Дневник органиста: Тимур Халиуллин вспоминает и репетирует

Добавлено 16 декабря 2014 Тимур Халиуллин

Тимур Халиуллин (карильон, клавесин, орган), Белгородская филармония, Органный зал Белгородской филармонии, Олег Шейна (виолончель), Даниэль Зарецкий (орган), Олег Безинских (контртенор)

О том, как готовили главный концерт года в органном зале Белгородской государственной филармонии

Фото Юрия Бограда
День рождения белгородского органа отмечают два дня — такая традиция складывается с момента появления короля всех инструментов в Белгороде. И вчера, 15 декабря, прозвучал первый праздничный «Концерт для уникального голоса с органом», а сегодня — второй: белгородский органист Тимур Халиуллин представит свои «Органные сюрпризы».

Рискну назвать эту концертную программу самой необычной в уходящем году, поскольку вошли в неё одни из лучших пьес, когда-либо исполненных Халиуллиным. Причём перед слушателями они предстанут совершенно иными. Разумеется, не обойдётся без сюрпризов — премьеры оригинальных партитур, концептуальное эффектное оформление номеров и кое-что ещё. В этом материале вы узнаете, по какому стечению обстоятельств основа «Органных сюрпризов» получилась именно такой.

Подарок для органа

12 ноября, 2014-й. Проводил в аэропорт вице-президента немецкой фирмы «Ойле» Дирка Пфайфера и его коллегу (Hermann Eule Orgelbau — немецкая фирма, которая поострила белгородский орган — прим. авт.). Руководители филармонии — Светлана Боруха и Евгений Алешников — преподнесли такой подарок органу: организовали визит немецких специалистов, которые привели инструмент в порядок. Приятно, что отметили, как хорошо орган сохранился, несмотря на огромное количество состоявшихся концертов (только в 2014-м я исполнил 82 концерта). И всё благодаря заботе о нём и постоянному уходу белгородских органных мастеров Владимира Кротова и Ильи Гращенко.

15 декабря, 2014-й. «Концерт для уникального голоса с органом» — первый праздничный вечер прошёл исключительно. Могло ли быть иначе, если главный его герой — заслуженный артист России Даниэль Зарецкий. Мой учитель! Признанный в России и за рубежом мастер органного исполнительства, именно он — один из тех личностей, благодаря которым органное искусство стало доступным белгородцам. Зарецкий представил не только старинную музыку (Иоганна Себастьяна Баха, Генри Пёрселла, Георга Фридриха Генделя, Бенедетто Марчелло, Джованни Баттиста Перголези, Томмазо Джордани), но и сочинения куда более поздних эпох (Леона Боэльмана, Хоакина Родриго, Луиджи Денца, Франческо Паоло Тости, Луи Вьерна…).

Контратенор Олег Безинских с Даниэлем Зарецким. Фото Антона Черева
А вместе с ним выступал артист, известный как в академических, так и в эстрадных кругах, — контратенор Олег Безинских. Голосовой тембр Безинских редчайший, его не с чем сравнить. Диапазон составляет более трёх октав, а потому ему многое подвластно — от баритона до сопрано. Об этом я читал, но всё равно в реальности звучащий голос Безинских обернулся для меня полной неожиданностью.

Бах и его особая для Белгорода пьеса

Видео Наталия Козлова
Сентябрь, 1995-й (годы учёбы в музыкальной школе № 6 Ижевска). Сегодня на уроке музыкальной литературы нам включили пластинку — играли Токкату и фугу ре минор Иоганна Себастьяна Баха. И играли на величественном органе. Сложно описать своё состояние от услышанного — мне словно музыку космоса открыли.

Декабрь, 2003-й (время учёбы в ижевском музыкальном колледже, класс фортепиано Елены Лебедевой). Сегодня, наконец, раздобыл ноты Токкаты и фуги ре минор в переложении итальянского композитора Феруччо Бузони. Скорее бы за фортепиано!

Октябрь, 2007-й (Т. Х. — в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова). В Ижевске, наконец, построили орган. Предстоит исполнить восемь концертов в родном городе. Специально для этих выступлений готовлю баховскую Токкату. Только начинаю путь органиста — как волнительно.

15 декабря, 2011-й. Всего несколько часов остаётся до первого органного концерта в Белгороде. Какую ответственность я сейчас ощущаю, ведь Токката и фуга ре минор Баха, которую я всегда представлял по-особому, в своей регистровке, станет первыми органными звуками для жителей этого города, для стен этого прекрасного нового органного зала.

16 декабря, 2014-й. Токката и фуга ре минор… Конечно, это произведение войдёт в «Органные сюрпризы». В Белгороде я исполнял его более 300 раз, но всякий раз оно звучит как в первый. Мог ли я подумать, будучи 8-летним мальчиком, что буду играть её на органе и играть так много?

На пограничье искусств

На репетиции светового 3D-шоу. Фото Вадима Радченко
15 января, 2011-й. Был на концерте Станислава Калинина в Доме органной и камерной музыки (при Соборе Успения Пресвятой Богородицы, Харьков — прим. авт.). То световое шоу, что я увидел, просто потрясло. Разнообразные световые модификации и то, как они совпадают с музыкой, — всё это настолько точно срезанировало с моим внутренним состоянием и оказало столь мощное воздействие, что вот уже несколько дней только об этом и думаю.

21 декабря, 2011-й. Отправляюсь в Харьков. Исполню там два концерта. Не забыть спросить Калинина о световом шоу.

