Наталья Базалева: филармония — это как чистая вода, а не газировка

Добавлено 21 января 2016 muzkarta

Симфонический оркестр «Symphonica ARTica», Филармония Якутии, Ансамбль солистов «Камерата Якутск»

Текст: Иван БАРКОВ
Фото: Филармония Якутии
YAKUTIA.INFO. 1 января 2016 года Государственной филармонии Якутииимени Г. М. Кривошапко исполнилось пять лет. Первый юбилей и первое серьёзное подведение итогов. За пять лет коллективы филармонии во главе с симфоническим оркестром «Symphonica ARTica» заявили о себе на российском и международном уровне.

Стараниями филармонии якутские слушатели имели возможность познакомиться с творчеством многих выдающихся российских и зарубежных музыкантов. Художественный руководитель-директор Филармонии ЯкутииНаталья БАЗАЛЕВА, являясь ключевой фигурой в процессе становления и развития молодой филармонии, несмотря на напряжённый рабочий график, ответила на несколько наших вопросов и рассказала о непростом, но поистине творческом деле руководителя филармонии и дирижёра ведущего оркестра республики.

РОЖДЕНИЕ ФИЛАРМОНИИ

Как создавалась филармония? Какие были первоочередные задачи?

— Главной задачей после учреждения филармонии для нас было создание симфонического оркестра, и к этому флагману мы продолжаем идти, работа по формированию оркестра еще не завершена. А начинали мы с чистого лица. Сказать к примеру, в Тюмене в этом году был создан симфонический оркестр, на прослушивание съехалось порядка 500 музыкантов со всей России и около 60 человек было принято в состав оркестра. В Тюмени шли к этому 10 лет, было предусмотрено серьезное финансирование. Мы же о создании филармонии узнали за четыре месяца до того. Предпосылки к созданию симфонического оркестра в Якутске существовали, учитывая, работу нашей главной кузницы кадров — Высшей школы музыки Республики Саха им. В. А. Босикова, но, поскольку перед школой изначально не стояло задачи по подготовке большого количества исполнителей на струнных инструментах, мы столкнулись с тем, что этих специалистов не хватает. По этой причине в первый год было решено создать духовой оркестр, поскольку здесь с кадрами проблем не было.

Вторым этапом в создании симфонического оркестра стало появление первого струнного коллектива — ансамбля «Arco ARTico» под руководствомАндрея Дедюкина. На пост главного дирижёра мы пригласили мастера мирового уровня — Фабио Мастранджело. Под его руководством в мае и июле 2012 года состоялись международные концерты-проекты, в которых наряду с артистами нашей филармонии, приняли участие музыканты Мариинского театра, Красноярского театра оперы и балета; Новосибирской, Иркутской, Хабаровской и Гамбургской филармоний; Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского, оркестра Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга, Национального симфонического оркестра Сирии; а также музыканты из Испании и КНР. Таким образом, постепенно формировался наш оркестр «Symphonica ARTica». 2 сентября того же года симфонический оркестр сыграл свой первый концерт. Сейчас в оркестре более 60 человек, но это далеко не предел, то есть даже на сегодняшний день, повторяю, работа не завершена.

Сейчас в «Symphonica ARTica» есть и приглашённые музыканты.

— Да, сейчас в оркестре трудятся четверо приглашённых музыкантов. Первым к нам присоединился Дмитрий Рогов — концертмейстер группы контрабасов, руководитель ансамбля «Camerata Yakutsk». Потом мы работали над тем, чтобы к нам приехали скрипачи Ульяна Голикова — первая скрипка, концертмейстер оркестра, и Михаил Серов — концертмейстер вторых скрипок. Последним к нам приехал кларнетист Павел Ляхов. Все они, конечно, работают на особых условиях, как мастера экстра-класса. Музыканты такого уровня в составе оркестра и главный дирижёр Фабио Мастранджело обеспечивают возможность оркестру выполнять самые высокие задачи.

Вы долгое время были руководителем Государственного концертного оркестра Якутии, работали заместителем министра культуры и духовного развития республики. Как этот опыт помог Вам в работе по созданию филармонии?

