения композиторов-юбиляров этого года: Прокофьева, Шостаковича, а также сыграли Чайковского, Глинку. Прекрасный проект. Также у нас были внеабоненментные концерты в Старой Руссе и Великом Новгороде, к нашему камерному оркестру присоединились музыканты из Санкт-Петербурга для того, чтобы помочь нам сыграть большую симфоническую программу. Сейчас мы готовимся к абонементному концерту 6 ноября, в программе которого будут звучать произведения Моцарта. Также у нас будет ещё несколько абонементных концертов в этом сезоне, один из которых мы уже традиционно играем 7 января, в честь Рождества. Это очень красивый проект, всегда очень много людей. Этот концерт посещают не только новгородцы, но и гости города. В этом сезоне у нас будет концерт немного не православной тематики — называется «Всем влюблённым посвящается» ко Дню святого Валентина — дань молодёжной традиции и будет пасхальный концерт, который запланирован в абонементе. Также у нас обязательно будет концерт ко Дню Победы и будут сюрпризы для слушателей помимо абонементной программы. О них пока не могу рассказать.
— Я так понимаю, в августе был первый опен-эйр камерного оркестра Новгородской филармонии в стенах Кремля. Планируете ли повторить выступления в таком формате?— Мы хотим, чтобы опен-эйры в стенах Новгородского кремля стали ежегодными. Будем добиваться этого. Нам самим очень понравился этот проект, и очень повезло с погодой.
— За стены Кремля не планируете выйти?— Сложно сказать. Пока мы просто хотим его сделать ежегодным, примерно в конце августа.
— У камерного оркестра был концерт с группой «АПМ» — экспериментальная смесь рока и классики. Будет ли подобный проект продолжаться?— На тот момент я не работал в Новгородской филармонии дирижёром, но я наслышан о нём и знаю, что оркестру этот проект очень понравился, на нашем юбилейном концерте мы даже исполняли кусочки произведений этой группы. Мы открыты к диалогу, ищем новые интересные решения.
— Стоит ли вообще классику смешивать с роком или другими музыкальными жанрами?— Я думаю, что всё имеет право на существование. Если сейчас посмотреть на мировых исполнителей, которые путешествуют с турами, то практически у всех симфонический оркестр сидит на сцене. Все хотят, чтобы выступление выглядело солидно и звучно.
— Будет ли у нас когда-нибудь в Великом Новгороде собственный симфонический оркестр?— Пока я не могу сделать точных прогнозов. Но я бы лично хотел, чтобы в Новгороде появился свой симфонический оркестр. Для этого нужно сделать много шагов. На сегодняшний момент важно, чтобы хотя бы несколько раз в год симфонические программы звучали в Филармонии. Прежде всего, чтобы в основе этого симфонического оркестра лежал наш камерный новгородский оркестр, чтобы новгородцы выступали в родном городе.
— Достаточно ли новгородских музыкантов, чтобы собрать симфонический оркестр, или их просто нет?— На данный момент мы приглашаем музыкантов из Санкт-Петербурга, а дальше посмотрим.
— В Новгороде есть ещё оркестр народных инструментов. Не хотелось ли поэкспериментировать и выступить вместе?— Почему бы и нет. Но пока мы не получали таких предложений от них.
— Будут ли гастроли у оркестра, есть ли в планах международные проекты?— У камерного оркестра пока международных проектов нет. Они есть лично у меня. У нас есть проект, который уже анонсировала Псковская филармония — они включили наш концерт в свой абонемент, он состоится в конце марта 2017 года совместно с псковским оркестром Эдуарда Банько. 2 апреля с ответным визитом они приедут к нам. Мы сыграем сводным симфоническим оркестром две большие программы — одно отделение буду дирижировать я, второе отделение будет дирижировать Эдуард: премьеру композитора Евгения Петрова (Санкт-Петербург) — «Великая княгиня Ольга». Инструментальная опера, в которой нет действующих лиц-певцов. Действующими лицами выступают инструменты. Надеемся, что достойная музыка понравится новгородцам.