3 ноября, 2014-й. Сегодня играл органный концерт в рамках «Ночи искусств». А после ко мне подошёл Вадим Радченко, создатель грандиозных проекционных шоу (можно было видеть в августе на здании музея-диорамы «Курская битва. Бклгородское направление» — прим. авт.), и предложил устроить световое 3D-шоу в органном зале! Чудеса-то, что раньше так настойчиво крутилось в моей голове, наконец, осуществится. И когда — в день рождения органа!

8 декабря, 2014-й. Несколько часов назад тщательно исследовали параметры зала с Алексеем Рашиным. Он великолепный светорежиссёр из команды Радченко. Алексей и подготовит световое 3D-шоу для моего концерта. Договорились, что его проекции будут сопровождать три композиции: баховскую Токкату и фугу ре минор, «Висячие сады» Жана Аллена (такая подходящая для визуализации музыка — в ней изображены вьющиеся лианы, порхающие бабочки, птичьи трели и сияние, исходящие от распахнутых райских врат…). И Токкату из «Готической сюиты» Боэльмана (рисованные светом фрески и готические витражи украсят инструмент). Последнюю я посвящаю Ирине Чечиль — архитектору, спроектировавшему органный зал и его прекрасную акустику. В этом есть некий символизм — её архитектурное решение совпадёт с архитектурой звука (музыкальной архитектоникой) и света.

12 декабря, 2014-й. Получил проморолики шоу от Алексея — фантастика. То, что произойдёт 16 декабря, будет на пограничье искусств, музыкального и визуального. Орган оживёт от касания клавиш и световой живописи, которая предстанет в динамике и расцветит его.

«Лебедь»: орган, виолончель и балерина

5 июня, 2012-й. Давно в моей голове звучал «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса — музыка потрясающей красоты. И вот в последнем концерте этого сезона «Органный романтизм» я его исполнил. А как партию органа поддержало соло альта Виктории Безуглой!

9 марта, 2014-й. Из-за репетиции опоздал к началу первого концерта BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья». А когда, наконец, пробрался в зал, застыл ошеломлённый: в холодном свете прожектора оживал утончённый, грациозный лебедь — изумительный пластический рисунок на сцене воплощала прима-балерина Мариинского театра Юлия Махалина. Её танец сопровождали музыка виолончели Борислава Струлёва и скрипки московской солистки Анны Боровик.

13 октября, 2014-й. Отличная новость — художник по свету филармонии Андрей Жигалов раздобыл световую пушку. Надо подумать, для чего её приспособить. Вот бы сделать номер с балериной, чтобы она танцевала под музыку органа в круге света, созданного пушкой.

11 ноября, 2014-й. Слышать о «Молодом балете» Виктора Ганженко слышал, но как-то скептически к этому относился. А тут пришёл в Белгородский государственный институт искусств и культуры и увидел воочию — что сказать, потрясён тем, на каком уровне танцуют студенты. Вспомнил композицию Махалиной, Струлёва и Боровик — обязательно привлеку кого-то из балерин «МБ» для участия в «Органных сюрпризах».

13 декабря, 2014-й. 18:00 — репетируем с виолончелистом Олегом Шейной и балериной «МБ» Алисой Зылёвой. Надеюсь, нам удаётся достигать того удивительно гармоничного баланса между хореографией и музыкой органа и виолончели. Как воспримут этот синтез, ведь в этой версии такого ещё не было?

Сверхъестественное от Талбен-Болла

15 мая, 2011-й. Сегодня впервые услышал Вариации на тему Паганини для педали соло Джорджа Талбен-Болла. Поражён, какой виртуозной и самодостаточной может быть игра на органе лишь одними ногами. И как я заблуждался, думая об этом как о цирковом трюкачестве, в то время как это — настоящее искусство. Всё больше игра на педали соло занимает мои мысли. Решено — сделаю этот феномен темой моей магистерской диссертации. Эх, разыскать бы ещё эти ноты!

2 октября, 2014-й. Зашёл на «Фейсбук»: коллега из Минска Юрий Габрусь прислал мне заветные ноты сочинения Талбен-Болла. О, радость! — как же давно я хотел её заполучить! Американский композитор переложил и обработал для органной педали самый известный из каприсов Николо Паганини — 24-й. Выразил тем самым идею трансцендентности, чего-то сверхъестественного.

Гендель и его сюита на все времена

Октябрь, 2014-й. «Я бы хотела услышать Сарабанду Генделя на клавесине», — сказала сегодня моя коллега Евгения Почернина (специалист отдела по связям с общественностью БГФ — прим. авт.). Идея эта проникла в меня — и несколькими часами позже я уже наигрывал произведение немецко-английского композитора на лютневом регистре клавесина. Хорошо звучит. Что если включить его в «Органные сюрпризы» как своеобразное поздравление органа от его младшего родственника, клавесина?

15 декабря, 2014-й. До концерта — считанные часы. Продолжаю репетировать. Новые интерпретации уже знакомых белгородцам композиций, ансамбль с виолончелью и балериной, импровизации на неожиданные темы, проекционное 3D-шоу от Вадима Радченко и Алексея Рашина и светодиодное шоу от арт-директора Театра огненных мистерий Shadows Олега Кравченко… — столько всего запланировано, но всё ли удастся? А главное — как в этот раз воспримет слушатель музыку величественного именинника?…

Екатерина Шаронова

www.belpressa.ru

ВКонтакте Facebook Twitter Мой Мир Google+ LiveJournal

© 2009–2024 АНО «Информационный музыкальный центр». mail@muzkarta.ru
Отправить сообщение модератору