Камерный коллектив Филармонии Якутии
«Camerata Yakutsk»30 января представляет свою новую программу
«Стихия вода». За свою относительно недолгую трехлетнюю историю «Camerata» успела уже выступить на ведущих площадках Москвы и Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что музыканты делают всего две-три программы в год, коллектив уже стал явлением в музыкальной культуре города, поскольку каждая из этих программ становится по- настоящему концептуальной и выразительной.
Руководитель «Camerata Yakutsk» контрабасист
Дмитрий Рогов — выпускник Московской консерватории, музыкант, с большим профессиональным опытом, вот уже четвертый год работает в Якутске. Именно он стоит у истоков создания коллектива. В своем интервью Дмитрий рассказал нам о камерной музыке, новой программе и, конечно же, о контрабасе.
— Камерная музыка нашла своего слушателя в Якутске?— Я считаю, что да. И на это есть основания. Последний наш проект «Искренность» прошел с огромным успехом и собрал рекордное количество зрителей. Концерт состоялся в зале ЯНЦ, и там просто не хватило места всем желающим. Мы специально привозили дополнительные стулья и даже, несмотря на это, все желающие не смогли попасть в зал. Мы открыли двери и люди слушали в фойе. Мы делаем программы не так часто, всего два — максимум три раза в год. И нам очень отрадно, что люди нас знают и приходят на наши концерты.
— А чем вызван интерес к камерной музыке?— Думаю, что, с одной стороны, благодаря качеству наших программ, с другой — что именно камерная музыка сама по себе захватывает слушателя. Сразу становится понятным, что это несколько иной принцип музицирования. Это не оркестр и не солист, но это коллектив, который хотя и находится на сцене, но так, что слушатель чувствует, что он в кругу друзей, в гостях, и музыканты делятся с ним самым дорогим. Камерный ансамбль — это всего несколько человек, которые стараются думать одинаково. И репетиции у нас в этом смысле проходят не так как у оркестра, где есть дирижер, который трактует произведение. Все решения, касающиеся музыки, мы принимаем коллегиально, поскольку любое мнение и проявление музыкального вкуса всегда полезно. На репетиции у нас всегда уходит много времени, поскольку мы еще и много обсуждаем. И только после этой работы у нас вырисовывается определенная музыкальная картина. А когда приходит время концертного выступления, мы стараемся выкладываться максимально. И это для нас всегда большой душевный труд и большая радость одновременно. Музыкант должен переживать — ведь он как актер, и он не должен «отбывать каторгу» на сцене. Музыка для нас — это образ жизни.
— Каждый ваш концерт становится событием. Вы готовитесь не только музыкально, но еще и придумываете интересные афиши, которые готовят профессиональные художники, снимаете видеоролики, отталкиваясь от названия программы, которая в свою очередь также имеет каждый раз необычное название. В общем, начиная от названия и заканчивая последним сыгранным аккордом, у вас все продумано — получается такое цельное концептуальное произведение.— Да, каждая программа всегда серьезно обдумывается. И для нас она всегда выстрадана от начала и до конца. Все, что мы делаем, всегда должно происходить на максимальном градусе эмоционального напряжения. Поскольку только тогда мы сможем подключить людей к тому живительному источнику вдохновения, который заложен в исполняемой нами музыке.
Мы играем наш спектакль, прежде всего, для себя, а потом уже для других и все это потому, что сначала мы сами должны бесконечно полюбить музыку и только так мы сможем разделить ее со слушателем. По-другому не хотим, это неинтересно.
И еще раз повторюсь, что мы тратим много душевных сил на каждую программу именно для того, чтобы выложится максимально на выступлении. Поэтому для нас нет мелочей в подготовке концерта, мы ко всему подходим скрупулезно, в том числе и к афише, и к видео, если его используем, и к месту проведения. Последнее, кстати, очень важно. Зал — это проводник между музыкантом и слушателем, и он должен резонировать. К сожалению, сейчас зал ЯНЦ для нас не доступен, хотя нам там очень нравилось. А если говорить о названии программы, то тут мы тоже стараемся подобрать его так, чтобы была некая законченность.
«Изначально не предполагался какой-то фиксированный состав. А наоборот мы были нацелены на то, чтобы подключать разных музыкантов и тем самым играть разные произведения».
