В Большом зале Ленинского Мемориала 8 октября Государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» под управлением лауреата всероссийского конкурса Дмитрия Руссу исполнит музыку чешских композиторов Берджиха Сметаны и Антонина Дворжака. Концерт включен в абонемент, посвящённый симфонической музыке разных стран мира. Дмитрий Руссу рассказал, как готовился концерт.
Корр. — Как вы подбирали произведения для исполнения? Ваш концерт проходит в год рождения Антонина Дворжака, он родился 175 лет назад, в 1841 году. Это совпадение?
Дмитрий Руссу. — Да, действительно, в текущем году два очень значимых музыкальных юбилея: 125 лет Прокофьеву и 175 Дворжаку. Наш концерт открывает абонемент, посвящённый симфонической музыке разных стран мира.
Берджих Сметана и Антонин Дворжак — два чешских национальных классика, музыка которых звучит во всём мире. Симфоническая поэма Сметаны «Влтава» раскрывает образ могучей реки. Славянские танцы Дворжака подчёркивают чешский национальный характер, как и его Восьмая симфония. Кстати, эта симфония прозвучит в Ульяновске впервые, хотя довольно часто исполняется в разных странах мира, наряду со знаменитой Девятой («Из Нового Света»).
Корр. — Антонина Дворжака называют в наши дни — «чешский гений». А как вы оцениваете его творчество?
Дмитрий Руссу. — Это один из наиболее близких мне композиторов, я хочу чаще исполнять его музыку. Известно, что Чайковский очень любил музыку Дворжака, а Брамс вообще оказал молодому Дворжаку поддержку, познакомив его со своим издателем. Чешская музыка очень близка русской по напевности, широте дыхания.
Корр. — В своих интервью вы говорите, что одна из задач музыкантов — это просвещение. Что нового узнают ульяновские слушатели?
Дмитрий Руссу. — Как я уже сказал, Восьмую симфонию Дворжака ульяновская публика услышит впервые и, уверен, не останется равнодушной. Премьеры ожидаются и в последующих концертах этого абонемента. В ноябре у нас будет программа «Испания», а в апреле — «Венгрия».
Корр. — В минувшем сезоне один из концертов был нацелен на то, чтобы показать в полном блеске солистов оркестра. Это замечательное начинание продолжится?
Дмитрий Руссу. — Конечно. И в этом концертном году у нас намечено несколько программ, в которых будут задействованы музыканты нашего оркестра в качестве солистов. Пока не буду раскрывать всех секретов.
Корр. — Как реально происходит окончательное утверждение программы? Как обеспечивается сочетание произведений, их созвучие, концерт — это нечто иное, большее, чем исполнение отдельно одной музыкальной вещи?
Дмитрий Руссу. — Составление программы — это одна из важнейших творческих задач, стоящих перед дирижёром. С одной стороны, всегда хочется исполнить в концерте что-то новое, с другой — важно не «перекормить» слушателя новинками. Мне нравится, когда в программе концерта, наряду с популярной, знакомой слушателю музыкой, прозвучит пусть одно, но абсолютно новое для него. Тогда нашу просветительскую задачу можно считать выполненной. В этом смысле мне нравится нестандартный, творческий подход к составлению программ, который используют, например, дирижёры Владимир Юровский или Андрей Борейко.
Корр. — В одном из интервью вы сказали, что для того, чтобы лучше понять замысел композитора, стараетесь больше узнать о стране и времени написания музыки. В этом случае, как было, что вам помогало? Какие информационные источники использовали, какие факты из биографий музыкантов особенно привлекли и заинтересовали?
Дмитрий Руссу. — Да, это действительно очень важно — знать о стране и времени написания музыки, обладать чувством стиля… Но ещё важнее — попытаться понять, насколько это возможно, самого композитора как человека, почитать его письма, дневники и т. д. Тогда приходит более глубокое понимание того, что стоит за нотами. Лично я стал лучше, острее чувствовать музыку Дворжака после того, как сам побывал в Чехии. Думаю, большую часть содержания его творчества составляет изумительная чешская природа. Если вспомнить историю Чехии, то даже на какой-то странице партитуры вдруг встречаешь фрагмент, содержащий гуситский гимн — мужественный, ведущий к борьбе.
Корр. — Недавно Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского побывал в Праге. «Мы всегда очень трепетно относимся к творчеству чешского композитора Дворжака, потому что его музыку высоко ценил Чайковский», — сказал художественный руководитель и главный дирижер оркестра, народный артист СССР Владимир Федосеев. Как вы думаете, что он понимает под этим? За что лично вы цените Дворжака, Сметану?
Дмитрий Руссу. — Я думаю, что Владимир Иванович имеет здесь в виду именно то, о чём я сказал выше — близость чешской и русской музыки, её общие славянские корни. При этом, как ни парадоксально, многие симфонические произведения, как Сметаны, так и Дворжака, исполняются у нас в России редко. Мы будем с нашей стороны стараться восполнить этот пробел.
Петр Дуюн
ulpravda.ru