Два неоконченных произведения Шуберта прозвучали в Зале Чайковского: его знаменитая Восьмая симфония и Десятая, переработанная по сохранившимся эскизам композитором-авангардистом Лучано Берио и получившая в новом авторском формате название Rendering («Толкование»). Программу исполнили Александр Рудин и камерный оркестр Musica Viva.
Александр Рудин. Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости
В такого рода логически безупречных музыкальных стяжках и состоит шарм рудинских авторских программ. Главная их коллизия вынесена в титул филармонического абонемента оркестра Musica Viva — «Шедевры и премьеры». В рамках этого цикла и был представлен шубертовский «сюжет». Точкой отсчета стала Восьмая, «Неоконченная» — абсолютный шедевр с недописанными Третьей и Четвертой частями. Эта загадочная и новаторская партитура прозвучала как объемный «венский» метатекст, в котором слышались и бетховенские острые контрасты драматизма и отрешенной лирики, и моцартовские параллели — особенно в Первой части, где темные раскаты tutti отсвечивали финалом «Дон Жуана». В этой интерпретации рафинировался каждый шубертовский звук, особенно во Второй части с ее воздушными струнными, мерным пиццикато и безмятежными соло гобоя и кларнета — эфемерный образ утраченной миром гармонии.
Та же идея эфемерности присутствовала и в Симфонии Rendering, созданной по эскизам шубертовской Десятой итальянским композитором Лучано Берио. Rendering прозвучала во втором отделении, а ее исполнению предшествовала другая партитура композитора — «Народные песни для меццо-сопрано и оркестра» (аранжировки фольклора разных стран на английском, армянском, азербайджанском, окситанском и других языках). Их исполнила испанская певица Майте Бомон, впервые приехавшая в Москву и очаровавшая своим теплым, мягким тембром голоса и тонким чувством стиля песен, где фольклор неожиданно разбавлялся авангардными звуковыми разводами перкуссии.
В этом состояло особое искусство Берио — входить в другой музыкальный текст и, сохраняя его неповрежденным, создавать новую авторскую партитуру. Эскизы шубертовской Десятой он переработал в головокружительное по красоте собственное сочинение. Все зияющие пустоты оркестрованных им фрагментов он заполнил абсолютно новой текстурой — мерцающими звуковыми стяжками с эфемерным тембром челесты. У оркестра Musica Viva эти стяжки между Шубертом и Берио напоминали переходы в другое измерение — наплывы, дуновения, плазменные звучания. Но драматургия Rendering развивалась не по принципу контраста. В шубертовских фрагментах были драматическое напряжение, рельефы мелодических тем, полновесный оркестровый звук. А внутри оркестра происходило поразительное бериовское приключение: незаметно, звук за звуком начиналась диффузия, преображавшая шубертовскую музыкальную ткань в совершенно другую звуковую текстуру — призрачную, нежную, эфемерную. И удивительным образом обновляющую представление о музыке самого Шуберта.
Источник:
rg.ru