— Как вы отбираете произведения? Есть ли какие-то музыкальные эпохи, которые, например, для вас «закрыты»? И всегда ли получается сыграть то, что хочется?— У меня всегда есть в голове несколько концепций-программ, которые хотелось бы сыграть. И в этой связи мне очень повезло с учителями. Благодаря им я имею хорошее образование, они привили мне музыкальный вкус. И поэтому, как мне кажется, и удается составлять интересные программы. Но, к сожалению, камерной музыке, как правило, не уделяется достаточно внимания в консерватории. Поэтому такой пробел приходится восполнять самостоятельно. Я постоянно нахожусь в поисках «своей» музыки. В основном в интернете.
Нужно погрузиться в незнакомую музыку, чтобы можно было почувствовать ее и понять, что за энергию несет она в себе. И будет ли эта музыка интересна не только мне, но и слушателю.
А сыграть то, что хочется, получается далеко не всегда. У нас здесь просто не хватает людей, которые имели бы достаточную квалификацию для исполнения определенной музыки. И дело не только в ремесле, но и в знании истории музыки, стилистики разных эпох и общей культуры — все это нужно, чтобы правильно понять и передать смысл, заложенный композитором. Исполнять значит наполнять. Наполнять смыслом. Композитор с помощью нот как бы рисует некую карту, и задача исполнителя правильно ее интерпретировать и дойти до конечной цели. И вот, например, барочную музыку нам в этом смысле исполнять сложно. Мы просто не сможем ее правильно сыграть — уровень подготовки не соответствует. И поэтому нас интересует в основном музыка эпох классицизма, романтизма, и до современной. Именно в 18–19 веках было написано потрясающее количество гениальной камерной музыки.
— В продолжении темы. Становится уже традицией исполнение вами произведений современного российского композитора Павла Карманова. Почему именно он?— Услышав впервые его музыку, я был по-настоящему потрясен и сразу же понял, что это моя музыка. Стиль, в котором он пишет, трудно охарактеризовать. Говорят, что это и неоромантизм, и минимализм, но я не сторонник этих «ярлыков». Я вижу в нем одновременно много проявлений различных музыкальных направлений. К тому же мы учились с ним примерно в одно и тоже время в Московской консерватории, хотя и не были знакомы. Но у нас с ним много общего. К тому же его музыка понравилась и моим коллегам. Здесь стоить отметить и еще один момент — экономический. Композиторам перепадают очень небольшие деньги за авторские права. В этом смысле со средствами у них не всегда все хорошо. И поэтому с моей стороны еще и материальная поддержка. Но, слава Богу, у Павла сейчас все в порядке. Он достаточно востребован среди известных музыкантов. Ему заказывают произведения. И это заслужено — его музыка необыкновенна.
«Мой инструмент помогает мне постоянно развиваться, это мой коллега, мое творческое „я“»
— Если говорить о вашей новой программе «Стихия вода», которую вы представите 30 января. Вокруг какой центральной идее она построена, и какие произведения будут исполнены?— Отправной точкой стало знакомство с замечательным музыкантом, пианистом Ольгой Гаврильевой, а я уже давно хотел сделать программу с роялем. Поэтому я сделал ей предложение поучаствовать, и она согласилась. Я подобрал соответствующую программу. Одно из произведений — это «Большой секстет» Глинки, который был написан под влиянием итальянского стиля «бельканто». И это одно из самых ярких его произведений того периода. Другое произведение — легендарный «Форельный» квинтет Шуберта, в котором композитор использовал свою известную песню «Форель». Сама песня просто потрясающая по своей фактуре и с очень простым сюжетом.
Мальчик-художник или поэт с восхищением наблюдает за форелью, как она плещется в ручье, но рядом пристроился и рыбак… И вот эта рыбка попадается на крючок. Гармония нарушена, от радости нет и следа. Романтически настроенный мальчик испытывает ужасную горечь и плачет. В этих образах присутствует и вода, и рыба, в том числе и как символы. Секстет Глинки так же напоминает своими фортепианными переливами и плеск волн, и блеск моря — то есть круг образов связан с водной стихией.
К тому же оба произведения — ярчайшие проявления эпохи романтизма, и для меня один из образов, характерных для того времени — это вода. К тому же он глубоко символичен и для человека, и для нашей планеты. А рыба — это один из главных религиозных образов в христианстве, буддизме и иудаизме, этот символ священен. В общем, тоже получилось концептуально. А завершим мы концерт исполнением «Форельного» квинтета Павла Карманова, которое внесет совершенно иную струю в ход концерта, и я надеюсь, произведет на слушателей незабываемое впечатление.