— Безусловно, опыт в министерстве мне очень помог. Благодаря этому опыту я знаю, как выстраивать отношения с вертикалью власти. Сейчас молодые люди хотят всё и сразу, здесь и сейчас, но такое отношение не вполне верно, понимание этого приходит с опытом работы. По долгу службы приходилось взаимодействовать с разными структурами, я курировала всю театральную и концертную деятельность в республике, и всё это мне, конечно же, пригодилось.
Однако ещё более стал полезен опыт работы с Государственным концертным оркестром Якутии и с Филиалом Якутского музыкального колледжа им. М. Н. Жиркова в Алдане. Многие вопросы, с которыми предстояло столкнуться впоследствии в работе над созданием филармонии, я решала уже тогда, и если аккумулировать весь этот багаж, то можно сказать, что он позволил нашему учреждению двигаться несколько иными темпами. К тому же, за весь предыдущий период я имела возможность общаться с музыкальным миром, и эти связи также оказались очень полезны.

Между нашей филармонией и Мариинским театром подписан договор о сотрудничестве, но история взаимоотношений с театром началась задолго до этого. С 2002 года я проходила стажировку в Мариинском театре под руководством Валерия Гергиева. В 2008 году в рамках Московского Пасхального фестиваля в Якутске и Мирном прошли концерты Академии молодых певцов Мариинского театра. Государственный концертный оркестр Якутии и хор «Соловушка» из Нерюнгри в 2007, 2009 и 2010 годах принимали участие в фестивале и проводили концерты в республике и за её пределами — Иркутск, Челябинске и других городах. А в 2014 году в рамках XIII Московского Пасхального фестиваля в Якутске состоялись концерты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением маэстро Гергиева. В составе оркестра Мариинского театра играли артисты нашего оркестра «Symphonica ARTica». Сейчас мы активно работаем с театром по Виртуальному концертному залу. Совсем недавно во Владивостоке открылся Приморский филиал Мариинского театра, и мы готовы к сотрудничеству, ведь это наш Дальневосточный регион.

Нельзя стороной обойти и проблемы. Главная — это отсутствие собственного здания. Есть ли какие-то решения по данному вопросу?

— Речь здесь даже не о здании, а о концертном зале для населения. Очень сложно работать в условиях отсутствия хорошей акустики, а соответствующую акустику должен обеспечивать филармонический зал, в котором было бы комфортно и музыкантам, и слушателям. В идеале, конечно, необходимы концертный и органный залы, пространство для детей. Руководство республики занимается вопросом строительства зала, мы возлагаем большие надежды на этот год, движение есть.

Другая насущная проблема — нехватка струнно-смычковых специалистов в республике. Конечно, можно пригласить кадры извне, пригласить музыкантов. Но вопрос — где взять на это средства? К тому же политика республики заключается в формировании собственных кадров, и это абсолютно правильно.
А как насчет взаимоотношений с Театром оперы и балета? Там имеются, насколько я знаю, некие трения. Это вопрос конкуренции? Появился рояль Steinway — вроде его республике приобрели, а кажется, что к нему и не допускают.

— Детализировать по этому вопросу мне бы не хотелось. Здесь всё очень просто: это как в семье был один ребёнок, а потом появился другой. Здесь просто нужно время. А что касается рояля, то его приобрели для Якутии, чтобы на нём играли и наши музыканты, и гости, и, конечно же, юные будущие музыканты.

Вот по поводу нехватки средств. Бесспорно, маэстро Фабио Мастранджело — это прекрасный специалист и медийная фигура. Но не слишком ли он «дорог» для филармонии?

— Его гонорары не запредельны. Мастер такого уровня просто необходим филармонии, если мы претендуем на мировое музыкальное пространство.
А нужно это мировое пространство?

— Конечно! Мир музыки — безграничен. Многие наши музыканты представляли республику за рубежом — в США, Китае, Южной Корее, Франции. Тут есть один нюанс — многие думают, что мы тут в юртах живем, а когда приезжают якутяне и играют симфоническую музыку, то для многих это шок. Тем более, когда руководит оркестром дирижёр Фабио Мастранджело, который вкладывает своё мастерство в совершенствование оркестра. В прошлом году у нас появился приглашённый дирижёр — Рашид Скуратов, это тоже мастер высочайшего класса.

ДИРИЖЕРСКАЯ КАРЬЕРА. ЛИЧНОСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ.

Женщин дирижёров в мире очень не много. Наш город, видимо, исключение из правил — и в филармонии, и в оперном театре — дирижёры женщины. Насколько Вам было сложно войти в профессию, ведь психологическое давление со стороны сильного пола Вы, наверное, всегда чувствовали на себе? Женщина дирижёр и мужчина дирижёр чем-то отличаются?