— Можете нарисовать воображаемый портрет посетителя концертов камерного оркестра? Публика очень хорошая, доброжелательная. Видно, что есть люди, которые интересуются классической музыкой. Есть много молодой публики, дети, что радует. Здесь есть завсегдатаи. Практически всегда 2/3 зала заполнены — это очень хороший показатель. У нас только два мужчины в оркестре, играют, в основном, девушки, очень стараются, поэтому их любят. Я только что приехал из Волгограда. Там есть замечательная форма — дирижёр или солист остаются после концерта побеседовать с публикой. Я давным-давно хочу это реализовать в Великом Новгороде, чтобы мы спускались в зал и общались со зрителями. Публика задаёт очень интересные вопросы иной раз, это очень сближает. Эти люди, несомненно, придут на следующий концерт.
— Насколько воспитана новгородская публика?— Стараются в паузах не хлопать. Но это не показатель воспитанности публики. Для меня лично показатель — это то, что люди вообще посещают концерты классического репертуара, интересуются не только крупномасштабными проектами, но и камерными. Это огромный пласт культуры, не особо яркий и броский, но интересный.
— Концерт 6 ноября посвящён Моцарту. Насколько этот композитор важен для вас, близок, может быть?— Очень мало людей, которые не любят Моцарта. Для меня Моцарт — это яркий, солнечный композитор, у него очень мало минорной музыки. В основном, она мажорная, проникающая в сердца. Для меня важно, что в этом концерте примут участие дети, которые заняли призовые места на детском областном конкурсе имени Моцарта. Будет трубач, саксофонист, флейтисты, скрипачка. Это важный момент. Мы должны дать детям стимул, чтобы они понимали, что не просто получили какую-то бумажку, и их погладили по голове. У них есть возможность побороться за право игры в дальнейшем на сцене Филармонии с оркестром. Это большого стоит. Потому что далеко не все исполнители, не только в детстве, в принципе, имеют возможность сыграть с оркестром. Нам нужно развивать талантливую молодёжь. В этом году из Новгорода поступила девочка-флейтистка в консерваторию чуть ли не в первых рядах, с очень высоким баллом — Маргарита Попова. Это показатель. Нужно таких людей поддерживать.
— Вы говорите, что только двое мужчин в оркестре. Ведётся ли какой-то набор, и почему женщин больше?— Мы открыты к диалогу, к сотрудничеству. У нас всегда есть возможность принять на работу ещё музыкантов, так что милости просим. А женщин больше потому, что они больше любят музыку. Есть и финансовое объяснение тому, почему у нас мало мужчин в оркестре. На мужчину, как на главу семьи, возлагается, прежде всего, финансовая ответственность. Но ни для кого не секрет, что даже во времена Моцарта музыканты получали весьма немного.
— Следите ли вы за концертной жизнью Новгорода? Что в ней преобладает?— Качественных гастролирующих коллективов очень мало. Назовём вещи своими именами. Я говорю не о Филармонии, а о других площадках.
— Что такое качественный коллектив в вашем понимании?— Коллектив, который приезжает в своём основном составе и даёт под своим именем концерт. А у нас часто бывает, что набирают коллективы в последний момент, и они выступают не в оригинальном составе.
— Вы сами ходите на концерты?— Да, конечно. Недавно был на выступлении хора Валаамского монастыря. Это был качественный концерт, к которому у меня нет претенизий.
— Поп или рок вас не интересует?— У меня нет времени на такие концерты, стараюсь на них не ходить. Меня интересует больше классика.
— Сравните концертную индустрию Новгорода и Петербурга. — Примерно всё то же самое. В Петербурге живёт больше людей, поэтому легче продать билеты и окупить концерт. В Новгороде в разы меньше населения, поэтому зрителей ходит меньше. Хотя цены у нас очень демократичны — в Петербурге за эти деньги никуда не сходишь вообще. Мы стараемся подобрать грамотную репертуарную политику. Мы не представляем только классическую «попсу», стараемся играть разные произведения, пусть даже не известные широкой публике.
Марина Боброва
okultureno.ru (фото)
okultureno.ru (видео)