— Вспоминая историю ансамбля «Камерата Якутск»… Как появился ваш коллектив, и какие изменения произошли с коллективом за это время?— Изначально «Камерата» создавалась как творческий проект, где солисты могли бы совершенствовать свое мастерство. И с этой задачей мы справились. Вторая идея при создании коллектива — это его мобильность. Поскольку небольшой коллектив намного проще вывозить из Якутии. И мы хотели сделать из «Камераты» некий бренд Филармонии Якутии, чтобы за пределами региона о нас знали. И здесь мы также добились определенных успехов. Мы, в частности, сыграли в Большом зале консерватории в Москве и получили отличные отзывы. И еще один момент. «Камерата» изначально не предполагала какой-то фиксированный состав. А наоборот мы были нацелены на то, чтобы подключать разных музыкантов и тем самым играть разные произведения. Еще если говорить об истории, то раньше нас было больше. Мы играли в таком составе как нонет. Это 9 исполнителей, почти маленький оркестр. И в «Камерате» играли фактически все солисты нашего оркестра «Симфоника Артика».
— А если говорить о настоящем и заглянуть в будущее. И не только Вашего коллектива, но и всей филармонии в целом?— Настоящее, к сожалению, не очень радужное. И в первую очередь это связано, конечно, с финансированием. Поскольку с этого года наш коллектив выведен из бюджета. Поэтому приходится рассчитывать на себя. Сейчас, конечно, не очень хорошее время и это связано и с политикой и с экономикой. Но музыка вне политики и мы будем стараться и дальше продолжать работу. А то, что касается настоящего нашей филармонии, то в первую очередь нам не хватает музыкантов. Оркестр укомплектован лишь наполовину. Также хотелось бы видеть больше дирижеров, поскольку это всегда что-то новое и в первую очередь, конечно — это новые программы. Далее, на мой взгляд, нужно пересмотреть менеджмент, то есть организацию работы оркестра. Но самым главным моментом является отсутствие собственного зала. Я вот сказал о нехватке музыкантов, но у нас просто нет места для того, чтобы их стало больше.
«С этого года наш коллектив выведен из бюджета. Поэтому приходится рассчитывать на себя»
— Вы играете на контрабасе. Инструмент весьма неординарный как по звучанию, так и по своим размерам. Есть такое произведение Патрика Зюскинда «Контрабас». Какую, по вашему мнению, идею вложил автор в этот текст и почему именно контрабас? И какой «Контрабас» Дмитрия Рогова?— Да, я тоже размышлял, почему Зюскинд взял именно контрабас… Но тут, мне кажется, главное не инструмент, а человек. И контрабасисты не имеют никакого отношения к его персонажу. Персонаж Зюскинда — это такой маленький человек в футляре с нереализованными амбициями, музыкант оперного оркестра, который всю жизнь просидел в оркестровой яме, и для которого предмет его вожделения — певица, находится на недосягаемой «высоте». Как же ему хочется закричать, как отважиться раскрыть всю глубину и красоту его души? Как продемонстрировать уникальность своего таланта? Ведь для его инструмента написано очень мало сольных произведений. Кстати, в тексте упоминается как раз «Форельный» квинтет Шуберта, который, по его мнению, является вершиной контрабасового исполнительства, что конечно же далеко не так… Однако, вот и мы будем исполнять это произведение на следующем концерте, и я тоже вместе с тем продемонстрирую свои способности (смеется).
А что касается меня, то я играл и на скрипке, и на классической гитаре и только потом пришел к контрабасу. Для меня контрабас — это в первую очередь потрясающий по своей фактуре инструмент. То, какой вид он имеет сейчас, он приобрел не так давно и продолжает развиваться. И мне это импонирует. К тому же у контрабаса самый большой диапазон звучания — от самого низа, где у баса нет конкурентов, до самого верха, где контрабас может соперничать со скрипкой. По мне контрабас — это король оркестра, его фундамент. Представить звучание оркестра без контрабаса просто невозможно.
А вообще мой инструмент помогает мне постоянно развиваться, это мой коллега, мое творческое «я». Всегда с радостью беру его в руки, занимаюсь и долго обходиться без него не могу. Но так, наверное, может сказать любой музыкант о своем инструменте, если, конечно, он его по-настоящему любит.
Текст:
Иван БАРКОВyakutia.info