— В профессии дирижёра нет подразделения по половому признаку, здесь всё зависит от уровня профессионализма. Я увлеклась дирижированием во время учёбы в Хабаровске. Там я ходила на многие концерты, смотрела из-за кулис, наблюдала за работой дирижёра. В итоге приняла решение поступать в Новосибирскую консерваторию в класс оперно-симфонического дирижирования профессора, народного артиста СССР Арнольда Каца. Всё время обучения мой педагог говорил мне, мол, зачем тебе это надо — «мы, мужчины, тебя в эту профессию не пустим». И есть здесь свой резон: предназначение женщины — в другом, а эта профессия — очень сложная. Но я свой выбор сделала и это для меня самое главное в жизни.

Как Вам удаётся совмещать административную работу и дирижирование?

— Достаточно сложно было в период работы в Министерстве культуры: до вечера административные обязанности, после — машина в Алдан и с утра дирижёрская работа. Было непросто. Если бы я выбирала, я бы однозначно выбрала дирижирование. Но дирижёров в мире много, а оркестров — много меньше.

С таким рабочим графиком Вам хватает время на досуг? Слушаете ли дома музыку и чем предпочитаете заниматься в свободное время?

— К сожалению, дома на музыку практически нет времени. Прослушивание музыки, в основном, происходит при подготовке к концерту. Дома остаётся только желание выспаться, чтобы быть готовой к рабочему дню. А свободное время уходит на быт, на восстановление сил. В последнем помогает бассейн, когда есть время. Сейчас благодаря коллегам я имею возможность немного разгрузить себя от административной работы и больше времени уделять работе в качестве дирижёра, чему очень рада. Дирижирование для меня — это возможность заниматься любимым делом, мне в этом повезло. А любимая работа поддерживает, придаёт силы.

А если выделить особо значимое событие в Вашей дирижёрской карьере?

— Конечно, это выступление в качестве дирижёра балета «Бахчисарайский фонтан» в 2014 году на исторической сцене Мариинского театра. Также, это выступление опять же в Мариинском театре с Государственным концертным оркестром Якутии и солистами театра. Всё, что связано с Мариинкой, является важным достижением в моей дирижёрской карьере.

Вы сотрудничали с музыкантами мирового уровня. Кто из них повлиял на вас или, может, как то особенно запомнился?

— Во всех отношениях — это Елена Образцова. Мне посчастливилось работать с ней дважды — в Якутске и в Москве. За то короткое время совместной работы, у меня сложилось ощущение, что мы — родные люди. Дело в том, что когда Елена Васильевна приезжала в Якутск, у нее был гипертонический кризис, но, несмотря на это, она работала, дала концерт и мастер-класс. Это уникальный человек. Я не говорю о её профессионализме — об этом знает весь мир. Я имею ввиду, что, будучи в состоянии гипертонического криза, когда человек должен лежать в реанимации — она дала концерт. Человек был настолько жизнелюбом, даже в таком непростом состоянии. Это большой пример для всех, как в профессии, так и во взаимоотношениях с людьми.

О БУДУЩЕМ — В МЕЧТАХ и РЕАЛЬНОСТИ

А кого из музыкантов, исполнителей лично Вам хотелось бы привезти в Якутск, если откинуть вопрос о финансах?

— Дмитрий Хворостовский. Это великий музыкант, и его концерт для якутской публики — моя давнишняя мечта. Однако, такой проект без спонсорской поддержки, скажем прямо, нереален. Очень много музыкантов высокого уровня, которых мне бы хотелось увидеть здесь, в Якутске. В филармонии мы стремимся к тому, чтобы вне зависимости от раскрученности имени, медийности того или иного исполнителя, публика доверяла нам — мы представляем нашим слушателям в высшей степени достойных музыкантов.

А если о реалиях — что уже запланировано в юбилейный год?

— 2016 год — год 100-летия легендарного дирижёра Галины Михайловны Кривошапко, и мы посвятим этой дате серию концертов. Центральным событием сезона неизменно станет международный фестиваль «Северное сияние». А если говорить о пятилетии филармонии, то особенно масштабно мы праздновать не будем, подведем деловые итоги.

Какова главная миссия филармонии?

— Знаете, самое необходимое и полезное для человека — это чистая вода, не соки и не газированные напитки. Филармония и академическая музыка — это как чистая вода, полезные привычки нужно формировать с детства, и ответственность за этот процесс лежит на взрослых. Главное сделать первый шаг — прийти на концерт. В рамках наших образовательных программ мы работаем со школами, и я уверена, что благодаря этой деятельности в будущем наши залы всегда будут наполнены благодарными слушателями. А заботиться об этом нужно сейчас, пока нам только пять лет, и результаты обязательно будут.

yakutia.info

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору